N°1
09 января 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  09.01.2002
Тоталитарный рэп
«Эксперимент» Оливера Хиршбигеля на экранах Москвы

версия для печати
Объявление в газете сулит четыре тысячи марок: медицинский центр набирает добровольцев для участия в научном опыте. На две недели их поместят в условия настоящей тюрьмы. Одним уготовано быть заключенными, другим -- надзирателями: психологические тесты определили, кому достанутся форма, наручники и резиновые «демократизаторы», а кому просто долгополая рубаха с номером на груди. Впрочем, для разделения волонтеров можно было бы ограничиться примитивной физиономистикой. И так понятно, что в вертухаи определят вон того сдержанного до поры до времени блондина с глазами подонка-перверта и этого краснорожего гогочущего здоровяка, который с самого начала получает удовольствие от грядущего развлечения, ну и робкого и рыхлого бородача тоже -- для оживления сюжета. А зэков можно разбавить специально подготовленным морпехом, засланным из курирующего эксперимент секретного ведомства. Дальше -- сами. Как Ид на душу положит.

То, что произойдет дальше, понятно еще до того, как фильм начнется. Свитое профессионалами кукушкино гнездо явно не предназначено для воспитания добрых чувств. Так что не пройдет и нескольких дней, как смоделированная реальность окончательно выйдет из-под контроля. Эксперимент превратится в аттракцион -- к вящей радости публики, весьма эффектный. Пожалуй, это, как ни странно, и является главным достоинством «Эксперимента» -- избежав соблазна превратиться в притчу, он бодро и стремительно выруливает на проторенную дорогу традиционного тюремного боевика о бунте и побеге. В какой-то момент, когда герои забывают, что тюрьма ненастоящая, то же самое происходит и со зрителями. И до каких бы то ни было социопсихологических обобщений уже нет никакого дела.

Вопреки сложившемуся мнению, «Эксперимент» не имеет никакого отношения к модным reality show -- за тем, как идут дела в камерах и комнатах отдыха для охраны, могут наблюдать только демиурги-ученые, да и те в какой-то момент оказываются лишены этой возможности. Так что от параллелей с «Последним героем» и «За стеклом» стоит воздержаться. Куда любопытнее сравнить «Эксперимент» с недавней «Королевской битвой», бюргера -- с самураем. Фильм Фукасаку тоже можно воспринимать (его и воспринимают) двояко: как социальное предупреждение или как просто невероятно красиво поставленную резню. Но убедительности, пусть временами абсурдной, сорокинской, в «Битве» было все-таки больше. Мир, придуманный там, казался не только куда более опасным и враждебным, но и осмысленным. Близким. И в перспективе -- вполне реальным. У Хиршбигеля же не более чем аккуратно, увлекательно и эффектно изложенный частный случай. Никакого особенного предостережения он не несет. Единственное, что может сбыться, -- так это появление уже не «экспериментальных», а самых настоящих тюрем, в которые можно будет сесть по собственному желанию. И неплохо на этом заработать.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  09.01.2002
На Новой сцене МХАТ появились «Старосветские помещики»
Недавний выпускник курса Петра Фоменко Миндаугас Карбаускис в начале сезона весьма удачно поставил в «Табакерке» малоизвестную одноактовку Торнтона Уайлдера «Долгий рождественский обед». Воодушевленный этим дебютом, Олег Табаков выделил ему от своих щедрот еще более престижную площадку -- Новую сцену МХАТ. Здесь молодой режиссер взялся за Гоголя... >>
  • //  09.01.2002
С 8 по 11 января 2002 года в Казани проходят заседания президиума Союза музеев России. Программа работы президиума предусматривает знакомство с музеями Казани и Чистополя, посещение Раифского Богородицкого мужского монастыря и храма Всех Религий, участие в открытии выставки «Памятники мусульманского искусства из собрания Государственного Эрмитажа и музеев Татарстана» и научном симпозиуме «Исламское искусство в Волго-Уральском регионе в общероссийском контексте». Особый статус мероприятиям придает участие в них президента Союза музеев России, директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского... >>
  • //  09.01.2002
В канун старого Нового года объявят своих лауреатов российские кинокритики и журналисты. За «Золотой овен» в этом году соревнуются четыре фильма, в том числе один украинский -- «Второстепенные люди» Киры Муратовой... >>
  • //  09.01.2002
О конкурсной программе Берлинского кинофестиваля
Стали известны первые подробности конкурсной программы 52-го Берлинского фестиваля, который пройдет с 6 по 17 февраля. Окончательно программа будет объявлена 29 января, однако сейчас уже известны девять фильмов, которые будут бороться за золотых и серебряных «Медведей». Председателем жюри будет индийский режиссер Мира Наир, удостоенная на прошлом Венецианском фестивале «Золотого льва» за фильм «Свадьба в сезон дождей»... >>
  • //  09.01.2002
Даже те, кто далеки от мира высокой моды, знают о том, что в минувший понедельник закончилась целая эпоха. «Я созвал вас, чтобы сообщить важное известие, оно касается моей профессиональной жизни и моей профессии...» Начав с этих слов свою первую в жизни пресс-конференцию, знаменитый кутюрье Ив Сен-Лоран заявил о том, что он уходит из высокой моды и закрывает дом «Ив Сен-Лоран», свою марку. Что заставило великого модельера, первым создавшего марку «прет-а-порте» -- моды для всех, -- сделать это? Об это парижскому корреспонденту газеты «Время новостей» Кириллу ПРИВАЛОВУ рассказывает француженка русского происхождения Екатерина ПЕРЦОВА. >>
  • //  09.01.2002
«Эксперимент» Оливера Хиршбигеля на экранах Москвы
Объявление в газете сулит четыре тысячи марок: медицинский центр набирает добровольцев для участия в научном опыте. На две недели их поместят в условия настоящей тюрьмы. Одним уготовано быть заключенными, другим -- надзирателями: психологические тесты определили, кому достанутся форма, наручники и резиновые «демократизаторы», а кому просто долгополая рубаха с номером на груди. То, что произойдет дальше, понятно еще до того, как фильм начнется... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика