N°99 07 июня 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Германия превыше всего В Сочи открылся VIII международный кинофестиваль
В этом году фестивальный регламент претерпел значительные изменения. Теперь в конкурсе могут принимать участие не только первые, вторые и третьи фильмы начинающих режиссеров, но и работы более зрелые. С одним лишь условием: картины должны быть произведены в Европе. Отныне сочинский МКФ будет смотром европейского кино, причем условие это распространилось, похоже, не только на конкурс. В программе спецпоказов удалось обнаружить только один азиатский фильм (тайские «Железные леди» Йонгута Тонгконтуна, комедия о баскетбольной команде, состоящей из геев и трансвеститов). Та же ситуация и с ретроспективами: только в авторской подборке программного директора фестиваля Сергея Лаврентьева «Мой любимый размер» (широкоэкранные черно-белые фильмы шестидесятых, произведшие неизгладимое впечатление на юного Лаврентьева, который тогда не был ни критиком, ни тем более директором) нашлось место для голливудской классики в обличие «Квартиры» Билли Уайлдера с Джеком Леммоном и Ширли Маклейн и картины японского классика Кането Синды «Сегодня жить, умереть завтра». И все! Остальное время отдано европейскому кино во всех возможных его инкарнациях.
И основной фаворит тут, понятно, Германия: три немецких (и один австро-немецкий) фильма в конкурсе плюс отдельная ретроспектива «Восток-Запад», где подобраны ленты, снятые уже после падения стены, но все еще несущие на себе отпечаток ощутимых различий. С немецким кино у «Кинотавра» особые счеты: уже в первой международной программе (1994) специальную премию получила «Фатальная Мария», дебютный фильм Тома Тиквера, ставшего несколько лет спустя натуральным европейским киноклассиком. Возможно, нынешняя германофилия обусловлена мечтой отборщиков открыть еще кого-нибудь в том же духе. Впрочем, пока ни одного немецкого конкурсного фильма гости фестиваля еще не увидели, а вышеупомянутая австро-немецкая копродукция -- фильм Кристиана Фроша «К.aF.ka. Фрагмент» -- оказался произведением весьма странным. «Замок» Алексея Балабанова или «Кафка» Стивена Содерберга на его фоне перестают быть непонятными и становятся прозрачными как стеклышко. Картина вдохновлена перепиской Франца Кафки с Фелицией Бауэр. Однако заглавным героем «Фрагмента» мог с тем же успехом стать кто угодно еще. Кажется, стилизуй Фрош свой закадровый текст, скажем, под дневники Даниила Хармса или словесные монтажи Уильяма Берроуза, визуальный ряд можно было бы оставить без изменений. Фильм являет собой ярчайший пример того уникального направления, которое вот уже четверть века с лишним упорно именуется многими авангардом, артом, альтернативным видением и как угодно еще. Его адепты свято убеждены, что об одиночестве, безумии, гениальности и отчаянии можно рассказывать только так -- с помощью рваного монтажа и бессловесных метаний безымянных персонажей в замкнутых пространствах, с бьющими по сетчатке фрагментами видео-арта и атональными завываниями трубы за кадром. «Нельзя прежде азбуки читать Кафку!» -- огорчался кто-то из маститых театральных деятелей, беспокоясь из-за засилья «абстракцизма» на студенческих подмостках. И это, пожалуй, верно. В немецкой ретроспективе представлены фильмы попроще, временами вполне жанровые. Но так и не сумевшие забыть о прошлом, о том времени, когда Германий было две. Весьма показательна «Веселая жизнь» Петера Вельца, криминальное road-movie с «восточной стороны» (1994). История о двух случайных подружках Лизе и Анне, ставших по воле случая самыми знаменитыми грабительницами банков в послевоенной Германии, рассказана с явной оглядкой на голливудскую классику жанра -- от Артура Пенна до Ридли Скотта. И хотя порой заимствования из всем известных фильмов кажутся не цитатами, а почти плагиатом, с голливудскими стандартами Вельц разобрался легко и игриво: назовем девчонку Анной, а другую -- Лизой. А потом сыграем с ними в Тельму и Луизу. Но восточногерманское прошлое не дает о себе забыть: героини разъезжают по стране в черной «Чайке» со встроенными репродукторами, из которых разливается по окрестности гимн СССР, спецкоманда, пытающаяся их поймать, работает точь-в-точь как гэдееровская Штази, а в одной из ролей мелькает не кто иной, как Гойко Митич -- «Верная Рука» и «Большой Змей» из соцвестернов студии DEFA и герой культового военно-патриотического телесериала «Архивы смерти». Узнать его сегодня нелегко. И необязательно. То немецкое кино, олицетворением которого он некогда являлся, исчезло, похоже, безвозвратно.
В Москву приехал Датский Королевский балет Поскольку Дания давно не тюрьма, а часть космополитичной Европы, от размывания стиля здесь спасаются особой кадровой политикой: исполнителей-иностранцев приглашают с расчетом на долгую карьеру. Алексей Ратманский, более известный у нас как постановщик, которому «не стыдно» доверить труппу Мариинки или Большого, -- один из «гостей», получивших постоянный контракт в Королевском балете. Собственно, благодаря ему и продюсерской фирме «Постмодерн-театр» и состоялись нынешние гастроли. >>
В апреле следующего года в Москве (точнее, в ближнем Подмосковье) откроется первый в России частный Музей плавсредств. Торжественная церемония закладки первого бревна прошла в Бухте Радости на Пироговском водохранилище. >>
Умерла Любовь Соколова Любовь Сергеевна Соколова, которую когда-то называли «самой снимающейся» актрисой Советского Союза, немного не дожила до своего восьмидесятилетия. >>
В Сочи открылся VIII международный кинофестиваль В этом году фестивальный регламент претерпел значительные изменения. Теперь в конкурсе могут принимать участие не только первые, вторые и третьи фильмы начинающих режиссеров, но и работы более зрелые. С одним лишь условием: картины должны быть произведены в Европе. Отныне сочинский МКФ будет смотром европейского кино, причем условие это распространилось, похоже, не только на конкурс... >>
Ранняя версия оперы Прокофьева на сцене Большого театра В Большом театре состоялась долгожданная премьера оперы Прокофьева «Игрок». В отличие от рядовых, ничем не примечательных работ, которые в последнее время преподносит театр своим слушателям, эта содержит сразу три интриги. Во-первых, «Игрока» поставили в первой редакции (1916), до сих пор ни разу не исполнявшейся (оперу знают по редакции 1929 года). Во-вторых, это первая работа Геннадия Рождественского на посту худрука Большого. И в третьих, в спектакле соревнуются две исполнительские команды -- из Большого и из Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|