N°105
18 июня 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  18.06.2002
Нескромная трапеза
На конкурсе им. Чайковского определились финалисты-инструменталисты

версия для печати
Имена финалистов, которые сегодня начнут бороться за увеличенный главный приз (одна японская корпорация добавила к первой премии 10 тыс. долларов, и теперь она составляет 30 тыс.), были названы после второго тура глубокой ночью. Жюри скрипачей обнародовало результаты в искусно срежиссированной теплейшей обстановке: Владимир Спиваков засыпал не прошедших в финал конкурсантов специальными призами, отметил нескольких концертмейстеров. В числе прочего -- изящными реверансами в адрес педагогов -- членов жюри, чьи надежды на продвижение своих учеников не оправдались. Потом долго целовал дюймовочку Катю Фролову, чистенько сыгравшую все головокружительные нотки взрослой программы (она не прошла в финал, но жюри присудило ей премию в 1300 долларов, что приятно делится на число членов жюри -- их 13). Пообещал послать письмо кому-то из корейцев в учебное заведение. Под дружные аплодисменты огласил финальный список, и всем показалось, что в нем почти все хорошо. Неудачникам маэстро предложил публично задавать вопросы, но никто не стал. Чего уж там: в финале есть немножко пострадавший во время московских футбольных беспорядков талантливый Си Чэнь. Есть три ученика великого профессора Захара Брона. Из них двое -- лауреаты спиваковского конкурса им. Сарасате (идеально техничной и эмоционально жидковатой Тамаки Кавакубо как прочили первую премию еще до начала нынешнего состязания, так и продолжают). Есть один студент уважаемого профессора Эдуарда Грача -- бодрый Гайк Казазян. Есть один воспитанник уважаемого профессора Сергея Кравченко -- сорвавший второй тур Евгений Стембольский. А это означает, что по придуманному Спиваковым регламенту вышеназванные профессора и члены жюри вообще не будут голосовать в финале (в других специальностях те педагоги, чей ученик играет финальный тур, не голосуют только за него). Все решится сокращенным судейским составом, а усилия Спивакова по укреплению авторитета скрипичных решений уже лидируют по витиеватости и виртуозности.

Примерно в то же время респектабельное жюри виолончелистов изумило не менее респектабельным финальным списком, в который попал только один российский виолончелист -- Дмитрий Прокофьев, давно известный как умница и вундеркинд. Не обидели отличную американку Софи Шао, лауреатку конкурса Ростроповича. Не потеряли слегка неряшливого и сверх меры обаятельного француза Ромена Гариу, выступающего в жанре «приз зрительских симпатий». Спецпризами отметили двух (из многих) любимцев публики -- Александра Бузлова и Деану Талленс.

После часа ночи председатель жюри пианистов Владимир Крайнев сухо созвал пианистов. Спецприз дали одному нефиналисту, Судзуки Хиронао, за темные и строгие «Сарказмы» Прокофьева. Список финалистов был воспринят скорее задумчиво. Апплодировали тихо и дежурно. Общее настроение соответствовало моменту: никто пока не знает победителей, но уже известны проигравшие. И в их числе -- пианистка, педагог и член фортепианного жюри Элисо Вирсаладзе.

По выражению ее лица можно было догадаться, что ее съели. И вправду. Ученик Вирсаладзе Алексей Володин, игравший оба тура почти безупречно, на втором -- менее ярко, но также свободно и умно, виртуозным решением жюри снят с дистанции. Общее мнение состоит в том, что с аппетитом проглоченная Вирсаладзе и отставка музыканта, которому после сонаты Appassionato в первом туре и справного второго прочили одну из премий, -- выглядят несколько неприлично.

Так что сюрприз вышел не там, где ожидалось. Публика опасалась, что жюри, расстроенное виртуозной, шальной и одноплановой манерой Дмитрия Тетерина, не пропустит его в финал. Как в прошлом не пропустило заносчивого Алексея Султанова. Тетерина, с его свободным пианизмом, заметили на первом туре, после чего он грамотно нарушил академичное спокойствие второго шикарно сыгранной музыкой в духе джазового модернизма: «1999 год» Карла Вайна звучал вызывающе на фоне однообразного конкурсного репертуара, но не стоит преувеличивать его скандальность - он, например, предлагался международным конкурсом в Сиднее. По словам пианиста, «лучше оставлять неприятное впечатление, чем никакого». И эта стратегия сработала лучше, чем володинская попытка корректного существования в ясных образах культуры и мутных условиях исполнительского рынка.

Пока заинтересованная публика гадала, как будут реализованы интересы Владимира Крайнева, наблюдая то за бессмысленной игрой его американца Руфуса Чоя, то за тихой фрондой крайневского «бывшего» Владимира Свердлова, в финале оказался некто Дмитрий Онищенко. Ничем особенно не примечательный хороший профессионал, он же победитель крайневского фортепианного конкурса в Харькове.

Кого-то удивило попадание в финал Павла Домбровского, талантливого юноши, слишком правильно и скромно следующего всем традициям интеллигентной школы Льва Наумова. Словно спрятавшись в трафаретном академизме как в темной конуре, Домбровский переиграл и Володина, и нервного Шибко, и заинтриговавшего сумраком рахманиновских «Вариаций на тему Корелли» Сальникова, и работящую Мечетину, и умного Кудрякова. В финальном списке это среднее звено в чем-то одаренных, хорошо обученных, но почему-то бесцельно путешествующих по музыкальным пространствам пианистов представлено также Андреем Поночевным. Сколь был хорош на первом туре, столь же расстроил на втором: за унылого, как пакля, Брамса, с неловким звуком и проблематичными темпами, пианист попробует реабилитироваться в финале Вторым концертом Рахманинова. А мы между тем настоятельно рекомендуем не мучиться, а идти сразу на Аяко Уехару -- изумительную ученицу Веры Горностаевой. Ее Шостакович на втором туре был блистателен. Бетховен на третьем обещает быть ничем не хуже. Уехару уже сейчас можно назвать безусловным открытием конкурса. Что касается финальных результатов, здесь многое зависит от оркестров, многое -- от нервов и почти все -- от педагогических или имиджевых амбиций членов жюри конкурса, который, как везде, не только состязание исполнителей, но и турнир влияний.
Юлия БЕДЕРОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  18.06.2002
На конкурсе им. Чайковского определились финалисты-инструменталисты
Имена финалистов, которые сегодня начнут бороться за увеличенный главный приз (одна японская корпорация добавила к первой премии 10 тыс. долларов, и теперь она составляет 30 тыс.), были названы после второго тура глубокой ночью. Жюри скрипачей обнародовало результаты в искусно срежиссированной теплейшей обстановке: Владимир Спиваков засыпал не прошедших в финал конкурсантов специальными призами, отметил нескольких концертмейстеров. В числе прочего -- изящными реверансами в адрес педагогов -- членов жюри, чьи надежды на продвижение своих учеников не оправдались. Потом долго целовал дюймовочку Катю Фролову, чистенько сыгравшую все головокружительные нотки взрослой программы (она не прошла в финал, но жюри присудило ей премию в 1300 долларов, что приятно делится на число членов жюри -- их 13). Пообещал послать письмо кому-то из корейцев в учебное заведение. Под дружные аплодисменты огласил финальный список, и всем показалось, что в нем почти все хорошо... >>
  • //  18.06.2002
26 июня в рамках Московского Международного кинофестиваля, который открывается в пятницу, как и было обещано, состоится презентация Национальной академии киноискусства и науки и ее премии «Золотой орел». Об этом РИА «Новости» сообщил первый вице-президент академии кинорежиссер Геннадий Полока. Презентация пройдет на киностудии «Мосфильм», в знаменитом первом павильоне, а позже, если позволит погода, праздник переместится в сад Довженко. На церемонии будут представлены символы Национальной академии киноискусства и науки: герб, знамя и гимн. Будут также названы обладатели премии «Золотой орел» в номинации «За вклад в развитие мирового кинематографа»... >>
  • //  18.06.2002
Вчера состоялся брифинг художественного руководителя и директора Мариинского театра Валерия Гергиева, посвященный грядущему концертному исполнению оперы Сергея Прокофьева «Повесть о настоящем человеке». Событие состоится 20 июня в рамках X Международного фестиваля «Звезды белых ночей» и по замыслу устроителей должно стать едва ли не центральным. Опера, написанная композитором по одноименной повести Бориса Полевого, создавалась в тяжелое для Прокофьева время, когда вышло постановление ЦК «Об опере В. Мурадели «Великая дружба», в котором Прокофьев был заклеймен как формалист. В 1948 году опера единственный раз звучала в стенах Кировского театра на закрытом просмотре и с тех пор в театре не шла. Лишь в 1960 году она была поставлена на сцене Большого театра. «Повесть о настоящем человеке» возвращается на сцену Мариинского театра, в репертуаре которого теперь собраны все оперные шедевры Сергея Прокофьева. >>
  • //  18.06.2002
В «Сатириконе» поставили пьесу Эжена Ионеско «Макбетт»
Сейчас я попытаюсь объяснить, чем отличается пьеса Ионеско от почти одноименной пьесы Шекспира. Ну, во-первых, пьеса Шекспира лучше. В ней есть такие поэтические высоты (например, монолог Макбета накануне решающего сражения), с которыми в мировой драматургии вообще мало что сравнится. Во-вторых, она сложнее. На эти высоты невозможно вскочить с разбега, а надо долго и мучительно карабкаться, обдирая себе пальцы в кровь. В-третьих, в трагедии Шекспира, несмотря на густой метафорический туман и противоречивость главного героя, есть очень ясное представление о Добре и Зле. В самом общем виде это история о том, как мировой порядок в государстве, обществе и даже природе был нарушен силами Зла и как в финале, после того как ставленник ведьм повержен благородным Макдуфом, порядок восстанавливается... >>
  • //  18.06.2002
Обзор журналов для читателей газеты «ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ»... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика