N°34
26 февраля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
  ПОИСК  
  • //  26.02.2001
Сказки дядюшек Джоэла и Этана
«О, где же ты, брат?» вышел в московский кинопрокат

версия для печати
Вот так бывает с любимыми режиссерами: ты их любишь, лелеешь, пересматриваешь их фильмы по десятому разу, думаешь, что совпадаешь с ними до мельчайшего душевного движения, а они возьмут да и снимут что-нибудь такое, что ни в какие ворота не лезет. Был Тарантино, сделал «Бешеных псов», «Криминальное чтиво», а потом ни с того ни с сего выпустил «Джеки Браун». И вроде объясняешь себе и другим, что все в порядке, жанр такой, «черные» криминальные драмы начала 70-х, культовые актеры, убойный саундтрек, а на душе все равно холодно и бесприютно. И дело не в том, что хуже, а просто туда, куда он отправился, ты за ним пойти уже не можешь: ну, не видел ты в детстве негров на экране (за исключением разве что «Цирка»), и имя Пэм Гриер для тебя -- пустой звук.

С Коэнами (напоминаю, что Джоэл обычно значится в титрах режиссером и сценаристом, а Этан -- соавтором сценария и продюсером, но работают они всегда вместе) расставаться еще сложней -- с ними вообще прожита почти вся жизнь. До «О, где же ты, брат?» они успели снять не так много -- семь полнометражных картин, но было, как в «Алисе в стране чудес», все интереснее и интереснее. «Брату» предшествовали их самый совершенный на сегодняшний день фильм («Фарго») и самый смешной («Большой Лебовский»). И вот пришло время «О, где же ты, брат?» -- фильма, который очень нравится тем, кто раньше не любил Коэнов или не знал их, и на который с грустным недоумением смотрят их преданные поклонники. Еще труднее поклонникам российским: «Брат» -- фильм об эпохе Великой депрессии, и чтобы оценить его, надо для начала посмотреть хотя бы «Леди на один день» Фрэнка Капры или «Гроздья гнева» Джона Форда, надо знать, что опыт экономического краха со счастливым концом -- это и есть основа основ американского трагического оптимизма, хребет нации. Мы же не торговали яблоками по пять центов (в 30-е в Америке не было работы, зато урожай яблок из года в год был на диво), а вместо «Этой прекрасной жизни» на новогодние праздники у нас показывают «Иронию судьбы», так что оценить иронию Коэнов, превративших основной сюжет национальной мифологии в фарсовый мюзикл, в лучшем случае можно лишь умозрительно. Без глубины, без легенд и россказней той эпохи шутки и кривляния персонажей «Брата» кажутся поверхностными, глуповатыми и неуместными.

В титрах в качестве литературной основы «О, где же ты, брат?» значится «Одиссея» Гомера, фильм выдвинут на «Оскара» в номинации «Лучший неоригинальный сценарий» (претендует на «Оскара» и искусная операторская работа Роджера Дикинса). Коэны утверждают, что «Одиссею» не читали (врут, наверное, хотя, что любопытно, на британского «Оскара», о результатах которого мы сообщим вам завтра, фильм выдвинут как раз за «оригинальный сценарий»). Однако в картине есть и слепой пророк, и сирены, и Улисс Эверетт Макгилл собственный персоной (Джордж Клуни) с женой Пенни (Холли Хантер), которая ждет не дождется мужа из тюрьмы. Название, как указано во всех рецензиях, позаимствовано из черной комедии Престона Стерджеса «Путешествия Салливена», в которой герой-режиссер, специализировавшийся на низкопробных комедиях, решил, наконец, реабилитировать себя и выпустить фильм своей жизни -- как раз с таким названием. Коэны совершают обратную операцию: хорошо упрятанную, но внятную чуткому зрителю метафизику своих предыдущих фильмов они выставляют на потеху, окарикатуривают.

В названии есть и еще одна очевидная отсылка -- к библейской истории о Каине и Авеле (не случайно в оригинале названия содержится архаичная форма глагола to be). Сюжет о брате-предателе в картине действительно есть, но он занимает в ней далеко не главное место. Впрочем, главных сюжетов в фильме нет. Побег уморительной троицы заключенных (Клуни, Джон Туртурро, Тим Блейк Нельсон) из тюрьмы, встреча с сиренами, перипетии предвыборной кампании на пост губернатора Миссисипи, история сенсационного успеха фольклорного ансамбля «Мокрый зад» и куклуксклановское сборище, поставленное в духе хореографических экстраваганц Базби Беркли, -- все это забавные эпизоды, не скрепленные единым повествовательным драйвом.

А еще «О, где же ты, брат?» -- это, наверное, и вопрос, который Этан и Джоэл обращают друг к другу. Кто сценарист, кто режиссер? Почему мы работаем вместе? Стоит ли продолжать в том же духе или надо резко сменить стиль и манеру? От какого наследства мы отказываемся и что будем делать дальше? Короче, у Коэнов кризис. Кризис большого художника -- это всегда, как минимум, интересно. А уж когда их двое, и говорить нечего.
Алексей МЕДВЕДЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  26.02.2001
Мэрилин Мэнсон все-таки выступил в Москве
Пришедшие в пятницу на концерт фанаты и сочувствующие наткнулись на раздраженных ментов, устало сообщающих всем, что выступление переносится с пятницы на субботу. Это произошло в связи с тем, что часть аппаратуры коллектива Marilyn Manson застряла в пути. Перенос концерта популярной группы в последний момент - событие даже для нашей страны из ряда вон выходящее. >>
  • //  26.02.2001
«О, где же ты, брат?» вышел в московский кинопрокат
Вот так бывает с любимыми режиссерами: ты их любишь, лелеешь, а они возьмут да и снимут что-нибудь такое, что ни в какие ворота не лезет. С Коэнами прожита почти вся жизнь. До «О, где же ты, брат?» они успели снять не так много - семь полнометражных картин, но было, как в «Алисе в стране чудес», все интереснее и интереснее. >>
  • //  26.02.2001
В клубе «16 тонн» прошел фестиваль современной музыки, а Мэнсон на него опоздал
Первый фестиваль под названием «Расскажи Чайковскому новости», организованный звукозаписывающим лейблом «Экзотика», прошел еще в декабре 1999 года. Фестиваль такого рода - мероприятие заведомо любопытное. Личности, интересующиеся музыкой, которую пропагандирует «Экзотика», в большинстве своем - интроверты. >>
  • //  26.02.2001
Заканчивается реставрация скульптур на крыше Зимнего дворца
При строительстве Зимнего по рисункам Растрелли было изготовлено множество статуй (фигур, полуфигур, ваз). Или, как называли их современники, "болванов". Мастера высекли скульптуры из пудостского камня, покрасили известью и установили на крыше. Так что почти каждый белоснежный "болван" зрительно продолжал белоснежную же колонну фасада. Со временем камень начал крошиться. >>
  • //  26.02.2001
Норвежские бизнесмены пришли на помощь юным российским музыкантам
Однажды на концерт одаренных российских детей, организованный московской организацией «Ассамблеи искусств» в городе Осло, пришел шеф криминальной полиции норвежской столицы Лиеф Лиер. Увиденное и услышанное настолько перевернуло его представление о современной России, что он решил немедленно на это отреагировать. Причем не словом, а делом. В России есть культура, а в Норвегии есть деньги. Если их объединить, получится всеобщая гармония. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика