N°28
16 февраля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
  ПОИСК  
  • //  16.02.2001
Великий комментатор
Геннадий Рождественский как неотъемлемая часть московского музыкального быта

версия для печати
Последнее время Геннадия Рождественского в Москве стало заметно больше. Но что удивительно -- не на сцене Большого театра, где с некоторых пор дирижер занимает ответственный пост, а в Большом зале Консерватории. Здесь проходят его спецпроекты (например, музыкальное празднование дня св. Николая) и концерты персонального абонемента, приуроченного к грядущему юбилею (4 мая Рождественскому исполняется 70 лет). Два из четырех намеченных абонементных концертов состоялись за последнюю неделю. В первом под управлением Рождественского выступала капелла Полянского (похуже), во втором -- оркестр Московской филармонии (получше).

Программа первого концерта была такова: полузабытая кантата Римского-Корсакова «Свитезянка», пять хоров Танеева, к которым Рождественский смело присочинил собственный оркестровый комментарий, и оратория Рождественского же «Заповедное слово русскому народу» (1994), по существу, являющаяся одним большим комментарием к положенному в ее основу сочинению Алексея Ремизова (1918). Можно сказать, что Рождественский спонтанно нашел своеобразную форму русского пассиона, проиллюстрировав вместо страстей господних страсти русского народа, глубоко депрессивный образ которого изобретательно нарисовал Ремизов. Реки в оратории честно иссякают, конский топот стучит, ветер шумит, цепи звенят. Интернационал и прочие знаковые мелодии не оставляют сомнений в неприятности происходящего. «Подымись, моя Святая Русь. Подыми ярмо свое и иди», -- зловеще заканчивал ораторию Юрий Любимов, привлеченный в качестве чтеца. В следующей программе, куда были включены третья оркестровая сюита Чайковского, «Поэма экстаза» Скрябина и концерт для скрипки и контртенора с оркестром, написанный Гией Канчели полтора года назад для Нью-Йоркской филармонии и Гидона Кремера, лавры чтеца Рождественский собрал сам. Безусловной кульминацией концерта стало художественно продекламированное им поэтическое творчество Скрябина.

Оба концерта, как водится, включали в себя не только пытливо составленную программу, но и подробнейшие комментарии самого маэстро, умудряющегося находить индивидуальную интонацию даже в передаче самых расхожих фактов. Своей доминирующей информативностью комментарии Рождественского напоминают сетевые системы бесконечных ссылок. Кликнешь по выделенному слову -- выскакивает новый персонаж. И так до бесконечности. Анонсируя две программы, целиком состоявшие из продукции отечественных авторов, маэстро умудрился добраться и до григовского четырехручного переложения моцартовской фантазии, и до оккупировавших Америку русских дирижеров, и до женатого на дочери Вагнера Ганса фон Бюлова (на самом деле женатого на дочери Листа, но сочтем эту неточность Рождественского досадной оговоркой). Терпеливая публика узнавала мельчайшие подробности рождения того или иного опуса, слушала бесконечные отрывки из писем и дневников их авторов, удивлялась щедрости мецената Беляева и заниженной самооценке композитора Чайковского, хохотала над анекдотами про танеевскую няню и про самого Танеева, который, по выражению рассказчика, был «неотъемлемой частью московского быта».

Сложно удержаться от того, чтобы и самого Рождественского этой «неотъемлемой частью» не окрестить. Ею он был, есть и будет. Нынешние концерты-экскурсии -- отголосок легендарных программ, служивших отдушиной в застойные годы, когда симфонии Брукнера и Гайдна сопровождались его знаменитыми комментариями. Как выясняется, популярность и авторитетность этого необычного речевого жанра до сих пор не иссякла. Сейчас Рождественский -- едва ли не единственный человек искусства, кроме разве что Жванецкого и Задорнова, речи которого соглашаются слушать. А заодно слушают и музыку -- как бы чудовищно ни комкал слова хор Полянского, как бы долго ни прочищали свои горлышки духовые инструменты оркестра Московской филармонии, как бы сомнительно ни выглядело предъявленное публике творчество самого Рождественского.
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.02.2001
Предварительные итоги конкурсной программы Берлинского кинофестиваля
В воскресенье жюри под председательством бывшего главы студии XX Century Fox Билла Механика объявит победителей 51-го Берлинского кинофестиваля. 25 полнометражных картин претендуют на призы. И хотя фразы о невероятном разнообразии берлинской конкурсной программы повторяются уже много лет подряд, перед своим уходом Мориц де Хадельн, двадцать два года занимавший пост директора Берлинале, ухитрился превзойти самого себя. >>
  • //  16.02.2001
Выставочный зал на Крымском валу мог бы стать московским Гуггенхаймом. Но не станет
Гигантская белая коробка на Крымском валу, в которой с трудом уживаются Центральный дом художника и Третьяковская галерея, - апофеоз советского модернизма. В 1993 году появились первые проекты реконструкции ЦДХ-ГТГ, после этого архитекторы брались за него чуть не каждый год. Но в конце прошлого года, наконец, взялись всерьез - Москомархитектура объявила конкурс, итоги которому подвела выставка, открывшаяся сейчас в выставочном зале «Дом на Брестской». >>
  • //  16.02.2001
В клубе «Дом» выступила фольклорная певица Сушила Раман
В успехе концерта Сушилы Раман, английской фольклорной певицы индийского происхождения, не в последнюю очередь сыграла свою роль «магия имен». Во-первых, сама площадка: клуб «Дом». Больше похожий на камерный концертный зал, он прославился как место «с эстетской музыкой». Во-вторых, время проведения мероприятия: День святого Валентина. >>
  • //  16.02.2001
Геннадий Рождественский как неотъемлемая часть московского музыкального быта
Последнее время Геннадия Рождественского в Москве стало заметно больше. Но что удивительно - не на сцене Большого театра, где с некоторых пор дирижер занимает ответственный пост, а в Большом зале Консерватории. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика