N°79
08 мая 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  08.05.2001
В гостях у «тьмы»
Русские осваивают танец буто

версия для печати
Буто -- «танец тьмы» или «танец духов» -- часто путают то с «данс макабр» -- танцем смерти из средневековых мистерий, то с шаманскими ритуалами. Тому есть причина: танцовщик буто и впрямь действует как медиум -- кажется, что тело ему не принадлежит. Разница в том, что к практике вещания от имени «невидимого мира» танцовщики буто относятся без мистики. Техника буто -- возможность «озвучить» человеческое тело. Расширить и разработать его словарь, научив делиться информацией без корректуры сознания и привычных представлений о движении. Мин Танака, последний ученик основателя буто Татсуми Хидзиката, убеждает: тело -- самый древний и самый загадочный музыкальный инструмент.

Танака показал в рамках олимпийской программы «Школы драматического искусства» два проекта -- соло «Замерев» и сделанный совместно с русскими танцорами спектакль «Гости Гойи из тьмы». Танака в Москве не впервые. Его сольные импровизации можно было видеть на разных авангардных площадках, а пару лет назад Танака перенес свою «Весну священную» на танцовщиков труппы «Русские сезоны». Тогда-то Анатолий Васильев и договорился с мастером о проекте «Los Caprichos. Гости Гойи из тьмы», осуществить который удалось только в рамках Олимпиады. Зато в рекордные сроки -- за десять дней. Ставивший этот спектакль и прежде, Танака дал танцовщикам полную свободу наполнить готовую конструкцию собственным телесным содержанием. Работал он с бывшими учениками «Класса экспрессивной пластики» Геннадия Абрамова, ныне занятыми в проекте «Квартира номер пять». О привычной для буто практике медленного врастания в материал и стремительного «освобождения» от стереотипов пришлось отказаться: не те сроки. Поэтому танцовщики под предводительством перевоплотившегося в Гойю Танаки неистово смешивали собственные штампы со всем тем, что так легко и бесполезно черпают из буто европейцы, американцы, а теперь и мы: гримасничали, дрожали всем телом и путались в конечностях. Хотели напугать. Когда два года назад те же ошибки совершали трюкачи-народники из «Русских сезонов», никто не удивился. На сей раз танцовщиков выбрали правильно: выпускники Абрамова да контактники-перформеры куда лучше знакомы и с основами импровизации, и с практикой телесного «опустошения».

Оказалось, однако, что и для них все не так просто. Хотя Васильев и не прочь включить спектакль в репертуар своего театра, Танака считает, что до результата еще далеко. В артистах он, впрочем, не сомневается: если офорты Гойи в «русском» варианте зазвучали как сатирические иллюстрации к гоголевским «Мертвым душам» -- тоже не беда. В конце концов задача хореографа в том и заключалась, чтобы дать артистам шанс самим отвечать за свои действия. И если в открытую для «гостей из тьмы» дверь вломились не те призраки -- это тоже результат. Ведь судя по программе, артисты не Гойю объясняют, а «проявляют свои собственные впечатления или ассоциации, которые позволяют им проследить мельчайшие движения в собственном теле».
Ольга ГЕРДТ

  КУЛЬТУРА  
  • //  08.05.2001
В канун Дня Победы в прокат вышел фильм «В августе 44-го»
Более разные книги, нежели «Момент истины» Владимира Богомолова и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, вспомнить, пожалуй, трудно. Однако в том, что касается попыток перенести романы на экран, их судьбы сложились одинаково непросто. Обе книги кажутся мистическим образом «заговоренными» от экранизации. Попытки многих видных режиссеров взяться за «Мастера» так ничем и не оканчивались, а вроде бы готовый фильм Юрия Кары не увидел свет из-за конфликта режиссера и продюсеров. С «Моментом истины» дело обстояло не проще -- в середине семидесятых не закончил съемки своего фильма Витаутас Жалакявичус. А сейчас, уже после того как роман экранизировал Михаил Пташук, автор первоисточника, не согласный с режиссерской трактовкой, потребовал убрать свое имя и название «Момент истины» из титров. Так что экранизацией в прямом смысле слова его вряд ли возможно назвать - потому куда интереснее и вернее смотреть фильм как вполне самостоятельное произведение, не сводя анализ к дотошному подсчету нестыковок и разночтений. >>
  • //  08.05.2001
Чешскому кино удалось то, что не удалось российскому
Фестиваль национального кино -- хорошо организованный, компактный и дающий целостное представление о том, что снимается в стране, -- для России пока утопия. Невозможно представить себе, например, что картина, премьера которой состоялась в российском конкурсе «Кинотавра», появится в конкурсе Московского международного фестиваля, хотя формально это не противоречит правилам. В других странах национальные фестивали обкатывают фильмы перед более престижными международными конкурсами; у нас картины растаскивают по форумам, заботясь больше о собственном статусе, чем о дальнейшей судьбе фильма... >>
  • //  08.05.2001
«Часто люди начинают заниматься балетом или модерном, потому что эти системы под рукой. Конечно, если рядом с вами стоит машина, можно сесть и поехать. Так же с балетом или модерном. На этой машине можно уехать в будущее, но почему я должен это делать, если я даже не знаю, где прошлое?» >>
  • //  08.05.2001
Русские осваивают танец буто
Буто -- «танец тьмы» или «танец духов» -- часто путают то с «данс макабр» -- танцем смерти из средневековых мистерий, то с шаманскими ритуалами. Тому есть причина: танцовщик буто и впрямь действует как медиум -- кажется, что тело ему не принадлежит. Разница в том, что к практике вещания от имени «невидимого мира» танцовщики буто относятся без мистики. Техника буто -- возможность «озвучить» человеческое тело. Расширить и разработать его словарь, научив делиться информацией без корректуры сознания и привычных представлений о движении. Мин Танака, последний ученик основателя буто Татсуми Хидзиката, убеждает: тело -- самый древний и самый загадочный музыкальный инструмент. >>
  • //  08.05.2001
Завтра откроется 54-й Каннский кинофестиваль
Программа Каннского фестиваля вызвала нарекания прессы. Писали, что конкурс оставляет впечатление дежа вю. Среди режиссеров, которые будут соревноваться за «Золотую пальмовую ветвь», -- братья Коэны («Человек, которого там не было») и Дэвид Линч («Малхолленд драйв»), Александр Сокуров («Телец») и Маноэль де Оливейра («Я возвращаюсь домой»), Нанни Моретти («Комната сына») и Шохей Имамура («Теплая вода под красным мостом»), уже имеющие на каминной полке награды фестиваля. Упрек несправедлив. Во-первых, какой же отборщик откажется от последней картины Дэвида Линча, который с возрастом снимает иначе, но не хуже, пусть Линч и получил «Золотую ветвь» за «Диких сердцем» (1990). Во-вторых, Канн по-прежнему определяет фестивальную моду. >>
  • //  08.05.2001
Юрий Поляков написал пьесу, а Станислав Говорухин ее поставил
Всем, кто испытывает хоть какие-то сомнения в возможности существования машины времени, рекомендуется срочно посетить МХАТ имени Горького. А точнее спектакль "Контрольный выстрел", поставленный народным депутатом Станиславом Говорухиным в свободное от основной работы время. За очень небольшие деньги (билет в партер стоит не дороже ста рублей) это произведение искусства перенесет вас на полстолетия назад. В те благословенные времена, когда действующие лица делились с залом сокровенными мыслями и чаяниями, а в их списке требовалось пояснять социальный статус персонажа: Иван Афанасьевич Кораблев -- академик; Вера Михайловна -- его жена, профессор; Владимир Ильич Корзуб -- олигарх; Марк Львович -- издатель... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика