N°229 14 декабря 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Вот и посоревнуемся Американский продюсер решил взять российское кино в оборот
Самые важные события часто происходят тихо и незаметно. На Васильевской улице оборудуется новый офис, и пока почти никто не знает, что работать в нем будет Джон Дэйли, исполнительный продюсер «Терминатора» и «Взвода», человек, в послужном списке которого около ста фильмов. Западные продюсеры в России не редкость: к нам приезжают снимать дешевые фильмы категории «Б» да экранизации русской классики. Дэйли -- первый крупный продюсер, приехавший в Россию не ради экономии и не за русской экзотикой. В его планах проекты с восьмизначным долларовым бюджетом. Через год он собирается продюсировать в России новый фильм Оливера Стоуна -- это будет их четвертая совместная работа. Уже в ближайшее время он запускает несколько фильмов с участием российских актеров и всерьез рассчитывает выпустить их в американский прокат. Кажется, это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Но кто знает, может быть, именно этого человека не хватало для создания нового климата в российском кино. С Джоном ДЭЙЛИ беседует наш корреспондент Алексей МЕДВЕДЕВ.
-- Вы приехали в Россию надолго? -- Да, я собираюсь провести здесь два-три года и передать русским кинематографистам те знания и опыт, которые у меня есть. Моя цель -- открыть российскому кино путь на западные рынки. Сейчас они практически недоступны для вас. Вы свободно дублируете на русский язык фильмы из Америки, Англии, других стран, и зрители не возражают. Но американская публика за редчайшим исключением не станет смотреть дублированный иностранный фильм. -- Так ли уж необходимы российскому кино западные рынки? -- Бюджет крупного русского фильма составляет 3--5 млн долларов. Для Голливуда цифра пустяковая, но для России это непомерно много. Потому что при самом благоприятном раскладе русский фильм сможет заработать в прокате не больше полумиллиона долларов. Так что, снимая в России, вы выпрашиваете у людей деньги, а потом тратите их без надежды когда-либо вернуть долг. А потом приходите к тем же людям, опять просите деньги, а они спрашивают: куда ты девал тот миллион, что мы тебе уже дали?! Это нездоровая ситуация, из которой есть только два выхода. Можно урезать и без того небольшие бюджеты и снимать фильмы на цифровое видео, что позволяет работать быстро и дешево. А можно создавать такие фильмы, у которых есть шанс пробиться на ключевые кинорынки. -- Но для этого нужны немалые деньги... -- Я предлагаю российскому правительству создать отборочную комиссию, которая определяла бы, какие проекты достойны государственной поддержки. Если фильм работает на имидж России (я говорю не о политике), если это честное, талантливое произведение, Министерство культуры должно помочь. Не обязательно тратить бюджетные деньги -- министерство могло бы аккумулировать спонсорские средства. Неужели у ЛУКОЙЛа или «Газпрома» не найдется нескольких сот тысяч долларов на пропаганду России и русского кино за рубежом? Да для них это копейки! И не обязательно финансировать производство. Главное -- предусмотреть100--200 тысяч долларов на раскрутку в Америке. Этого хватит, чтобы прокатать картину по шести основным рынкам США -- в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Чикаго, Вашингтоне, Сиэтле, Сан-Франциско. Прокат в кинотеатрах автоматически увеличивает теле- и видеопродажи. Кроме того, возрастают шансы на рынках других стран. Знаете, о чем в первую очередь спрашивают дистрибьюторы из Австралии, Канады, Великобритании, Японии? «А ваша картина будет прокатана в США? Когда она выходит на экраны в Америке?» Если ответ положительный, сделку можно считать заключенной. -- Знаете ли вы российские фильмы, которые смогли бы выдержать испытание американским прокатом? -- Возьмите «Дневник его жены» Алексея Учителя. Конечно, это не «Унесенные ветром», но это хорошо сделанный, артистичный фильм, который имел бы успех в ограниченном прокате и вполне мог претендовать на «Оскара» и другие награды. Но «Дневник его жены» не был выпущен на американские экраны. Грустно, не правда ли? Лауреат «Ники», лучший фильм в России по итогам года не выходит в США. А ведь достаточно было каких-нибудь ста тысяч долларов -- и судьба картины могла бы быть совсем иной. -- Что кроме денег и хорошего фильма нужно для успешного проката в США? -- Немногое. За полчаса вы регистрируете свою дистрибьюторскую компанию, в которой работают два человека и один компьютер. Снимаете в России рекламные ролики, печатаете афиши, публикуете несколько анонсов в The New York Times и The Washington Post, приходите к владельцам нескольких кинотеатров и предлагаете им 20% от сборов. Да у вас фильм с руками оторвут. Пройдет два-три года, и в Америке может возникнуть настоящая мода на русские фильмы. -- В вашей фильмографии уже есть один фильм, снятый в России. Не обескуражил ли вас первый опыт? -- «Прекрасный день» -- это документальный фильм об уральской девушке, которая приезжает в Москву на конкурс красоты. Сейчас в Англии мы заканчиваем монтаж. Съемки в России были организованы из рук вон плохо. Главная болезнь русского кинопроизводства -- интриги, грязная закулисная игра, от которой очень многое зависит. Например, кто из девушек будет отобран для съемок. Русская сторона обещала подготовить контракт, но я его так и не увидел. Зато теперь я знаю, с чем мне предстоит столкнуться. У меня есть четкий план организации кинопроизводства в России, и я реализую его несмотря ни на что. -- Вы будете привлекать западных профессионалов для работы над российскими проектами? -- Руководители служб, первый ассистент режиссера, звукооператоры приедут с Запада. Но я не хочу оскорблять российское киносообщество. В России очень много талантливых людей, здесь царит замечательный дух творчества, вот только работают как-то... спустя рукава. А кино требует полной отдачи. -- Каковы ваши ближайшие планы? -- На январь--февраль намечен подготовительный период, а уже в конце февраля мы начнем снимать наш первый в России проект «Экспресс Петербург--Канн». На главные роли я планирую взять британских актеров: Стивена Макинтоша и Лину Хеди. Их будут окружать пять-шесть молодых русских актеров. Но это только начало. На очереди стоят еще три-четыре потенциально очень крупных проекта. Я приму участие в съемках картины по роману Рыбакова «Тяжелый песок» -- может получиться замечательный фильм. Также я хочу восполнить одно из самых невероятных упущений в истории кино: до сих пор не снято ни одного игрового фильма о судьбе Юрия Гагарина, а ведь этот человек по своей популярности затмил всех голливудских звезд вместе взятых. История его жизни просится на экран. Есть и другие проекты, о которых пока рано говорить. -- Кто будет режиссером? -- Я собираюсь попробовать себя в этом качестве, но если дело не пойдет, у меня хватит здравого смысла отойти в сторону. -- Что вы имеете в виду под «крупным проектом»? -- Возьмите сумму, которая тратится на производство многобюджетного фильма в России, и прибавьте к ней 20 млн долларов. Таков предполагаемый масштаб моих проектов. Деньги будут привлекаться через механизм копродукций -- из Америки, Англии, Франции, Германии... -- Похоже, вы приехали в Россию не для того, чтобы экономить. Значит ли это, что вы будете заниматься здесь только многобюджетными проектами? -- Как раз сейчас я обсуждаю сценарий о старике, который добывает себе пропитание на помойках. Этот человек прошел войну, пережил несколько эпох, дожил до наших дней и оказался изгоем. Он отдал стране все и не ничего получил взамен. В его комнате висят старые фотографии, в фильме они оживут и расскажут его историю. Сколько раз ему говорили, что жизнь наладится, и он верил? Сколько раз ему обещали золотые горы и обманывали? Уж конечно это не коммерческий блокбастер, но идея меня вдохновила. -- Как возник ваш интерес к России? -- Я вырос в Лондоне, в бедной рабочей семье, мой отец был истовым социалистом -- все это живет во мне до сих пор. Я всегда испытывал симпатию к России. Здесь есть люди плохие и хорошие, озлобленные и самоотверженные. Здесь можно снять картины, которые покажут миру другую правду -- не только американский ее вариант. Америка помешана на идее победы. Побеждать, побеждать, побеждать! -- только это имеет значение. А я всегда делал фильмы не о победе, а о соревновании -- о тех, кто готов бороться, даже если обречен на поражение. Если через два-три года я сниму в России хотя бы один хороший фильм, я буду счастлив. -- Какой проект вам наиболее дорог? -- В моих планах совместная постановка с Оливером Стоуном. Пятнадцать лет назад он написал потрясающий сценарий о гениальном русском дирижере. Действие происходит в 60-е годы в Советском Союзе. Герой слишком талантлив и потому неуправляем. Он становится легендой, а потому представляет опасность для системы. У него отнимают оркестр, лишают его возможности работать, и тогда он решается на побег из страны. Мы с Оливером договорились о том, что будем делать этот фильм вместе в России. Если все пойдет, как задумано, через год мы приступим к съемкам. -- Вам приходилось работать с идеальным режиссером? -- Главное качество для режиссера -- это страсть. Когда к тебе приходит человек, у которого глаза горят от возбуждения, можно браться за дело. Самый страстный режиссер, с которым я работал, -- это Оливер Стоун, а самый упрямый -- Джеймс Кэмерон. -- Вы надеетесь в России превзойти свои голливудские достижения? -- Я надеюсь удивить людей. Голливуду не нужен Джон Дэйли, чтобы в тысячный раз снять улыбку Джулии Робертс. А в России я смогу сделать нечто необычное.
Американский продюсер решил взять российское кино в оборот Самые важные события часто происходят тихо и незаметно. На Васильевской улице оборудуется новый офис, и пока почти никто не знает, что работать в нем будет Джон Дэйли, исполнительный продюсер «Терминатора» и «Взвода», человек, в послужном списке которого около ста фильмов. Западные продюсеры в России не редкость: к нам приезжают снимать дешевые фильмы категории «Б» да экранизации русской классики. Дэйли -- первый крупный продюсер, приехавший в Россию не ради экономии и не за русской экзотикой... >>
«Арт-Манеж» сделал шаг вперед и два шага назад Ничего, кроме брани, в адрес завершившейся позавчера 6-й ярмарки современного искусства «Арт-Манеж» услышать нельзя. Журналисты издеваются как могут и над убожеством выставленного на ярмарке искусства, и над ноу-хау нынешнего сезона -- принципом «одна галерея -- один художник». Полный провал? Авторитетный куратор, главный редактор «Художественного журнала», заместитель директора РОСИЗО Виктор Мизиано так не думает. И считает, что проблема не столько в «Арт-Манеже», сколько в нас самих, не делающих пока различия между музеем и коммерческой ярмаркой. С Виктором МИЗИАНО беседует Сергей ХАЧАТУРОВ. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|