N°84
17 мая 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  17.05.2001
39 архитекторов
Открылась ярмарка «Арх-Москва»

версия для печати
Нынешняя ярмарка «Арх-Москва» уже шестая по счету. И заметно отличается от всех предыдущих. На них были представлены по большей части стенды различных фирм, занимавшихся евроремонтом и эксклюзивным дизайном -- элитная керамическая плитка, шторы, сантехника и пластмассовые колонны. Все это напоминало не архитектурную выставку, а скорее VIP-филиал Каширского строительного рынка. Где-то по углам прятались крошечные некоммерческие проекты. Критики и эксперты тогда лишь пожимали плечами: хорошо, что хоть так.

Теперь все по-другому. Стенды дизайнерских фирм, конечно, остались, но их не так уж и много, и выставлены на них не столько стройматериалы, сколько дизайнерские предложения, то есть архитектура. А главное, разрослась некоммерческая программа ярмарки -- полтора десятка выставок.

Хиты -- это привозные выставки из Америки и Англии. Англичане показали проект «Живой город Лондон», посвященный глобальной урбанизации и воздействию городов на окружающую среду. Естественно, с использованием новых технологий -- компьютеров и видео (экраном служит гигантская надувная подушка). Американцы привезли фрагмент выставки, показанной в павильоне США на прошлогодней архитектурной биеннале в Венеции. Она называется «Архитектурные лаборатории»: прямо в зале студенты-архитекторы на компьютерах моделировали свои фантазии, которые затем воплощали в трехмерных конструкциях. В результате получаются странные объекты -- тот, который выставлен на «Арх-Москве», напоминает скелет динозавра.

Оба эти проекта, отражающие современные тенденции мировой архитектуры, в Москве воспринимаются как что-то совершенно утопическое, визионерское и вообще нам чуждое. На самом деле, естественно, слишком передовое, а потому и недоступное. У нас свои проблемы -- нам бы разобраться с нашей собственной архитектурой, может, и не очень передовой, зато реальной. Этому посвящен самый амбициозный проект ярмарки -- «Арх-каталог--2001» -- выставка 39 «лучших» архитекторов, отобранных архитектурными критиками и экспертами.

Идея проста: в московской архитектуре наступили постлужковские времена, сменился стиль и сформировалась новая арх-элита. Постлужковские времена действительно наступили, в том смысле, что федеральная власть отбирает у Москвы многие объекты и строит (или реконструирует) их своими федеральными силами. Соответственно ни мэр, ни его фавориты уже не могут диктовать архитектурную моду. Отсюда -- конец эпохи пошловатых башенок и «неорусского стиля» и новая мода на конструктивизм, хай-тек, деконструктивизм и прочие экспортированные с Запада стили. Отсюда же -- уход со сцены госархитекторов, обеспечивавших творческую поддержку московским властям, и выход в первые ряды новых людей, которые раньше делали дизайн квартир и проектировали небольшие дома, а теперь строят крупные объекты. Эта и есть новая элита. В нее входит, например, бюро «Остоженка» во главе с Александром Скоканом, который, застроив весь означенный в названии фирмы район, теперь вышел на оперативный простор (Скокан является членом экспертного совета, который и отбирал архитекторов в элиту). Или мастерская Михаила Хазанова, бывшего "бумажника", а ныне автора проекта реконструкции Большого театра. Или «Студия Арх-4» во главе с Алексеем Козырем и Иваном Чувелевым, которые прославились своей так называемой «самолетной квартирой» -- одной из первых ласточек отечественного хай-тека. Этих 39 элитных зодчих авторы проекта назвали «первыми в иерархии современной российской архитектуры» и даже «победителями», которые произвели «революцию».

Вроде бы все правильно. Но несколько вещей все же не очень понятны. Например, почему эксперты сочли, что именно они эту элиту сформировали, когда это сделала сама жизнь? И почему в эту элиту попали архитекторы, которые как раньше ничего не строили, так не строят и теперь? И почему «победителей» именно 39, а не 38, как попугаев? (А, скажем, на недавно прошедшей «Арт-Москве» аналогичный список «лучших» художников состоял лишь из 26 человек.) То есть принципы отбора совершенно не ясны, а потому амбициозный проект «Арх-каталога» оказывается вполне бессмысленной затеей, не нужной ни заказчикам, ни архитекторам, ни зрителям. Впрочем, смысл в «Арх-каталоге» все же есть -- собрать и показать на одной выставке достижения московской архитектуры последнего времени. Если бы еще архитектура получше была...

Наконец, две веселых выставки: ретроспективная экспозиция детской студии «ДЭЗ №5» Михаила Лабазова (стулья, вешалки и трансформеры, изготовленные из подручного материала и ярко раскрашенные) и «Люблю твои красно-синие глаза», подготовленная Музеем архитектуры. Эту последнюю можно назвать вообще лучшим проектом ярмарки. Во-первых, потому что он очень увлекательный (даже развлекательный): стереофотографии Архангельского нужно разглядывать через красно-синие очки, и тогда нерезкое изображение превратится в трехмерное. Во-вторых, потому что подобные зрелища сейчас пользуются огромной популярностью во всем мире и являются последним писком экспозиционной моды. Так что и мы можем выглядеть очень продвинутыми, если не в самой архитектуре, так хоть в ее презентации.
Николай МОЛОК




реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  17.05.2001
Открылась ярмарка «Арх-Москва»
Нынешняя ярмарка «Арх-Москва» уже шестая по счету. И заметно отличается от всех предыдущих. На них были представлены по большей части стенды различных фирм, занимавшихся евроремонтом и эксклюзивным дизайном -- элитная керамическая плитка, шторы, сантехника и пластмассовые колонны. Все это напоминало не архитектурную выставку, а скорее VIP-филиал Каширского строительного рынка. Где-то по углам прятались крошечные некоммерческие проекты. Теперь все по-другому. Стенды дизайнерских фирм, конечно, остались, но их не так уж и много, и выставлены на них не столько стройматериалы, сколько дизайнерские предложения, то есть архитектура. А главное, разрослась некоммерческая программа ярмарки -- полтора десятка выставок. >>
  • //  17.05.2001
Британская группа Tiger Lillies снова в Москве
Несколько лет назад Артемий Троицкий проиграл в своей радиопрограмме престранную композицию: на фоне разудалого и какого-то по-хорошему гнусного мотивчика чрезмерно высокий голос горланил трагикомические куплеты. Песня называлась без обиняков, просто и ясно: «Героин и кокаин». С тех пор прошло немало лет, но песня -- и группа Tiger Lillies -- запомнилась. Теперь маргинальное лондонское трио приезжает в Москву уже второй раз, на правах безусловных любимцев публики. >>
  • //  17.05.2001
Центр им. Мейерхольда начал свою олимпийскую программу
Помимо грандиозной основной в рамках Театральной олимпиады проходит и несколько специальных программ. Одна из них, проводимая открывшимся недавно Центром им. Мейерхольда, называется "экспериментальная" -- название это одновременно радует и настораживает. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика