N°79
08 мая 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  08.05.2001
Чем дальше в лес
В канун Дня Победы в прокат вышел фильм «В августе 44-го»

версия для печати
Более разные книги, нежели «Момент истины» Владимира Богомолова и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, вспомнить, пожалуй, трудно. Однако в том, что касается попыток перенести романы на экран, их судьбы сложились одинаково непросто. Обе книги кажутся мистическим образом «заговоренными» от экранизации. Попытки многих видных режиссеров взяться за «Мастера» так ничем и не оканчивались, а вроде бы готовый фильм Юрия Кары не увидел свет из-за конфликта режиссера и продюсеров. С «Моментом истины» дело обстояло не проще -- в середине семидесятых не закончил съемки своего фильма Витаутас Жалакявичус. А сейчас, уже после того как роман экранизировал Михаил Пташук, автор первоисточника, не согласный с режиссерской трактовкой, потребовал убрать свое имя и название «Момент истины» из титров. Так что экранизацией в прямом смысле слова его вряд ли возможно назвать.

Потому куда интереснее и вернее смотреть фильм как вполне самостоятельное произведение, не сводя анализ к дотошному подсчету нестыковок и разночтений. Тем более что довольных экранной версией по-настоящему культовой книги не может быть в принципе. Кульминационная сцена «качания маятника» во время проверки документов у каждого поклонника романа встает перед глазами по-своему -- как бал Сатаны, как пирушка на бастионе Сен-Жерве, как битва с Сауроном в толкиеновском «Властелине колец» и множество других, не менее хрестоматийных эпизодов, которые сами собой «экранизируются» в читательских головах.

Даже в этом случае «В августе 44-го» окажется картиной на редкость любопытной. История об оперативной группе СМЕРШа, которая вычисляет в Западной Белоруссии тщательно законспирированную диверсантскую группу «Неман», с самого начала захватывает нешуточным и, чего греха таить, непривычным для отечественного кино напряжением. Тем самым пресловутым «саспенсом», что упорно не желает проявляться в бесчисленных отечественных фильмах, которые их создатели самоуверенно называют триллерами. Но триллер -- это совсем не выпученные глаза, резкие вскрики в темноте и прочие приемы, уместные скорее в ярмарочной «пещере ужасов». Это прежде всего невыразимое и невыносимое напряжение, доходящее порой до физического дискомфорта, постоянное предчувствие опасности, ее томительное, но одновременно сладостное ожидание. Всего этого в первой половине фильма предостаточно. «Погоны и пилотки снять, документы оставить, оружие на виду не держать» -- группа капитана Алехина (Евгений Миронов) уходит в лес на разведку. Каждый мускул напряжен, чтобы не совершить лишних движений, чтобы не хрустнула лишний раз под сапогом предательская сухая ветка, чтобы заметить вокруг все и вся, но при этом самому остаться невидимым. Натренированный глаз сумеет обнаружить в траве свежую спичку, разглядеть в сплетении ветвей невидимый след от проволочной антенны вражьей рации, зафиксировать полусмытый след на берегу ручья. Не разведка это, а охота на неведомого зверя, такого же хитрого и опасного, как ловец. Да и лес здесь не просто скопление деревьев, а вполне самостоятельный и враждебный организм. Кажется, не в районе Шиловичей оказалась алехинская группа, а неподалеку от памятного совсем по другому фильму местечка Блэр, где до сих пор водится всяческая нечисть. И кроме сухого пайка в довольствие смершевцев непременно должны входить серебряные пули -- без них никак не одолеть того врага, что прячется в этой чаще. Даже местные жители -- озлобленные и подозрительные аборигены, буравящие непрошеных гостей недоверчивыми глазками из-под наглухо закрытых ставен, -- боятся туда ходить. И не в минах, ох не в минах дело. Кто сказал, что земля умерла? Нет, дело обстоит гораздо хуже. Изувеченный войной ландшафт возродился в виде безжалостного и кровожадного зомби, способного убивать не хуже, чем автомат врага-вредителя. Единственный способ победить окружающий ужас -- самому стать немного нежитью. И потому вполне естественно воспринимается жутковатая сцена, когда Таманцев (Владислав Галкин) с плотоядным прищуром пробует на вкус чужую кровь, обрызгавшую древесный лист. Иначе никак.

Кошмар лихолесья, покрывающий кожу вереницей мурашек и заставляющий временами до хруста сжимать подлокотники кресла, -- главное достоинство фильма. К сожалению, на протяжении всей картины это поразительно цельное ощущение удается сохранить не всегда, и кино норовит распасться на череду отдельных эпизодов -- впрочем, эпизодов по большей части невероятно удачных. Дорогого стоит, скажем, совершенно феерическая сцена допроса Алехиным незадачливого шофера Борискина (Алексей Панин). Пусть она и не имеет ничего общего с реальными методиками СМЕРШа, но с точки зрения чистого кино придумана и сыграна безупречно и заставляет вспомнить лучшие из хитростей Глеба Жеглова. Да и финальная перестрелка (с использованием знаменитой «стрельбы по-македонски») снята на диво эффектно. Чего же боле? После этого все исторические неточности, диалоги, режущие ухо обилием придаточных предложений и несуразное появление в одной из сцен непохожего Сталина, кажутся не более чем отдельными недостатками в целом удачной ленты. Так, фактики в мире галактики.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  08.05.2001
В канун Дня Победы в прокат вышел фильм «В августе 44-го»
Более разные книги, нежели «Момент истины» Владимира Богомолова и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, вспомнить, пожалуй, трудно. Однако в том, что касается попыток перенести романы на экран, их судьбы сложились одинаково непросто. Обе книги кажутся мистическим образом «заговоренными» от экранизации. Попытки многих видных режиссеров взяться за «Мастера» так ничем и не оканчивались, а вроде бы готовый фильм Юрия Кары не увидел свет из-за конфликта режиссера и продюсеров. С «Моментом истины» дело обстояло не проще -- в середине семидесятых не закончил съемки своего фильма Витаутас Жалакявичус. А сейчас, уже после того как роман экранизировал Михаил Пташук, автор первоисточника, не согласный с режиссерской трактовкой, потребовал убрать свое имя и название «Момент истины» из титров. Так что экранизацией в прямом смысле слова его вряд ли возможно назвать - потому куда интереснее и вернее смотреть фильм как вполне самостоятельное произведение, не сводя анализ к дотошному подсчету нестыковок и разночтений. >>
  • //  08.05.2001
Чешскому кино удалось то, что не удалось российскому
Фестиваль национального кино -- хорошо организованный, компактный и дающий целостное представление о том, что снимается в стране, -- для России пока утопия. Невозможно представить себе, например, что картина, премьера которой состоялась в российском конкурсе «Кинотавра», появится в конкурсе Московского международного фестиваля, хотя формально это не противоречит правилам. В других странах национальные фестивали обкатывают фильмы перед более престижными международными конкурсами; у нас картины растаскивают по форумам, заботясь больше о собственном статусе, чем о дальнейшей судьбе фильма... >>
  • //  08.05.2001
«Часто люди начинают заниматься балетом или модерном, потому что эти системы под рукой. Конечно, если рядом с вами стоит машина, можно сесть и поехать. Так же с балетом или модерном. На этой машине можно уехать в будущее, но почему я должен это делать, если я даже не знаю, где прошлое?» >>
  • //  08.05.2001
Русские осваивают танец буто
Буто -- «танец тьмы» или «танец духов» -- часто путают то с «данс макабр» -- танцем смерти из средневековых мистерий, то с шаманскими ритуалами. Тому есть причина: танцовщик буто и впрямь действует как медиум -- кажется, что тело ему не принадлежит. Разница в том, что к практике вещания от имени «невидимого мира» танцовщики буто относятся без мистики. Техника буто -- возможность «озвучить» человеческое тело. Расширить и разработать его словарь, научив делиться информацией без корректуры сознания и привычных представлений о движении. Мин Танака, последний ученик основателя буто Татсуми Хидзиката, убеждает: тело -- самый древний и самый загадочный музыкальный инструмент. >>
  • //  08.05.2001
Завтра откроется 54-й Каннский кинофестиваль
Программа Каннского фестиваля вызвала нарекания прессы. Писали, что конкурс оставляет впечатление дежа вю. Среди режиссеров, которые будут соревноваться за «Золотую пальмовую ветвь», -- братья Коэны («Человек, которого там не было») и Дэвид Линч («Малхолленд драйв»), Александр Сокуров («Телец») и Маноэль де Оливейра («Я возвращаюсь домой»), Нанни Моретти («Комната сына») и Шохей Имамура («Теплая вода под красным мостом»), уже имеющие на каминной полке награды фестиваля. Упрек несправедлив. Во-первых, какой же отборщик откажется от последней картины Дэвида Линча, который с возрастом снимает иначе, но не хуже, пусть Линч и получил «Золотую ветвь» за «Диких сердцем» (1990). Во-вторых, Канн по-прежнему определяет фестивальную моду. >>
  • //  08.05.2001
Юрий Поляков написал пьесу, а Станислав Говорухин ее поставил
Всем, кто испытывает хоть какие-то сомнения в возможности существования машины времени, рекомендуется срочно посетить МХАТ имени Горького. А точнее спектакль "Контрольный выстрел", поставленный народным депутатом Станиславом Говорухиным в свободное от основной работы время. За очень небольшие деньги (билет в партер стоит не дороже ста рублей) это произведение искусства перенесет вас на полстолетия назад. В те благословенные времена, когда действующие лица делились с залом сокровенными мыслями и чаяниями, а в их списке требовалось пояснять социальный статус персонажа: Иван Афанасьевич Кораблев -- академик; Вера Михайловна -- его жена, профессор; Владимир Ильич Корзуб -- олигарх; Марк Львович -- издатель... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика