N°49
21 марта 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  21.03.2001
Своими силами
Вышел первый том «Новой истории искусства»

версия для печати
Искусство вновь стало модно любить. Ходить в музеи по выходным, дожидаясь встречи с прекрасным в многочасовой очереди. Покупать книги по искусству: шикарные альбомы в подарок и текстовые -- для себя. Среди последних особенно много разного рода историй искусства. Большинство переводных, но есть и написанные своими силами -- отечественными искусствоведами. Про одну из них -- трехтомную историю русского искусства, выпущенную московским издательством «Трилистник», -- газета «Время новостей» уже писала. Теперь появилась и еще одна -- «Новая история искусства», подготовленная питерским издательством «Азбука». Проект масштабный: двадцать томов -- от первобытности до постмодернизма. Только что вышла первая книга серии -- «Искусство раннего Средневековья». Почти 400 страниц, более 200 цветных и черно-белых иллюстраций, хронологическая таблица, словарь терминов и библиография. Тираж десять тысяч, цена от 350 руб. в зависимости от магазина.

Впрочем, идея «Новой истории искусства» возникла именно сейчас не только потому, что это модно, но и потому, что только сейчас появилась сама возможность такую историю написать. То, что могло советское искусствоведение, давно было издано. В 50-е и 60-е годы появились огромные томища «Всеобщей истории искусства», написанной, как тогда полагалось, коллективом авторов, а в 70-е -- изящные томики «Малой истории искусства», отпечатанные в ГДР, чем и объяснялось их высокое по тем временам качество полиграфии. Впрочем, содержание осталось практически прежним, только, соответственно, кратким. В этих книгах можно было прочесть об эксплуатации рабов -- строителей пирамид, об искусстве периода буржуазной революции и чуть-чуть о разоблачении модернистов. Но нельзя было прочесть ни об иконографии росписей в православных храмах, ни об эротических сюжетах в искусстве Возрождения и XVIII века, ни об авангарде. Теперь же, когда постсоветские ученые, поработав в архивах у нас и на Западе и начитавшись новейших книг на иностранных языках, открыли для себя эти темы, у них появилось много чего сказать нового. Поэтому «НИИ» отвечает потребности не столько в чтении, сколько в писании.

По своей структуре «НИИ» вполне традиционна: каждый том посвящен определенной эпохе (первобытность, Древний Рим, XIX век) или эпохальному стилю (готика, рококо, классицизм). Исключение составляет лишь одна книга, выделенная по географическому признаку, -- «Искусство стран Востока». Но две вещи в этой структуре все же хочется отметить. Во-первых, отсутствие специального «русского» тома, что позволит объективно рассмотреть и оценить место отечественного искусства в истории мировой художественной культуры, а не писать апологетический текст, доказывающий особость русского пути в искусстве. Во-вторых, наличие сразу двух томов по XX веку: модернизм и постмодернизм, что гарантирует более подробное рассмотрение эпохи.

Что будет внутри каждого тома, сказать пока трудно. Конечно, авторы, привлеченные к проекту, -- ведущие специалисты Москвы и Петербурга (по большей части, впрочем, петербуржцы). Но все они принадлежат к разным школам отечественного искусствознания, а потому, естественно, отнесутся к своей задаче по-разному. Кто-то, как автор первого вышедшего тома, один из крупнейших в нашей стране специалистов по западному Средневековью Цецилия Нессельштраус, напишет свою книгу в академической манере, с подробным анализом вещей, уточненными датировками и атрибуциями. А кто-то, как блестящий знаток искусства XIX века Иван Чечот, произведет более концептуальный текст. Впрочем, важно другое: у каждого тома -- свой автор. Который предлагает свой персональный взгляд на предмет и несет личную ответственность. В результате он в значительно меньшей степени связан «условиями предварительного договора о том, как следует мыслить историю искусства», как написал в своем предисловии к первому тому автор проекта серии Сергей Даниэль. А свобода понимать -- и интерпретировать -- историю искусства по-своему дорогого стоит.

И последнее. На Западе новые истории искусства выходят едва ли не каждое десятилетие. Самая новая -- оксфордская -- издается с 1996 года и будет состоять, между прочим, более чем из пятидесяти томов. За четыре года вышло примерно пятнадцать. Неспешно, но достаточно уверенно. Хороший пример для издательства «Азбука».
Николай МОЛОК

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  21.03.2001
Людмила Касаткина сыграла странную миссис Сэвидж
Пьеса, которую Сергей Колосов выбрал для бенефиса своей жены Людмилы Касаткиной, была, по всей видимости, найдена им в самом дальнем углу самой пыльной полки. Написанная в 50-х забытым еще при жизни американским драматургом Джоном Патриком "Странная миссис Сэвидж" представляет собой весьма характерный симбиоз бенефисной комедии и социалистической агитки. >>
  • //  21.03.2001
Михаил Швыдкой два дня провел в Свердловской области, где подписал соглашение о взаимодействии в сфере культуры с правительством Эдуарда Росселя. Министр культуры посетил многочисленные, весьма знаменитые екатеринбургские театры, библиотеки, Свердловскую киностудию и другие «объекты». >>
  • //  21.03.2001
Ирина Апексимова заменила Татьяну Догилеву в новой версии «Декамерона» Радзинского
Эдуард Радзинский написал «Новый Декамерон» в 1989 году. История провинциальной девушки из города Гусь Железный, в 13 лет изнасилованной, приехавшей в Москву лимитчицей и ставшей валютной проституткой, тогда была актуальна. Сюжет схож с «Интердевочкой» Тодоровского, снятой, кстати, в том же году. Однако в пьесе Радзинского важней не социальный, а мужененавистнический пафос. >>
  • //  21.03.2001
Вышел первый том «Новой истории искусства»
«Новая история искусства», подготовленная питерским издательством «Азбука», - проект масштабный: двадцать томов - от первобытности до постмодернизма. Только что вышла первая книга серии - «Искусство раннего Средневековья». Идея «Новой истории искусства» возникла именно сейчас не только потому, что это модно, но и потому, что только сейчас появилась сама возможность такую историю написать. >>
  • //  21.03.2001
По итогам последнего уикенда, американские кассовые сборы фильма «Крадущийся тигр, невидимый дракон» тайваньского режиссера Эна Ли превысили отметку в 100 миллионов долларов. Фильм снят на мандаринском диалекте китайского языка и в прокате идет с английскими субтитрами. >>
  • //  21.03.2001
Музыкант или деятель шоу-бизнеса должен проработать в индустрии развлечений не менее 25 лет - только тогда он рассматривается в качестве кандидата на роль «экспоната» Зала славы рок-н-ролла. В том году высокой чести быть официально признанной «легендой» и «классиком жанра» удостоились те, кого публика по всему миру и так боготворит многие годы: Майкл Джексон, Пол Саймон, группы Queen, Aerosmith и дуэт Steely Dan. >>
  • //  21.03.2001
Музыканты «Морального кодекса» - люди неторопливые, поэтому их новый альбом «Хорошие новости» (Real Records) слушатели ждали больше двух лет. За это время значительная часть песен попала на радио, был также снят видеоклип для ТВ. В целом альбом «Хорошие новости» мелодически не слишком разнообразен, зато стилистически выдержан. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама