N°59
04 апреля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  04.04.2001
Недешево и сердито
Воронежский Камерный театр привез в Москву "Дядюшкин сон"

версия для печати
Михаил Бычков, чей спектакль оказался в этом году в афише "Золотой маски", долгое время ходил у московских критиков в любимцах. Прежде всего потому, что именно в нем -- первый и пока, кажется, последний раз -- воплотился вожделенный тип режиссера, сумевшего создать независимый от государственной дотации и при этом совершенно некоммерческий театр. Да еще не в Москве, а в Воронеже.

Театральная практика российской провинции отразила склонность отечественной экономики к гигантомании -- построим в небольшом городе завод-гигант и будем производить громадные экскаваторы, необходимые, чтобы построить еще один завод-гигант, который будет производить громадные экскаваторы... Словом, пользы никакой, зато население трудоустроено. Провинциальные театры в подавляющем большинстве были и остаются такими гигантами. Вот и новое здание драмтеатра в самом Воронеже напоминает нечто среднее между крытым рынком и стадионом. Михаил Бычков, возглавлявший до 1993 года Воронежский ТЮЗ и все о жизни в репертуарных террариумах знающий, создал нечто альтернативное им по духу и по размерам. Его Камерный театр действительно камерный. Зал -- на несколько десятков зрителей, спектакли -- на нескольких артистов. При этом он попытался, с одной стороны, сохранить концепцию театра-дома, то есть актерско-режиссерского братства под одной крышей, с другой -- привнес в эту концепцию элементы самоокупаемости и западной контрактной системы. В его труппе всего несколько артистов, получающих зарплату в основном за счет кассовых сборов. На дотационный театр это не похоже, но на антрепризный чес, собирающий звезд на один спектакль, тоже. Этим необычным способом бытования Камерного театра и объясняются некоторые особенности спектаклей Бычкова, в которых интересы кассы и интересы искусства совершенно не противоречат друг другу.

Скажем, в претендующем на национальную театральную премию "Дядюшкином сне" он сценически осмыслил мелодраматическую стихию Достоевского. То, что страсти-мордасти закручены у русского классика так лихо, что позавидовал бы Виктор Гюго, ни для кого не секрет. Но, как правило, театральщину в Достоевском пытались приглушить. Бычков вытащил ее наружу. Повесть, которую обычно решают в психологическом ключе с элементами гротеска, подается у него как романтическая драма, сыгранная в духе стилизаторских поисков начала века.

Действие в этом талантливо оформленном Юрием Гальпериным спектакле происходит не в провинциальном Москалеве, а в условном театре всех времен и народов. В спектакль введен человек, похожий на Шекспира, который читает по ходу действия хрестоматийные строчки Великого Барда. Это, разумеется, не сам английский гений, а собирательный образ провинциального трагика. Примерно в середине представления выясняется, что давний возлюбленный приглянувшейся князю Зины (Елена Лукиных) и истошно кричащий трагик -- одно и то же лицо, стремящееся переиродить Ирода не только на сцене, но и в жизни. От псевдо-Шекспира не отстают все остальные. Сама Зина в первом действии ходит в одеянии Пьеро, но ведет себя как взбалмошный Арлекин, усвоивший высокопарную лексику разночинцев. Живущая в доме Москалевых Настасья Петровна (Наталья Шевченко) напоминает большую грустную крысу -- при случае может больно укусить; а пружина всей интриги Марья Александровна Москалева (Татьяна Кутихина) похожа на всех интриганок мировой литературы разом. Но особенно хорош в этом спектакле Анатолий Абдулаев в роли Князя К. Каким-то непостижимым образом он умудряется всецело отдаваться стихии гротеска и при этом вызывать к своему герою сочувствие. Если следовать логике комедии дель арте, его следовало бы нарядить в костюм Панталоне, но невысокий и полноватый князь напоминает скорее испанского гранда. Такого состарившегося и совсем уж ничего не понимающего Дон Кихота в облике Санчо Пансы. Ясно, что взаимодействие этих странных героев до добра не доведет, и причины тому не психологические и не социальные, а скорее жанровые. Героям, пытающимся играть романтическую драму средствами условного театра, уготован не патетический happy end и даже не трагический финал, а всего лишь бесславный конец, который, тем не менее, вполне достоин смеха и слез по ту сторону рампы.

Наивный зритель наверняка оценит романтический пафос этого представления, изощренный -- его романтическую иронию. Первые сделают кассовые сборы, вторые выдвинут на "Золотую маску". Трудно представить себе провинциальный театр, желающий лучшей участи.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  04.04.2001
Воронежский Камерный театр привез в Москву "Дядюшкин сон"
Михаил Бычков, чей спектакль оказался в этом году в афише "Золотой маски", долгое время ходил у московских критиков в любимцах. Прежде всего потому, что именно в нем - первый и пока, кажется, последний раз - воплотился вожделенный тип режиссера, сумевшего создать независимый от государственной дотации и при этом совершенно некоммерческий театр. Да еще не в Москве, а в Воронеже. >>
  • //  04.04.2001
Сегодня в кинотеатре «Прага» премьера фильма «Малена»
«Малена» похожа на хороший, очень хороший рекламный ролик. Не случайно со звездой фильма - фотомоделью и актрисой Моникой Беллуччи - режиссер Джузеппе Торнаторе встретился на съемках рекламы. Картина напоминает недавний ролик Martini, растянутый до полутора часов. >>
  • //  04.04.2001
Юрий Грымов организует экскурсии на съемочную площадку своего нового фильма
Книги, шкафы, заспиртованные младенцы, живые птицы, тысяча пустых пузырьков, картины, статуя Будды, гинекологические кресла - жалкая попытка описать часть декораций, среди которых снимается новый фильм Юрия Грымова «Коллекционер». Картина не имеет ничего общего со знаменитым романом Фаулза. Каждому, кто оказывается на съемочной площадке, режиссер сообщает, что по некоему загадочному контракту не имеет права открывать прессе тайну сюжета. >>
  • //  04.04.2001
Памятник Колумбу в Пуэрто-Рико, про который так долго говорила российская и пуэрториканская художественная общественность, все-таки будет установлен. По сообщению Интерфакса, скоро начнется монтаж статуи, который будет осуществлен с помощью наших рабочих, специально подобранных автором монумента Зурабом Церетели. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика