N°227
10 декабря 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  • //  10.12.2001
«Мы -- это Россия»
Жители Приднестровья готовы налаживать с Молдавией добрососедские отношения

версия для печати
На въезде в Бендеры со стороны Кишинева -- пограничный шлагбаум и надпись: «Приднестровская Молдавская Республика. Предъявите паспорта». Здесь кроме пограничников разместились таможенники, налоговики и гаишники. Еще полгода назад метрах в ста от выстроенной приднестровцами границы располагались и молдавские посты, в мае их сняли, рассчитывая на взаимность. Пример заразительным не оказался. И теперь все въезжающие в ПМР обязаны не только предъявить документы, но и объяснить, с какой целью они туда направляются. Этот вопрос задали и нам, корреспондентам российских газет, направлявшимся для освещения избирательной кампании накануне выборов президента Приднестровья, которые прошли вчера. Служебные удостоверения вызвали неожиданную реакцию: пограничники поспешили доложить о нас в местное министерство госбезопасности. Оказывается, перед выборами журналистов велено регистрировать и без разрешения МГБ не пропускать. Ситуацию разъяснил подошедший таможенник: «Российская пресса в последнее время пишет о нас необъективно». Пообещав быть объективными и получив добро МГБ, мы въехали в государство, которого нет ни на одной карте. Но оно тем не менее живет независимой жизнью вот уже одиннадцать лет.

Со времени кровавого конфликта на Днестре в 1992 году, когда молдавские власти попытались силой восстановить территориальную целостность страны, власть менялась и в Кишиневе, и в Москве, и в Киеве (Украина и Россия -- гаранты мира в регионе), однако прогресса в вопросе урегулирования не произошло. И проблема не только в амбициях политиков. У жителей Приднестровья выработался «синдром самостоятельности», и уже не лидеры ПМР, а их рядовые сограждане представить себе не могут, что им снова придется жить в Молдавии.
Зачем объединяться с нищими?

Житель Бендер Николай голосовал за бывшего мэра родного города Тома Зеновича, конкурента бессменного приднестровского лидера Игоря Смирнова. Выдвижение Зеновича, кстати ветерана войны против Кишинева, вызвало в Тирасполе грандиозный скандал -- его считают ставленником Молдавии. С поста главы городской администрации его уволили, как только он начал открыто нападать на тираспольские власти. Зенович отправился искать правду в Москву. Кремль сейчас дружит с президентом Молдавии Ворониным и к Смирнову относится прохладно.

Николай тоже не слишком высокого мнения о Смирнове, однако ни о каком объединении с Молдавией и слышать не хочет: «Зачем нам объединяться с нищим государством? Мы живем плохо, но молдаване -- еще хуже».

Тираспольчанке Татьяне не нравится окружение лидера, но самому Смирнову она доверяет, «потому что есть горячая вода, тепло, газ, работа и стабильный заработок». Правда, хватает его лишь на то, чтобы оплатить услуги и прокормиться. Но в соседней Молдавии и того нет.

Контролируемую Кишиневом правобережную Молдавию в Тирасполе воспринимают как другую страну, с которой надо жить дружно, по-соседски, но не более того. «Молдавия -- это больше Румыния, а мы -- это Россия», -- объясняет 30-летняя Наталья. Тот аргумент, что между Приднестровьем и Россией пролегает Украина, ее не смущает.

Владимир собирается уехать жить в Россию, а голосовал за «папашу Смирнова»: «У меня здесь мать-пенсионерка. На свою пенсию она может худо-бедно, но прожить. В доме у нее тепло и горячая вода». В Приднестровье пенсии действительно в два раза выше, чем в Молдавии. И выдают их день в день. Пенсионеры (треть населения региона, в котором живут 600 тысяч человек) -- это голоса, отданные Смирнову. Старушки, ругающие свою власть за то, что им тяжело живется, боятся, что «под Кишиневом» потеряют и то малое, что имеют. Николай Васильевич из Дубоссар, в прошлом директор винзавода, теперь получает пенсию -- 140 приднестровских рублей. На оплату коммунальных услуг уходит 19 рублей. В Молдавии счет за тепло вдвое, а то и втрое превышает месячную пенсию. В Левобережье, в отличие от правого берега, пенсионеры бесплатно ездят в общественном транспорте и пользуются льготами, покупая лекарства. Смирнов в предвыборной программе обещал, что регион не будет выплачивать чужие, т.е. молдавские долги и населению не грозит «шоковая терапия».
Придет время -- проголосуем за Путина

Студентка Валя получила российское гражданство и в выборах не участвовала. Хотя в регионе разрешено двойное гражданство и Валя числилась в списках избирателей. «Эти выборы не мои, -- говорит Валя, -- и власть тоже не моя. Но я категорически против объединения Приднестровья с Молдавией. Может, когда-то регион станет частью России. Когда придет время, буду голосовать за Путина».

Владимира Путина своим президентом считают здесь многие, в кабинетах приднестровских начальников портрет российского лидера -- обычная деталь интерьера.

У многих, с кем мне пришлось разговаривать на улицах Тирасполя, -- российское гражданство, остальные стремятся его получить. В Тирасполе нет российского консульства, здесь работает выездная группа посольства в Кишиневе. Обслужить всех, кто хотел бы стать гражданином России, группа технически не в состоянии. Очереди на прием приходится ждать по полгода.

Светлана Ивановна, врач, мать троих детей, радостно сообщает, что все в ее семье -- граждане России и собираются в будущем туда переехать. «В Тирасполе держит квартира. За четыре комнаты можно получить максимум 10 тысяч долларов. В России за эти деньги ничего приличного не купишь. Копим деньги».

Желание уехать Светлана Ивановна объясняет нестабильностью в регионе и возможным присоединением к Молдавии. До вооруженного конфликта 1992 года семья о смене места жительства и не думала.

Из Молдавии тоже уезжают. По официальным данным, 800 тысяч ее граждан работают за рубежом. Но молдаване уезжают, чтобы вернуться, заработав деньги. Приднестровцы -- чтобы не возвращаться никогда. Тенденция к выезду в Россию усилилась с выводом российских войск из региона. Русские Приднестровья, как маркитанты, готовы следовать в обозе за уходящими российскими эшелонами. Этнический фактор -- нежелание быть оторванными от России, -- второй по значимости после экономического, побудил многих избирателей проголосовать за Смирнова, который последовательно придерживается курса на сохранение государственности Приднестровья, к тому же обещает добиваться присоединения региона к Союзу России и Белоруссии.

Председатель горсовета города Дубоссары Александр Порожан уверен: «Если бы молдавские коммунисты сделали хоть шаг в сторону российско-белорусского союза, Приднестровье упало бы в объятия Молдовы». Кишинев же осторожничает, хотя перед молдавскими выборами коммунисты говорили о присоединении к союзу. Помня о несбывшихся предвыборных обещаниях, жители Приднестровья сегодня с недоверием относятся к заявленной новой кишиневской властью ориентации на Россию.
Нелегитимные, но законные

Приднестровцы не восприняли обращения к ним президента Молдавии Владимира Воронина с просьбой не участвовать в незаконных выборах. По этому поводу министр иностранных дел Приднестровья Валерий Лицкай заметил вашему корреспонденту: «Выборы в Приднестровье нелегитимны, но законны». Владимир Воронин попросил всех глав государств СНГ не присылать наблюдателей на выборы в Тирасполь. Тем не менее Верховная рада Украины и белорусский парламент группы депутатов откомандировали. Приехали и российские думцы, но в качестве частных лиц. Член миссии ОБСЕ в Кишиневе Матти Сидорофф сообщил, что ОБСЕ наблюдателей не посылает, но следить за происходящим будет.

Игорь Смирнов утверждает, что готов к диалогу с любым президентом Молдавии. Кишинев же надеется, что выборы выиграет Том Зенович, а с нынешней администрацией Приднестровья Владимир Воронин переговоры вести не намерен. Но победа Смирнова практически предрешена. Тогда возникнет вопрос: что дальше? Ситуация напоминает политический лабиринт, выход из которого придется искать посредникам -- России, Украине, ОБСЕ. Все посредники заинтересованы в том, чтобы в той или иной форме восстановить целостность Молдавии. Возможно, Москве удастся надавить на Игоря Смирнова и заставить его быть посговорчивее. Но вот что делать с жителями Приднестровья, которые по-прежнему уверены, что они -- это Россия?
Светлана ГАМОВА, Тирасполь--Кишинев

  ЗАГРАНИЦА  
  • //  10.12.2001
Россия готовится к «миротворческой операции нового типа» в Афганистане
Меньше чем через две недели, 22 декабря, мировое сообщество приступит к уникальной операции, не имеющей аналогов в истории миротворчества. В минувший уикенд в ряде мировых столиц шли активные переговоры о неслыханном прежде формате «гуманитарной оккупации», который, по всей видимости, будет применен для военно-политического умиротворения Афганистана. России вряд ли удастся остаться в стороне... >>
  • //  10.12.2001
Новый лидер Южной Осетии ждет от Грузии извинений
На выезде из Цхинвали, столицы бывшей автономной области в составе Грузии, а ныне -- никем не признанной Республики Южная Осетия -- обугленное «чертово колесо». Оно сгорело в начала 90-х, когда на территории Советского Союза начало раскручиваться колесо совсем другое, действительно дьявольское. Этому колесу уже давно хотят дать обратный ход и в Тбилиси, и в Цхинвали. Вот только никто не знает, как это сделать... >>
  • //  10.12.2001
В Грузии освобождены два испанских бизнесмена, удерживавшиеся в Панкисском ущелье. Антонио Треминьо и Франсиско Родригес были похищены с целью выкупа 30 ноября 2000 года... >>
  • //  10.12.2001
Жители Приднестровья готовы налаживать с Молдавией добрососедские отношения
Приднестровская республика -- государство, которого нет ни на одной карте. Но оно тем не менее живет независимой жизнью вот уже одиннадцать лет... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика