N°108
21 июня 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 АФИША
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  21.06.2002
Его рисовали все друзья
В музейном центре РГГУ открылась выставка «Леонид Талочкин. Портреты»

версия для печати
Леонид Талочкин -- известный коллекционер, человек, друживший со многими художниками-нонконформистами, знаток художественной культуры второй половины ХХ века. По образованию «физик», инженер, Леонид Талочкин после знакомства с художниками Лианозовской школы не на шутку увлекся «лирикой». Работал то сторожем, то дворником и свою коллекцию собирал совсем не так, как это теперь принято: Талочкин не мог платить за картины больших денег, а зачастую и вообще никаких не платил. Большинство произведений искусства в его собрании -- это подарки друзей и знакомых. Те, с кем не дружил, те не дарили. Рассказывают, что его комната в коммуналке была заставлена картинами сверху донизу.

В 80-х годах его собрание получило статус «государственного значения», а в 2000 году в Российском государственном гуманитарном университете организован музей «Другое искусство» (так называлась вышедшая в 1991 году книга, составленная из материалов архива Талочкина). 2 мая этого года коллекционер скончался. После смерти его удостоили сравнения с Щукиным и Морозовым, что, конечно, справедливо.

Музейный центр Российского государственного гуманитарного университета почтил его память самым логичным и естественным образом. На выставке, посвященной коллекционеру, висят его портреты, сделанные известными и неизвестными художниками из числа его друзей. Леонид Талочкин имел весьма живописную внешность: длинная белая борода и волосы делали его похожим на персонажа сказок, снятых Александром Роу. Рисовать его любили, делали это часто и по-разному. На выставке, например, висят Талочкин Анатолия Зверева и Талочкин Владимира Яковлева. Зверевский вариант благодаря технике (простой карандаш и красный фломастер) напоминает японскую живопись. Портрет Талочкина кисти Владимира Яковлева -- работа хрестоматийная и, возможно, имеющая наименьшее отношение к коллекционеру. Талочкин на ней просто интересный пластический мотив.

При посещении музея «Другое искусство» рождается ощущение, что в советское время художником был чуть ли не каждый второй. Количество экспонатов и неизвестных имен превышает всякое разумение. Из-за этого многие упрекают Талочкина в некритичности, а коллекцию -- в нерепрезентативности. Но в этом как раз и заключается огромная непреходящая ценность коллекции Талочкина, рассказывающей гораздо полнее, чем могла бы подборка лучших работ, историю отечественного нонконформизма, которая отнюдь не была делом гениальных одиночек. Все-таки шел процесс, неказистый по сравнению с западным, но -- процесс. И если в обычных музеях представлены результаты, итоги, то коллекция Талочкина запечатлела этот самый процесс. Экспозицию в РГГУ можно сравнить с Политехническим музеем, в котором выставлены, скажем, приборы, придуманные пионерами электрической энергии. Выставка «Портреты» -- часть музея. И в качестве таковой она обладает всеми его отличительными признаками. Легким ароматом ностальгии шестидесятничества -- «когда мы были молодые». Атмосферой капустника, когда каждый показывает, кто во что горазд. Определенной долей непрофессионализма и наивности, особенно по сравнению с канонизированными образцами нонконформизма. Проще говоря, очарованием. Жизнь Талочкина в искусстве удалась. То, что его не стало, -- большая потеря. То, что он был и успел сделать многое для обнародования своей коллекции, -- очень ценно. Скорее всего, нас еще ждет много интересных открытий, когда станут доступны архивы Леонида Талочкина.
Валентин ДЬЯКОНОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  21.06.2002
Завтра на ОРТ выходит новая версия телевизионного фильма «Берлинский экспресс», снятого на документальной основе. В ролях -- Рената Литвинова и Вячеслав Тихонов. Он -- кумир, эталонный актер советского кино, она -- едва ли не самая яркая кинодива последних лет. Литвинову можно не любить, кого-то она раздражает своей подчеркнутой манерностью, зато другие находят в ее искусственных интонациях и стилизованном облике звезды тридцатых годов необычайную прелесть. Рената Литвинова сняла великолепный документальный фильм «Нет смерти для меня», сыграла у таких разных режиссеров, как Александр Митта и Кира Муратова. Родила ребенка. В этом году вошла в жюри Берлинского фестиваля. Написала несколько сценариев, теперь сама снимает игровой фильм. О том, что она про все это думает, Рената ЛИТВИНОВА рассказала нашему корреспонденту Елене КОСТЫЛЕВОЙ... >>
  • //  21.06.2002
В музейном центре РГГУ открылась выставка «Леонид Талочкин. Портреты»
Леонид Талочкин -- известный коллекционер, человек, друживший со многими художниками-нонконформистами, знаток художественной культуры второй половины ХХ века. По образованию «физик», инженер, Леонид Талочкин после знакомства с художниками Лианозовской школы не на шутку увлекся «лирикой». Работал то сторожем, то дворником и свою коллекцию собирал совсем не так, как это теперь принято: Талочкин не мог платить за картины больших денег, а зачастую и вообще никаких не платил. Большинство произведений искусства в его собрании -- это подарки друзей и знакомых. Те, с кем не дружил, те не дарили. Рассказывают, что его комната в коммуналке была заставлена картинами сверху донизу... >>
  • //  21.06.2002
«Осиное гнездо» на экранах Москвы
В последнее время французское жанровое кино не вызывало никаких других ощущений, кроме уныния в лучшем случае или глухого раздражения, переходящего порою в благородную ярость, в случае худшем и наиболее распространенном: несмешные комедии, ненапряженные триллеры, нестрашные фильмы ужасов и небоевые боевики заполоняли экран и подобно стивенкинговским лангольерам выедали из сознания последние воспоминания о тех баснословных временах, когда французское кино на самом деле было синонимом и гарантией качества, хорошего настроения и высокого профессионального уровня. И на каждую невесть каким образом вручную сотворенную «Амели» приходилось по полдюжины продюсерских проектов Люка Бессона, лепящего фильмы, как автомат пельмени, и совершенно не заботящегося о мало-мальской удобоваримости своей продукции... >>
  • //  21.06.2002
Отмененный недавно концерт немецкой группы Rammstein все-таки состоялся, но прошел не в «Тушино», а... в клубе «Б2»! Трудно поверить, что сверхпопулярная во всем мире группа, флагман современной тяжелой музыки, выступит хоть и в крупном, но -- клубе. Понятно, что все мероприятие было обставлено промоутерами с небывалым шухером. На вопрос «А правда ли?» промоутеры и сопричастные мероприятию лица наводили тень на плетень. Дескать, да, группа в Москве, будут давать интервью радио «Ультра», но концерт отменен, и что музыканты будут делать в Москве вечером -- их, музыкантов, личное дело. Клуб «Б2» на вопрос «о вечерней программе» сообщил, что «клуб сегодня закрыт». На дверях клуба висела надпись «Закрыто». Зато у дверей стоял рядок байкерских мотоциклов, а с тыльной стороны здания -- какой-то огроменный трейлер с немецкими номерами и красочной надписью «рок-н-рол». Что может делать трейлер в центре Москвы, на маленькой улочке близ Садового кольца? Трейлер стоял и прикидывался чайником, а в это время к дверям клуба медленно стягивался бомонд. Все говорило досужим прохожим о том, что «в клубе что-то происходит»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика