N°86 21 мая 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Отбросить слово «страх» Китайский опыт радикального обновления социализма
На прошлой неделе исполнилось ровно 35 лет с того дня, как ЦК Компартии Китая объявил о создании группы по делам «культурной революции». «Великая пролетарская культурная революция», потрясшая не только Китай, но и весь мир, была задумана Мао Цзэдуном как попытка вдохнуть новую жизнь в коммунистическую идею.
Был у Мао и более личный мотив. Его авторитет как политического вождя был подорван трагическими результатами эксперимента с коллективизацией -- от голода 1958--1962 годов умерли до 20 млн человек. Потерпевшему поражение на фронте экономических преобразований вождю пришлось уйти в тень и передать бразды правления «прагматикам» -- председателю КНР Лю Шаоци и генсеку ЦК КПК Дэн Сяопину, которые во имя спасения страны от разорения и голода отказались от целого ряда левацких политических установок. Крестьянам вернули земельные участки, что было прямым отходом от коммунистического идеала Мао Цзэдуна. Партийные кадры все более склонялись к развитию экономики с опорой на профессионализм и материальное стимулирование. К середине 60-х годов вождь революции ясно ощутил, что все меньшее число представителей номенклатуры поддерживает его идеи и власть. Мао решился на новую революцию, которая разбила бы «хрущевский дух» экономической политики Лю Шаоци, вернув страну на путь настоящего уравнительного коммунизма. Для консолидации собственной власти и насаждения в обществе левацкой идеологии ему пришлось организовать восстание против номенклатуры и интеллигенции. Авангардом «бунта» стала городская молодежь, движимая смесью утопического романтизма и вполне земного карьеризма. Первой мишенью для «красногвардейцев» (хунвэйбинов) стали их собственные учителя, работники пропаганды и культуры. Затем удары обрушились на местные парторганизации. В конце 1966 года желание властей вынести борьбу за стены учебных и идеологических структур обусловило создание организаций «бунтарей» (цзаофаней). Поначалу Мао Цзэдун решал двуединую задачу: борьба с «буржуазными элементами» внутри партии призвана была закалить молодежь, а волна критики -- очистить партийных работников и пробудить их от идеологической спячки. Позднее схема взаимного воспитания стала более сложной -- рабочие должны были воспитывать студентов революционным словом и привлечением к труду на заводах, было решено привлекать хунвейбинов к идейной и физической работе в деревне. Труды Лю Шаоци пошли насмарку -- трудящиеся отвлеклись на дела революции, и в экономике начался спад. На некоторое время Мао Цзэдуну удалось накалить в обществе революционный энтузиазм и покончить со своими врагами. Однако взвинченные массы «красногвардейцев» и «бунтарей» быстро стали объектом манипуляций для различных политических фракций, что привело к кровавым междоусобицам. Таинственная гибель министра обороны и официального преемника Мао Линь Бяо в сентябре 1971 года подорвала позиции «кормчего», позволив «прагматикам» вернуть утраченные позиции. Есть несколько обстоятельств, заставляющих нас обратить пристальное внимание на эти события 35-летней давности. Во-первых, страх перед новыми потрясениями дамокловым мечом висит над китайской верхушкой, влияя на принимаемые ею решения. Как следует из опубликованных недавно документов, решение о подавлении демонстраций в 1989 году Дэн Сяопин принял не из-за абстрактной нелюбви к демократии -- старый политик боялся, что победа оппозиции окончится для него тюремным заключением и унижениями со стороны «новых хунвейбинов». Тень «культурной революции» будет висеть над Поднебесной еще не одно десятилетие. Во-вторых, именно тогда между Пекином и Москвой возникла атмосфера беспрецедентной враждебности. На ее преодоление ушли многие годы, окончательное излечивание ран еще впереди. Нападение китайцев в марте 1969 года на остров Даманский сопровождалось сотнями более мелких унижений и уколов, от разгрома консульского отдела посольства СССР в Пекине до безобразных выходок китайских студентов и дипломатов в Москве. Призыв «разбить собачью голову Брежнева» уже давно утратил для россиян былую остроту. Однако звучавшие в те годы призывы предъявить Москве территориальный счет будут помниться еще долго, ими не брезгуют воспользоваться в своих политических целях как китайские, так и российские неонационалисты. Наконец, сам феномен «культурной революции» так до сих пор до конца и не осмыслен. В произведениях наподобие советского документального фильма «Маоизм -- трагедия Китая», «культурная революция» изображалась исключительно как кровавый и бессмысленный террор. Если это действительно было так, трудно понять, почему миллионы простых китайцев до сих пор вспоминают о тех временах с ностальгией, а на Западе и сейчас хватает романтиков, которые видят в «культурной революции» образец истинного революционного обновления. Круглая дата дает возможность еще раз заглянуть в прошлое и подумать о его уроках без предвзятости.
Китайский опыт радикального обновления социализма На прошлой неделе исполнилось ровно 35 лет с того дня, как ЦК Компартии Китая объявил о создании группы по делам «культурной революции». «Великая пролетарская культурная революция», потрясшая не только Китай, но и весь мир, была задумана Мао Цзэдуном как попытка вдохнуть новую жизнь в коммунистическую идею. >>
Буш думает, что Путин поддерживает исламистов Три дня пребывания главы российского МИДа Игоря Иванова в Вашингтоне стали, наверно, самым насыщенным периодом двусторонних отношений с момента прихода в Белый Дом республиканцев. За одну только пятницу российский министр встретился со своим визави Колином Пауэллом четырежды, в том числе у него дома. Однако едва наметившийся ренессанс в отношениях Москвы и Вашингтона сразу оказался под угрозой... >>
Эхо "культурной революции" звучит до сих пор -- настолько сильным было тогдашнее потрясение. Газета «Время новостей» обратилась к ведущим мировым исследователям этого феномена с вопросом, возможно ли в сегодняшнем Китае повторение событий 35-летней давности... >>
В 1966 году мне было 14 лет, и я был «красным маленьким солдатом» -- хунсяобином. Я жил тогда на юге Китая, в народной коммуне Дапин, недалеко от города Наньпин в провинции Фуцзянь... >>
На «культурную революцию» Мао толкнула ненависть к Москве О "культурной революции" в беседе с газетой «Время новостей» вспоминает Юрий ГАЛЕНОВИЧ, главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН. В 60-е годы он работал в Пекине. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|