N°83 16 мая 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Непопулярные реформы
Год назад разразился скандал вокруг подчинения Госкино Министерству культуры. Страсти бушевали нешуточные, кинематографисты грозили забастовками и прочими акциями гражданского неповиновения. Однако за неделю пожар удалось погасить, и задуманные преобразования осуществлялись уже без всяких публичных протестов. Хотя внутреннее убеждение, что любые реформы принесут лишь вред, а новые чиновники предпринимают их лишь в собственных корыстных интересах, у большинства кинематографистов все же сохраняется. Власти не удается изменить психологический климат в обществе, а подозрения в ее злонамеренности лишь крепнут. Подвести итоги года газета "Время новостей" предложила участвовавшим в конфликте художникам и чиновникам. Некоторые откликнулись.
Михаил ШВЫДКОЙ, министр культуры: Кинематограф выиграл Этот год в Министерстве культуры прошел под знаком кинематографа. Случилось так потому, что кинематографисты и сами осознавали неудовлетворительность положения, в котором они находились и находятся. Вспоминают судьбоносный V съезд Союза кинематографистов СССР. Прошло пятнадцать лет, и многие говорят, что именно этот съезд разрушил великую советскую кинематографию. Демократические идеи, которые выдвигались на съезде, оказались заболтанными. Опьянение свободой прошло очень быстро, и все захотели обратно под государственную крышу. Свобода творчества оказалась не радостью, а трагедией. А для индустрии эта свобода не принесла пока реальных результатов. Так что мы понимали: если сейчас не принять радикальных бюрократических мер, которые кардинально изменят ситуацию, -- ничего не произойдет и в будущем. Общие идеи V съезда кинематографистов СССР были оформлены в экономических моделях и реализовались в двух указах, подписанных президентом России. Они готовились очень долго и мучительно, встречали большое сопротивление. Это еще один шаг к экономической и творческой свободе, которая пугает кинематографистов. Сопротивление представителей киносообщества вызвано тем, что им казалось, будто их отключают от государственного бюджета. Но отключить от того, чего нет, довольно сложно. Государственный бюджет сегодня не в состоянии определить реальную судьбу кинематографа. Стране нужно 120--150 игровых картин, не меньше 200--300 документальных, 50--60 анимационных лент. Создать полноценный кинематограф только за бюджетные деньги нельзя. Даже если мы удвоим бюджетные поступления, что мы планируем сделать в 2002 году, этого хватит на поддержку 30--40 картин, а полностью профинансировать мы сможем не более 7--8 фильмов. Чего недостаточно. Поэтому требовалось запустить совершенно иные экономические модели, чтобы заработала индустрия, прокат отечественного кино. И я думаю, что следующие два-три года мы потратим на реализацию этих моделей. Любые реформы трудны, прежде всего психологически. Если оценивать результат года, считаю, что кинематограф выиграл. И кто бы ни пришел на мое ли место, на место ли Александра Голутвы, реализация указов в течение двух-трех месяцев приобретет необратимый характер. Сегодня мы боремся не просто за акционирование проката, предприятий, которые возводят оборудование для кино или акционирование студий. Это средства, а не цель. Цель -- увеличение доли национальных фильмов в кинотеатрах. Савва Кулиш, кинорежиссер: -- Главное, что я не понимаю государственную политику по отношению к отечественному кино. Если государство хочет, чтобы было наше кино, то сейчас есть шанс для этого, причем настоящий шанс, потому что внутри страны появился интерес к русскому кино, а значит, появляются и механизмы возврата денег. Если мы все хотим построить нормальную страну, воспитать нормальное здоровое поколение, мы должны вложить в это деньги. Другого способа нет. Мы уже пережили период малокартинья в советское время. И если бы тогдашнее государство в эпоху оттепели не стало мощно финансировать кинематограф, в кино не пришли бы Тарковский, Шукшин и другие... Стали производить вместо пяти сто пятьдесят фильмов, вернулись и вложенные средства. Более того, большинство фильмов советского периода до сих пор работают. Мы живем сейчас по другим принципам, а фильмов об этой сегодняшней жизни практически нет. Если у государства есть потребность в отечественном кинематографе, надо всерьез вкладывать деньги. Государство должно проявить волю. И кино будет. И оно сторицей вернет народу вложенные деньги. Алексей Герман, кинорежиссер: -- Слияние Госкино с Минкультом ничего положительного не дало. Ничего хорошего не произошло. Грядут и вообще колоссальные беды -- приватизация "Ленфильма" и "Мосфильма". Значит, нас купят. Либо Шнейдерман, либо Иванов -- это неважно. И студии перейдут целиком на изготовление сериалов, а больше ничем заниматься не будут. Все будем снимать сериалы про кунг-фу... Мне-то что, я и это могу, «Проверка на дорогах» это доказала. Но молодая талантливая молодежь пропадет вообще. Когда я учился в Театральном институте, все реформы кончались тем, что Кацмана (один из лучших педагогов Театрального института, впоследствии ЛГИТМИКа, учитель Алексея Германа, Льва Додина и других. -- Ред.) либо увольняли, либо снова брали. Сейчас как раз идет уничтожение Кацмана... Хроника скандала 18.05. 2000 года -- в соответствии с указом Владимира Путина Михаил Швыдкой назначен министром культуры. Государственный комитет по кинематографии РФ не вошел в структуру нового правительства. Его функции переданы Министерству культуры. 22.05 -- в Москве у здания Госкино прошел митинг кинематографической общественности против присоединения Госкино к Минкульту. 23.05 -- в «Известиях» опубликовано открытое письмо кинематографистов Владимиру Путину, в котором, в частности, сказано: «Мы убеждены, что если Госкино будет преобразовано в департамент Министерства культуры, последствия окажутся самыми тяжелыми и необратимыми. Решение о расформировании Госкино воспринимается нами не просто как непродуманный и некомпетентный шаг, но и как результат закулисных финансовых игр». 24.05 -- чрезвычайный пленум СК РФ принял предложение Владимира Досталя прервать пленум, добиться встречи с президентом и отмены решения. 27.05 -- вместо президента с делегацией встретился Михаил Касьянов и дал указание Швыдкому при проведении реформы максимально учесть интересы кинематографистов. После двухчасовой беседы с премьером кинематографисты вышли утешенные, а Савва Кулиш поцеловался с Михаилом Швыдким в знак примирения. 02.06 -- на внеочередном пленуме правления СК РФ объявлено о создании в системе Минкульта Службы кинематографии, которую возглавил бывший председатель упраздненного Госкино Александр Голутва, назначенный первым заместителем министра культуры. |
Год назад разразился скандал вокруг подчинения Госкино Министерству культуры. Страсти бушевали нешуточные, кинематографисты грозили забастовками и прочими акциями гражданского неповиновения. Однако за неделю пожар удалось погасить, и задуманные преобразования осуществлялись уже без всяких публичных протестов. Хотя внутреннее убеждение, что любые реформы принесут лишь вред, а новые чиновники предпринимают их лишь в собственных корыстных интересах, у большинства кинематографистов все же сохраняется. Власти не удается изменить психологический климат в обществе, а подозрения в ее злонамеренности лишь крепнут. Подвести итоги года газета "Время новостей" предложила участвовавшим в конфликте художникам и чиновникам. Некоторые откликнулись... >>
Нешуточные страсти годичной давности означали только одно: ликвидацию Госкино кинематографисты (быть может, даже не сознавая того) воспринимали как логическое оформление потерянного в пертурбациях нового рыночного времени социального статуса. Смириться с этим было невозможно. Однако и прозрение наступило слишком поздно. Достаточно вспомнить, что среди тех, кто «стоял на баррикадах», практически не было людей моложе 40 лет. Молодые кинематографисты, рассеянные по телеканалам и независимым видеопроизводящим компаниям, не почувствовали в тот момент, что в их жизни что-то трагически накренилось... >>
Одно из самых отрадных событий в словесности первой половины года -- публикация повести Владимира Курносенко «Свете тихий» в «Дружбе народов» (№4). В «Звезде» (№4) любителей «дамского чтива» ждет редкостно пошлая повесть «новой американки» Ирины Безладновой «Такая женщина». Читать же стоит письма литературоведа Наума Берковского к актрисе Алисе Коонен, воспоминания Елены Кумпан «Поговорим о странностях цензуры» (как систематично калечили поэтические книги Глеба Семенова) и мемуарную книгу Джорджа Оруэлла «Фунты лиха в Париже и Лондоне» (окончание в майском номере). В «Октябре» (№4) всего занимательнее главы из мемуарной книги Дмитрия Бобышева «Человекотекст» -- «Я здесь»: молодой Евгений Рейн, молодой Анатолий Найман, молодая и полная завороженность стихами... >>
«Осень в Нью-Йорке» на экранах Москвы Уилл и Шарлотта случайно встретились на семейной вечеринке. И тут ресторатор понял, что эта пигалица -- та, кого он безуспешно искал всю свою жизнь. Окончательно проснулись его чувства, когда он узнал, что девушка безнадежно больна, жить ей осталось всего ничего и даже самый престижный дорогой врач не дает никаких гарантий на успех операции. С этого момента и впрямь невероятно красивый и уютный, воспетый еще Дос Пассосом осенний Нью-Йорк («Женщины в осенних обновах очень милы. Витрины заново оформлены. Небо очень синее. Облака очень белые. Окна высоких зданий блестят на солнце. Куда ни бросишь взгляд -- душа радуется») превращается в унылый хоспис, плацдарм для бесконечных обреченных прогулок, пережевывания волглых омлетов в дорогих закусочных и вопросов вроде «Ты позволишь мне любить себя?» >>
В Москве прошла презентация «посольства острова Ибица». Столь громкое название получил проект, воплощаемый московским клубом «XIII» и посольством Испании, который позволит заполнить пробел в туристической жизни россиян, отправив желающих прямыми рейсами в мировую столицу клубных тусовок -- на испанский остров Ибица. >>
|
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|