N°66
13 апреля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  13.04.2001
«Этим и интересен»
Новая книга о поэзии Бродского

версия для печати
Об Иосифе Бродском написано много. Кажется, мемуаристам-эссеистам передалась безудержная «бродская» страсть к речеговорению. В разливанном море мифотворчества теряются работы о главном деле Бродского. Между тем наш «культовый персонаж» был не только «тунеядцем», изгнанником, «частным человеком», нобелевским лауреатом и «последним поэтом». Он еще и стихи писал.

Конечно, «научная бродскиана» тоже потянет на солидный шкаф. Только рыться в нем неохота: ворох мелочных «наблюдений», «взаимонаездов», трюизмов, шатких гипотез, часто свидетельствующих об авторской неосведомленности в «предмете» -- истории словесности. Меж тем Бродский -- поэт отчетливо «контекстный», пребывающий в круговороте словесности и адресующийся прежде всего к тем, для кого непреложно вневременное единство поэзии. Прежде всего русской.

Этому сюжету и посвящена книга Андрея Ранчина «Иосиф Бродский и русская поэзия XVIII--XX веков» (М., «МАКС Пресс»), работа академичная по форме (пожалуй, без некоторых сносок можно было бы обойтись), но полная живого интереса к изгибам многолетнего и единого монолога Бродского. Исследователь удачно выявляет главное «конструктивное противоречие» поэта: сосредоточенный на своих -- интимных и никогда не отпускающих -- темах, замкнутый в четко очерченном круге лейтмотивов и риторических приемов, Бродский постоянно «окликает» предшественников. Дабы оспорить. Или найти поддержку. Без того не может.

Не так уж важно, что с Державиным Бродский преимущественно конфликтует, с Ходасевичем -- солидаризируется, а строки Пушкина оборачивает то так, то эдак. Существеннее обнаружение цитатных приоритетов, контуров того поэтического пространства, что обжито автором «Урании»: Кантемир, Державин, Пушкин (куда ж без него?), Ходасевич, Хлебников, Маяковский. Вектора ясны: осьмнадцативечная -- зримо «плотская» при всей рациональности -- риторика и неистовый (но опять-таки заряженный «духом разума») авангард. Имя Ходасевича -- едва ли не самого классичного и самого «личностного» поэта ХХ века -- разъясняет парадокс. Рядом должны стоять имена Баратынского (и оно появляется -- известно, как высоко ценил автора «Сумерек» Бродский) и Вяземского. Вероятно, картина гляделась бы объемнее, обратись автор к стихам Случевского, быть может, Вячеслава Иванова и, конечно, Цветаевой. Что же до «отзвуков Мандельштама», то они для русского поэта ХХ века столь же обязательны, как реминисценции «Медного всадника». Здесь речь идет не о личном выборе, но о том диктате языка, славить (и внутренне проклинать) который так любил Бродский.

Ранчин дерзнул на ответственный разговор о серьезных материях. «Величие замысла» в литературоведении встречается так же редко, как в поэзии. Слишком хорошо усвоен тезис об одном шаге меж великим и смешным. Перебор сплетен и обсасывание формулы «последний поэт» безопаснее и предпочтительнее, чем рывок в стиховой космос. Общий и подразумевающий резкую индивидуальность. Ту, о которой толковали собеседники Бродского. Тесен вам, стихи мои, ящик... (Кантемир). А я пиит -- и не умру (Державин). Неужели вон тот, это я? (Ходасевич). Я поэт, этим и интересен (Маяковский). Ну и так далее... (Хлебников).
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  13.04.2001
Сегодня в Москве впервые выступает британская танцгруппа CandoCo
Сегодня на сцене Российского молодежного театра зрители смогут увидеть зрелище, способное шокировать одних, обнадежить других, а третьим даровать веру в безграничные способности человека. Британская труппа CandoCo («могу сделать») впервые в Москве покажет два одноактных балета «Последнее представление» и «Обгоревший на солнце». >>
  • //  13.04.2001
Пятнадцать лет назад случилось столетие Николая Гумилева
В двадцатых числах апреля 1986 года московская культурная публика лихорадочно скупала журнал "Огонек". "Апрельские ветра" дули уже год, но в главном советском еженедельнике все шло по-старому: от фотографий вождей до примитивных кроссвордов... Здесь-то и появилась большая подборка стихов Гумилева. О столетии поэта - день его рождения приходится на 15 апреля по новому стилю - ничего не сообщалось. >>
  • //  13.04.2001
Новая книга о поэзии Бродского
Об Иосифе Бродском написано много. Кажется, мемуаристам-эссеистам передалась безудержная «бродская» страсть к речеговорению. В разливанном море мифотворчества теряются работы о главном деле Бродского. Между тем наш «культовый персонаж» был не только «тунеядцем», изгнанником, «частным человеком», нобелевским лауреатом и «последним поэтом». Он еще и стихи писал. >>
  • //  13.04.2001
Гордящийся «прозрачностью» своей работы оргкомитет премии «Национальный бестселлер» решил, обойдясь без пресс-конференции, отфильтровать журналистов. Поэтому в одну газету сведения о шорт-листе премии поступили в конце прошлой недели, иных осчастливили пресс-релизом в середине недели нынешней, а кто-то вовсе остался без информации. >>
  • //  13.04.2001
Софья Головкина, одна из самых влиятельных фигур в отечественном балете, уходит с должности ректора Московской государственной академии хореографии после 42 лет пребывания на этом посту. Ее место займет нынешний руководитель балетной труппы Большого театра Борис Акимов. >>
  • //  13.04.2001
По инициативе Министерства культуры РФ открылся новый портал, посвященный русской культуре вообще. Начали с главного, с попытки определить, что такое культура России. Варианты ответа можно найти по адресу www.russianculture.ru (например, под заголовком «Определение понятия «культура» следует: «Определение «культуры» неоднозначно...»). >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика