N°69
18 апреля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  18.04.2001
Будет больно
В «Горизонте» состоялась премьера «Реквиема по мечте»

версия для печати
На премьере «Реквиема по мечте» на Лондонском кинофестивале режиссер Дэррен Аронофски предупреждал: смотреть фильм трудно, через 45--50 минут вам будет очень больно, так что позвольте заранее перед всеми извиниться. Ко всему привычная фестивальная публика, разумеется, с готовностью засмеялась. После фильма выходили молча, бочком, избегая смотреть друг другу в глаза. Действительно будет больно. Так что выбирайте: если хочется хорошего настроения и заряда бодрости на неделю, посмотрите «Где моя тачка, чувак?», а если вы все-таки готовы рискнуть душевным покоем ради одного из самых экстремальных киноопытов в своей жизни, то без «Реквиема по мечте» вам не обойтись.

Есть такой расплывчатый термин «кинематограф новой искренности», но звучит он слишком пресно, чтобы описать плачущего Тома Круза в «Магнолии», самоизбиение Эндрю Нортона в «Бойцовском клубе» или сумасшедший взгляд Франки Потенте в «Принцессе и воине». Оживший холодильник, нападающий на жертву психотропных диетических таблеток, и гноящаяся, отвратительно пульсирующая рука наркомана в «Реквиеме по мечте» -- в том же ряду.

В одинокой жизни Сары Гольдфарб (Эллен Берстин, номинация на «Оскара»), влачащей свое существование в убогом Кони-Айленде, нет смысла. Ей остается только надеяться, что сын выйдет в люди, и смотреть ублюдочное телешоу, мечтая однажды оказаться среди участников. Мечты начинают сбываться, а это и есть самое страшное. Сын (Джаред Лето) «открывает свое дело» (уличная торговля наркотиками на пару с другом Тайроном) и находит себе «приличную девушку» (ближе к кошмарному финалу героиня Дженнифер Коннели будет готова за одну дозу обслужить несколько клиентов), а Саре звонят какие-то телевизионные шарлатаны и сообщают ей, что она может рассчитывать на приглашение в любимую телепрограмму. Смысл жизни найден (похудеть, чтобы влезть в любимое красное платье, и рассказать всей стране о том, какой у нее замечательный сын), и находка эта так дорога, что можно заплатить за нее чем угодно, в том числе телесным и психическим здоровьем и даже самой жизнью. Другим героям тоже придется платить, и лишь симпатичный чернокожий Тайрон (Марлон Уэйанс) отделается сравнительно легко.

Дэррен Аронофски появился беззаконной кометой в среде американских «независимых» в 1998 году, когда его полнометражный дебют «Пи» (у нас доступен на видео) удостоился приза за режиссуру на фестивале «Сандэнс». «Пи» произвел впечатление контрастным черно-белым изображением, рваным монтажом, режиссерской энергией и каким-то совсем уж диким сюжетом о математике, разгадавшем имя Бога. В «Реквиеме по мечте», снятом по одноименному роману Хьюберта Селби-младшего (постбитниковская «исповедальная проза»), Аронофски взялся за материи менее отвлеченные. Формальное щегольство осталось: в фильме более 2000 монтажных склеек, а это значит, что в среднем кадры сменяются на экране каждые три секунды. В фильме есть наркотические «нарезки» (ложка над газом, шприц, в котором темно-красным цветком распускается венозная кровь, портрет Джефферсона на стодолларовой купюре, расширяющийся зрачок...), в которых каждый из планов занимает десятые, если не сотые доли секунды, но распознается с безошибочной и беспощадной точностью.

Но дело не только в формальном совершенстве -- рапидах, спецэффектах и разделенном пополам экране. Есть и вполне традиционные эпизоды, от которых кровь стынет в жилах. Вот доведенная до крайне степени истощения Сара, приняв очередную порцию стимуляторов, снимающих аппетит (вечером, чтобы заснуть, по совету шарлатана-диетолога она пьет сильнодействующее снотворное), доползает до офиса телекомпании и заявляет о своем праве на участие в телешоу. Сотрудники не прогоняют ее -- усаживают ослабевший ходячий скелет на стул и успокаивают, избегая смотреть в глаза и тайком набирая номер «скорой помощи». Удивительно -- они чувствуют себя виноватыми, потому что знают, что Сара не единственная жертва.

«Реквием по мечте» -- о наркотиках и не только. В среде, не чуждой психотропным веществам, фильм оценили особенно придирчиво: «все не так», «пропаганда», «ненавижу это кино». Но герои «Реквиема» принимают наркотики не для того, чтобы заполнить пустоту в голове и в сердце, а потому, что действительно умеют мечтать -- лучше, ярче и убедительнее, чем другие. Способность мечтать не менее разрушительна и более фундаментальна, чем наркотики, -- об этом и фильм. А наркотики -- просто самая выразительная метафора мечты, которая не сбывается. Они обещают нам столько, что не хочется их бросать, пока они не выполнят всех своих обещаний. Пока не сбудутся все мечты. Ну а чтобы узнать, куда это приводит, смотрите фильм. Если, конечно, еще не узнали этого на собственном опыте.

И последнее: обычно мы не ссылаемся на официальные интернет-сайты фильмов, представляющие в основном свод информации рекламного характера. В случае с «Реквиемом по мечте» наблюдается счастливое исключение: по адресу www.requiemforadream.com вы найдете нечто неописуемое, абсолютно бесполезное как информационный источник, но удивительно соответствующее духу фильма.
Алексей МЕДВЕДЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  18.04.2001
В Третьяковской галерее открылась выставка Александра Дейнеки
Выставка Александра Дейнеки, приуроченная к 100-летию со дня рождения художника, - десятая по счету экспозиция из серии «Золотая карта России» (в рамках этого проекта провинциальные музеи привозят в Третьяковку выставки лучших работ их своих собраний). Но в отличие от своих предшественников Курская областная картинная галерея, носящая имя Дейнеки, привезла не шедевры вообще, а сделала монографическую выставку одного художника. >>
  • //  18.04.2001
Вчера Михаил Швыдкой представил трудовому коллективу музея "Московский Кремль" его нового генерального директора Елену Гагарину. Назначение на должность директора дочери первого космонавта вызвало множество недоуменных вопросов, отчего министру уже неделю приходиться оправдываться. Вчера он наконец объяснился окончательно. >>
  • //  18.04.2001
В «Горизонте» состоялась премьера «Реквиема по мечте»
На премьере «Реквиема по мечте» на Лондонском кинофестивале режиссер Дэррен Аронофски предупреждал: смотреть фильм трудно, через 45-50 минут вам будет очень больно, так что позвольте заранее перед всеми извиниться. Ко всему привычная фестивальная публика, разумеется, с готовностью засмеялась. После фильма выходили молча, бочком, избегая смотреть друг другу в глаза. Действительно будет больно. >>
  • //  18.04.2001
С 17 по 22 апреля в Москве пройдет третий международный джазовый фестиваль «Богема-джазз». Выступления будут проходить в основном в Центральном Доме художника, а в качестве ведущего, как обычно, выступит знаменитый музыкальный критик Алексей Баташев. >>
  • //  18.04.2001
В наши дни испортить репутацию человеку легко - необходимо всего-навсего убить его, обставив дело так, чтобы виден был дорогостоящий "заказ"; после этого публика поверит, что и покойный был не без греха. Испортить репутацию иностранного писателя-фантаста еще проще: достаточно тупо издать на русском языке массовым тиражом (желательно, в плохом переводе) все его произведения - и чуду конец. >>
  • //  18.04.2001
Российский синдикейшн-бизнес уже три года борется с местными радиостанциями
Синдикейшн-бизнес возник в США. Считается, что его изобрел глава корпорации Westwood One. Идея заключалась в том, что студия производит музыкальную программу и рассылает ее на десятки, а иногда и сотни радиостанций, в большинстве случаев бесплатно, однако взамен имеет возможность продавать рекламное время внутри программы. В России этот бизнес возник недавно. >>
  • //  18.04.2001
После триумфального воскресного концерта с оркестром Большого зала Консерватории Чик Кориа согласился на сольное выступление на следующий день в десять вечера. Пианист узнал о грядущей реставрации зала и пожелал дать благотворительный концерт, чтобы внести свою посильную лепту в дело ремонта. Организаторы фестиваля «100 лет Большому залу Консерватории» обрадовались, но оповестить общественность об этой инициативе не успели. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика