N°28
16 февраля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
  ПОИСК  
  • //  16.02.2001
Сносить или помиловать
Выставочный зал на Крымском валу мог бы стать московским Гуггенхаймом. Но не станет

версия для печати
Даже в московском, всепожирающем архитектурном пейзаже есть несколько зданий, которые ужасно раздражают. Больше всего -- гостиницы «Россия» и «Интурист», воткнутые в самый центр города. О том, что с ними делать, разговоры ведутся давно -- снести или обстроить, скрыв недостатки эпохи застоя (ни на то, ни на другое, впрочем, денег пока нет). Есть и еще один дом, может, не столь одиозный, но оттого не меньший уродец -- гигантская белая коробка на Крымском валу, прямо напротив Парка имени Горького. В ней с трудом уживаются Центральный дом художника и Третьяковская галерея (экспозиция искусства XX века). Рядом -- парк скульптуры, куда с начала перестройки свозились гранитные и бронзовые сталины, дзержинские, ленины.

По своей стилистике здание ЦДХ-ГТГ, спроектированное при Хрущеве, а построенное при Брежневе, -- апофеоз советского модернизма. Архитектура советского модернизма отличалась от западной тем, что была не просто функционалистской, скучно-геометрической и болезненно-стерильной, но еще и безликой -- никакой фантазии. Потому так и раздражает. Особенно архитекторов. В 1993 году появились первые проекты реконструкции ЦДХ-ГТГ, после этого архитекторы брались за него чуть не каждый год. Но в конце прошлого года, наконец, взялись всерьез -- Москомархитектура объявила заказной (то есть не просто закрытый, но и оплачиваемый) конкурс, итоги которому подвела выставка, открывшаяся сейчас в выставочном зале «Дом на Брестской».

Несмотря на разнообразие проектных предложений, у всех архитекторов была примерно одна и та же идея: простой параллелепипед -- это прекрасная «болванка» для деконструкции. В него можно вбить клинья и цилиндры, к нему можно пристроить мачту, его можно увенчать куполом или пирамидой и даже накрыть стеклянным колпаком -- минималистским (то есть тоже коробкой) или же постмодерновым (напоминает измятую простыню). Во всех случаях добавленные элементы изменили бы облик дома, превратив его в подобие супермузея -- вроде музея Гуггенхайма в Бильбао или «Киасмы» в Хельсинки, которые привлекают не столько своими коллекциями, сколько вызывающе-эффектной архитектурой.

Жюри проекты оценило, выделило несколько лучших и пропустило их во второй тур. И все вроде бы хорошо. Но оказалось, что конкурс был лишь фикцией (чтобы не сказать -- симуляцией) и вполне бессмысленным мероприятием. Не потому, что архитекторы плохие, и не потому, что денег на осуществление революционных замыслов нет (московское правительство захотело бы -- нашло). А потому, что ЦДХ-ГТГ является федеральной собственностью, и федеральные власти, похоже, готовы сами позаботиться о судьбе дома.

В прошлом году, задолго до того, как Москомархитектура объявила конкурс, американский архитектор Кертис Джоунс разработал проект с простеньким таким названием -- Центр Екатерины Великой (надо думать, название выбрано неслучайно -- рядом-то Петр Великий). В этом проекте есть три важные особенности. Во-первых: он единственный, который -- хладнокровно -- предполагает снос существующего здания и строительство на его месте цепи небоскребов. Рядом с ними высотки Нового Арбата покажутся детскими шалостями. Во-вторых: в этих небоскребах разместятся офисы, рестораны, казино, отель «люкс», 10-зальный мультиплекс, магазины и даже квартиры. А если останется место, то и музей изящных искусств, выставочный зал и зачем-то музыкальный театр. Так что прощай, Гуггенхайм! И в-третьих: американцы оценили строительство в гигантскую даже по московским меркам сумму -- 3,5--4 миллиарда долларов (соответственно США) и сами же готовы их инвестировать. Один из русских консультантов этого проекта сообщил корреспонденту газеты «Время новостей», что две недели назад американцы специально приезжали в Москву и предъявили документы, гарантирующие финансовые притоки. Проект этот, одобренный, по слухам, "на самом верху", до сих пор не реализуется -- впрочем, и слава Богу. Пока он лишь представлен на выставке, которая, по замыслу организаторов, должна перерасти в широкую общественную дискуссию. Но только о чем, собственно, дискутировать? О том, что нечего всяким американцам (которые наших-то строителей в свои тюрьмы сажают) позволять на русской земле строить? Или о том, что федералы с муниципалами никак не поделят московскую землю и дома? Или о том, нужен ли нам супермузей? И нужны ли нам такие конкурсы?
Николай МОЛОК

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.02.2001
Предварительные итоги конкурсной программы Берлинского кинофестиваля
В воскресенье жюри под председательством бывшего главы студии XX Century Fox Билла Механика объявит победителей 51-го Берлинского кинофестиваля. 25 полнометражных картин претендуют на призы. И хотя фразы о невероятном разнообразии берлинской конкурсной программы повторяются уже много лет подряд, перед своим уходом Мориц де Хадельн, двадцать два года занимавший пост директора Берлинале, ухитрился превзойти самого себя. >>
  • //  16.02.2001
Выставочный зал на Крымском валу мог бы стать московским Гуггенхаймом. Но не станет
Гигантская белая коробка на Крымском валу, в которой с трудом уживаются Центральный дом художника и Третьяковская галерея, - апофеоз советского модернизма. В 1993 году появились первые проекты реконструкции ЦДХ-ГТГ, после этого архитекторы брались за него чуть не каждый год. Но в конце прошлого года, наконец, взялись всерьез - Москомархитектура объявила конкурс, итоги которому подвела выставка, открывшаяся сейчас в выставочном зале «Дом на Брестской». >>
  • //  16.02.2001
В клубе «Дом» выступила фольклорная певица Сушила Раман
В успехе концерта Сушилы Раман, английской фольклорной певицы индийского происхождения, не в последнюю очередь сыграла свою роль «магия имен». Во-первых, сама площадка: клуб «Дом». Больше похожий на камерный концертный зал, он прославился как место «с эстетской музыкой». Во-вторых, время проведения мероприятия: День святого Валентина. >>
  • //  16.02.2001
Геннадий Рождественский как неотъемлемая часть московского музыкального быта
Последнее время Геннадия Рождественского в Москве стало заметно больше. Но что удивительно - не на сцене Большого театра, где с некоторых пор дирижер занимает ответственный пост, а в Большом зале Консерватории. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика