N°92 29 мая 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Жизнь сюрреалистична -- и никуда от этого не денешься
Минувшая кинонеделя прошла в Москве под знаком Роя Андерссона, приехавшего в столицу со своим новым фильмом -- призером Каннского фестиваля 2000 года и ретроспективой. 30 лет назад режиссер привозил на Московский кинофестиваль свой первый фильм «Шведская история любви». Слегка сентиментальная картина о белокурых подростках, неуверенно пробующих на вкус первую затяжку и первый поцелуй, покорила сердца киноманов. За дебютный фильм Андерссон получил Гран-при Берлинского фестиваля, но тем более болезненным оказалось для него полное фиаско второй картины, «Гилиап», по мнению критиков, слишком затянутой и невыразительной.
На протяжении многих лет Рой Андерссон снимал только рекламные ролики и короткометражки. Лишь в 1995 году он приступил к съемкам своего очередного полнометражного фильма -- «Песни со второго этажа», который продемонстрировал, насколько сильно за эти годы изменилась и манера режиссера, и его мировоззрение. По словам Андерссона, он постарался действовать «наперекор царящему сейчас в европейском кино англосаксонскому эпическому концепту, который базируется на принципе длящегося, последовательного сюжета». «Песни со второго этажа» состоят из 52 небольших эпизодов, которые объединяет разве что общее место действия -- мрачный полутемный Стокгольм, кишащий крысами, трупами, сумасшедшими и призраками. Герои фильма -- неопрятные дряблые бюргеры с животиками и залысинами. Уволенный сотрудник ползет на четвереньках по коридору офиса. Другому несчастному фокусник во время представления по ошибке вспарывает живот. Но абсурдность происходящего не превращает персонажей в бездушную бутафорию. Они провоцируют зрителя на чувства -- если не жалости, то хотя бы отвращения. Рой АНДЕРССОН согласился ответить на несколько вопросов корреспондента газеты «Время новостей» Анны СТАРОБИНЕЦ. -- Как к вам относятся в Швеции? -- Пока не вышел мой последний фильм, я чувствовал себя очень неуверенно. На протяжении 25 лет я снимал только рекламу, так что многие сомневались, способен ли я снять настоящий фильм. Но поскольку «Песни...» получили приз в Канне -- а это первый за 29 лет шведский фильм, показанный там, -- меня признали. -- Реклама -- это искусство? -- Чисто коммерческих роликов я старался не делать, скорее это короткометражки. Конечно, в них есть элемент рекламы, но в целом они достаточно самостоятельны. И работу над ними я воспринимал не менее серьезно, чем над полнометражным фильмом. А реклама, по-моему, не может быть искусством. Она ворует у искусства и никогда ничего не дает взамен. -- Ваш последний фильм состоит из 52 новелл. Это влияние короткого жанра? -- Думаю, да. Создание короткометражек и роликов было для меня очень эффективным и полезным упражнением. Это помогло мне освоить технику коротких сцен, которые, с одной стороны, просты и понятны, а с другой -- очень глубоки. -- Вы утверждаете, что жанр этого фильма, несмотря на всю его мрачность и депрессивность, -- комедия. -- Это фильм о человеческом существовании вообще. И мне он действительно кажется комедией. Может быть, черной, но тем не менее. К тому же у Данте ведь тоже была комедия -- хотя и не очень-то смешная. Кстати, там герой тоже находится в середине жизненного пути и переосмысливает понятия добра и зла, вины и искупления. Мой фильм про это. -- В «Песнях...» вы подвергаете шведское общество резкой критике. --Исторически, а может быть и в результате климатических условий, в Швеции развилась очень жесткая общественная структура. Все упорядочено, все базируется на традициях, заложенных еще в XVI веке. Скажем, у каждого шведа есть не только имя, но и присвоенный государством номер. В какой-то момент подобное устройство очень хорошо отражалось на состоянии общества. Я имею в виду начало социал-демократического периода. Тогда еще было много иллюзий, много идеалов. Но в 50-е годы страну захлестнул прагматизм, сказывалась необразованность и ограниченность, даже вульгарность правящей верхушки. И общество утратило идеалы, сползло к примитивным развлечениям и бытовым нуждам -- машина, телевизор... Эта проблема актуальна для Швеции и сейчас. -- Но в своем фильме вы выражаете сочувствие именно к этим людям, прагматичным и утратившим идеалы? -- Да, потому что не они избрали для себя такую судьбу. Они жертвы обстоятельств и политической системы. Вообще мне очень близко творчество русских писателей-реалистов XIX века. Я люблю Чехова, Гоголя и Достоевского, и пока снимал "Песни...", действительно много думал о судьбе "маленького человека". Например, вспоминал героя гоголевской "Шинели". -- В «Песнях...» вы затрагиваете проблему религии. Насколько она актуальна для вас лично? -- Вообще я атеист. Но мы все в любом случае ориентированы на тот «кодекс поведения», который содержится в Писании, -- это у нас в крови. -- Как вы относитесь к творчеству современных скандинавских режиссеров, таких, как фон Триер? -- Его «Догма» мне кажется просто новым названием для старого явления. В принципе у него неплохие фильмы, но глубокой симпатии к его творчеству я не испытываю. Я тоже не использую ультрасовременную технику съемок, часто беру непрофессиональных актеров и стараюсь делать минимальный монтаж. Однако триеровская манера снимать ручной камерой, по-моему, очень раздражает и мешает сосредоточиться на действии. Думаю, работа камеры не должна быть заметна зрителю. -- Есть ли какие-то режиссеры, которых вы считаете своими учителями? -- Во-первых, Бунюэль. Еще то, что мы называем «русской волной» конца 50-х: я имею в виду такие фильмы, как «Баллада о солдате», «Судьба человека», «Дама с собачкой». И конечно, Тарковский. -- Как бы вы охарактеризовали состояние современного кино? -- Мне кажется, что сейчас весь Запад, включая США, производит достаточно слабые фильмы. Хотя есть исключения. Например, мне очень понравилась «Магнолия», которая успешно продолжает традицию олтмановского «Короткого монтажа». Но в целом... То ли я уже слишком стар, чтобы восхищаться современным кино, то ли хорошего кино сейчас просто нет. -- Что вы думаете сейчас о своих первых фильмах? -- Думаю, что я их перерос и сейчас бы уже не смог снимать в таком стиле -- слишком уж все реалистично. Но я очень доволен тем, какие характеры мне удалось создать в «Шведской истории любви». -- У вас уже есть какой-нибудь новый проект? -- Конечно. Я хотел бы глубже разработать индивидуальные характеры -- в «Песнях...» у меня получился скорее коллективный персонаж. -- Это тоже будет сюрреалистическая картина? -- Я думаю, жизнь вообще сюрреалистична -- и никуда от этого не денешься. Постепенно начинаешь понимать, что реализм -- стиль недостаточно точный, острый и провокационный. Сюрреализм куда яснее и откровеннее, у него направленное действие. Пожалуй, я также мог бы назвать свой стиль тривиализмом: я стараюсь говорить об очень серьезных проблемах простым, тривиальным языком.
Минувшая кинонеделя прошла в Москве под знаком Роя Андерссона, приехавшего в столицу со своим новым фильмом -- призером Каннского фестиваля 2000 года и ретроспективой. Режиссер, который 30 лет назад привозил на Московский кинофестиваль свой первый фильм «Шведская история любви», согласился ответить на несколько вопросов корреспондента газеты «Время новостей» Анны СТАРОБИНЕЦ. >>
Умер руководитель джаз-группы «Архангельск» Владимир Резицкий Владимир Резицкий умер от инфаркта. Ему было 57 лет. В советские времена о Резицком и его коллективе писали: настоящий архангельский мужик -- всего добьется; настоящая община вольных поморов, держатся все вместе, и --поверьте! -- никакого алкоголя или табака -- спорт, парная, из парилки -- в сугроб. Здоровые тела, здоровый дух в коллективе. Такие все выдюжат! Но вот образцово-показательный старшой Володя -- рыжебородый, с иконописными светлыми глазами, суровый и не очень разговорчивый (на вид ему всегда давали лет на пять больше) -- не выдюжил... >>
Красавец, романтический герой советского экрана, Николай Еременко умер от сердечного приступа в 52 года, лишь на год пережив отца, своего полного тезку, из-за которого всю жизнь прожил с приставкой «младший»... >>
Дирижер Геннадий Рождественский написал книгу Книга дирижера Геннадия Рождественского, выпущенная издательством «Слово», называется «Треугольники». Однако эта геометрическая фигура слишком проста для того, чтобы объяснить логику и структуру монументального труда, который по большому счету и книгой-то трудно назвать. Альбом по искусству, совмещенный с автобиографией, учебником по истории искусств, энциклопедией и туристическим справочником, более четырехсот страниц формата А3, тысячи иллюстраций, шесть прилагающихся компакт-дисков по 30--40 музыкальных фрагментов каждый, сложнейшая верстка, двухлетняя редакторская работа и дорогая итальянская печать -- так выглядит этот беспрецедентный издательский проект. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|