N°236
25 декабря 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  25.12.2001
Viva классика!
версия для печати
Арт-сезон 2001 года прошел ровно. Без особых потрясений. Без взлетов и падений. В ритме несуетном. В стиле немного рутинном. Так живут обычно музеи: неспешно показывают богатые фонды и не очень-то заботятся об актуальных концепциях и радикальных жестах.

Дабы как-то структурировать впечатления, предложим несколько номинаций и выберем лидеров. Первая -- собственно музей. Бесспорный фаворит -- Эрмитаж. Лишь ему пока удается быть «гражданином вселенной» и не стесняться провинциального акцента. Осенью запущен мегапроект «Гуггенхайм-Эрмитаж» в Лас-Вегасе. Планетарная дружба гигантов убедила: коммерческий и культуртрегерский интересы вполне совместимы. Высочайший класс искусства, высочайший уровень менеджмента, высочайший уровень презентации (Рэм Куулхаас в качестве дизайнера -- это действительно круто), суперский информационный портал («больше, чем сайт», как назвала его коллега Фаина Балаховская -- «Время новостей» от 5 октября)... Одним словом, браво Пиотровский, браво Кренц! Эрмитажу есть чем похвастаться и помимо американских гастролей. Каждый месяц здесь открывается не менее пяти выставок. И для рафинированных эстетов (выставка одной картины Вермера Дельфтского из амстердамского Рийксмузеума), и для любителей экстремального (персоналки поп-стара Энди Уорхола и поп-старушки Луиз Буржуа).

Вторая номинация -- классический проект (не путать с журналом «Проект Классика», о котором ниже). Пальму первенства отдаю Государственному музею изящных искусств имени Пушкина, точнее -- двум его выставкам: «Ученая прихоть» и «Клод Моне». Первая реконструирует разрозненную после революции колоссальную коллекцию князя Николая Юсупова (шедевры XVI--XVIII веков). Вторая открывает Моне, какого мы еще не видели: символиста и экспрессиониста. Отдельное merci Ирине Антоновой, чьи авторитет и репутация помогли украсить выставки работами из самых великих музеев мира.

Третья номинация -- актуальный проект. Лучшее здесь -видеоинсталляция «В сторону экрана. Видеоискусство 90-х» (кураторы Виктор Мизиано, Иосиф Бакштейн; в рамках фестиваля «Арт-Москва»). В шести залах мерцали экраны с клипами лучших художников: Ширин Нешад, Яна Тоомика, Грэхама Гассина, Бьорна Мельхуса, Ким Со Я и др. Затея убедила: эпоха иконоборческого концептуализма кончилась. По-новому оценили зрелище, качество репрезентации. Вернулись к музейной респектабельности. И стали тоньше чувствовать день завтрашний и день вчерашний.

Четвертая номинация -- лучший куратор. Им стала Марина Лошак, директор Московского центра искусств на Неглинной. Обойдя Третьяковку, она месяц за месяцем делает мощные проекты, представляющие сливки искусства XX века. Много премьерных показов (Борис Анисфельд, Давид Бурлюк из частных собраний, первая в России экспозиция полузабытого авангарда школы Михаила Матюшина). Удачно проходит сотрудничество с Русским музеем (Филонов, Петров-Водкин). Историк искусства Андрей Толстой назвал Центр на Неглинной «галереей с музейным менеджментом». Что правда, то правда. Ведь далеко не у всякого музея почти каждая выставка становится маленькой научной сенсацией.

Пятая номинация -- пиар. Выделить кого-либо трудно. Традиционно хороши пиар-отделы ГМИИ, Исторического музея, ГТГ. И все-таки лучшие здесь -- Московский Дом фотографии и Музей архитектуры имени А.В. Щусева. Проверьте периодичность упоминаний этих музеев в СМИ и убедитесь сами.

Шестая номинация -- фестивали. Традиционно -- весенняя фотобиеннале. За неимением лучшего.

Седьмая -- книги по искусству. Мой выбор -- книга Геннадия Рождественского «Треугольники». Известный дирижер-библиофил явил себя в амплуа профессионального историка искусства и арт-критика (даже опубликовал свой перевод никому не известного эссе Моэма о Сурбаране). Результат получился впечатляющим. После прочтения этого интерактивного опуса (книга -- уникальный палимпсест: альбом, научная монография, сборник мемуаров и шесть компакт-дисков в придачу) любой, даже многоопытный искусствовед поймет, что в сравнении с Рождественским он студент первого курса. Помимо всего прочего выпущенная издательством «Слово» книга -- произведение полиграфического искусства. Другой такой нет и не будет.

Наконец, арт-периодика. Самая интересная заявка была сделана командой журнала «Проект Россия». Жанр нового журнала «Проект Классика» -- интеллектуальное ток-шоу. Тема, определенная главным редактором Григорием Ревзиным, -- защита классики от модернизма. Для каждого номера выбирается яркий неомодернистский проект -- вызов традиции. На этот вызов ищутся ответы в мире классической архитектуры. Идея оригинальная. Воплощение затейливое. Правда, границы классики у авторов размыты и спорны. Но так ведь не книга же предлагается, а журнал: поле для дискуссий.

Резюме: классикой (Эрмитажем) мы начали, классикой (концептуальной в нее игрой) кончили. Классика -- это музей. Музей -- это качество, престиж и честь профессии. Лучшие проекты сезона убеждают в актуальности всех этих составляющих. Отрадно.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  25.12.2001
И переписан «Властелин колец»
Джоан Роулинг, автор серии книг о мальчике-волшебнике Гарри Поттере, заявила, что она дописала последнюю главу о приключениях героя, по которому сходят с ума дети и взрослые во всем мире. «Вот и все, -- заявила писательница, демонстрируя журналисту рукопись последней главы. -- Это эпилог, где рассказывается, что произойдет с героями, после того как они окончат школу волшебников. Но не всем это удастся -- грядут новые смерти». Впрочем, поклонникам пока рано расстраиваться: всего будет написано семь романов о Поттере, а опубликовано только четыре... >>
  • //  25.12.2001
Музыкальный театр добровольно отказался от «Золотой маски»
Едва был оглашен список номинантов на нынешнюю «Золотую маску», как Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко снял с конкурса два своих спектакля -- «Летучую мышь» и «Обручение в монастыре». В официальном письме на имя дирекции «Золотой маски» сказано: «Сегодня для всех очевидно, что появление «лучшего оперного спектакля» немыслимо без решающего участия дирижера, режиссера и художника, без работы актера. Экспертный совет считает иначе -- и мы не находим возможным играть по предлагаемым правилам». Иначе говоря, если выдвигать на премию -- то всех. Или никого... >>
  • //  25.12.2001
Арт-сезон 2001 года прошел ровно. Без особых потрясений. Без взлетов и падений. В ритме несуетном. В стиле немного рутинном. Так живут обычно музеи: неспешно показывают богатые фонды и не очень-то заботятся об актуальных концепциях и радикальных жестах... >>
  • //  25.12.2001
«Другие» Алехандро Аменабара на экранах Москвы
В свое время довелось услышать от матушки рассказ о не то закрытом, не то фестивальном просмотре фильма Стэнли Кубрика «Сияние». Видео тогда было подсудной диковинкой, Стивена Кинга особенно не переводили, да и в прокат не просачивалось ничего страшнее «Смерти среди айсбергов», так что безумный николсоновский оскал произвел на творческую интеллигенцию впечатление соответствующее. Хочется верить, что утробный гогот, то и дело раздававшийся на недавнем пресс-показе фильма Алехандро Аменабара «Другие», был результатом вовсе не толстокожей невоспитанности иных представителей пишущей братии, но имел под собой ту же паническую почву, являясь единственно возможной защитной реакцией... >>
  • //  25.12.2001
Один живущий далеко от Москвы литературный критик как-то поделился со мной впечатлением от столичного метро: он ощущал в нем повышенное эротическое напряжение. Наверное, если спускаться под землю не каждый день, не в час пик и не зимой, то уловить нечто подобное шанс есть. А вот питерская подземка, похоже, аналогичным образом действует не только на приезжих, но и на коренных жителей... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика