N°199 29 октября 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Случай из практики Ролан Пети поставил «Пиковую даму»
«Не ругайте пиво -- вы тоже будете старыми и слабыми» -- висит объявление в одном ирландском пабе. Писать о спектакле 77-летнего хореографа -- неблагодарная задача: слишком многие упрекнут в неблагородстве. Давайте дадим большую фотографию, расскажем про замечательных солистов и порадуемся, что в репертуаре Большого театра появилось что-то новенькое. И не будем, не будем трогать собственно постановку: писать о ней -- только расстраиваться.
Ну вот, например, первый балет двухчастного вечера -- «Пассакалья» на музыку Веберна. (Весной, когда Пети приглашали на постановку, он собирался делать балетную партитуру «Пиковой дамы», лично перекраивая оперу. Осенью раздумал, переложил тот же сюжет на Шестую симфонию Чайковского, и потому к программе потребовалось дополнение: спектакль по традиции не может идти только час.) На пресс-конференции в начале сезона Пети сказал, что, увидев этот балет, все удивятся, какой спектакль холодный и современный. Не поверят даже, что это поставил он. Удивились. Но поверили. Шесть танцовщиц, шесть танцовщиков и солирующая пара в пустом пространстве сцены. Никаких мелодраматических историй, которыми прославился Пети («Собор Парижской Богоматери»), -- двадцать минут бессюжетных танцев. Резкая и вычурная музыка Веберна, коряво исполненная оркестром (дирижер Владимир Андропов). Жесткая структура: танцы кордебалета сменяются последовательными выходами солиста и солистки. Поначалу в хореографическом языке -- никакого кабаретного акцента. Никаких Кармен. Женщины безвольны и легко переносимы. Мужчины сосредоточены и полны достоинства. И те и другие «мажут» ногами. Но это неважно. Важна атмосфера отрешенности, строгого служения танцу. Из балета торчат длиннющие и изящнейшие уши давно почившего в бозе Джорджа Баланчина -- собственно, это его «Агон», перепертый на язык... не осин -- каштанов, наверное? Правда, Баланчин никогда не засовывал в финале голову балерины меж ног танцовщика -- ну так обещано же было, что балет будет современный. «Пассакалью» Пети ставил пять лет назад в «Гранд-Опера», поэтому она числится просто премьерой. «Пиковая дама», второй спектакль вечера -- премьера мировая. Вообще-то, хореограф уже выпускал спектакль с таким названием -- двадцать пять лет назад во Франции, для Михаила Барышникова. Но, во-первых, тогда «Пиковая» была сделана на оперную музыку, а во-вторых, Барышников всерьез откорректировал планы Пети. Тот спектакль должен был быть о встрече Германна и старой Графини. Тема неординарного свидания волнует Пети всю жизнь -- с тех пор, как в 1946 году он выпустил в соавторстве с Кокто свой самый удачный балет «Юноша и смерть». Но Барышников не вдохновился замыслом, сказав, что «это не по-русски» и сюжет привычнее. Четверть века спустя Пети вернулся к любимой теме и, отрекаясь от оперной «романтической» традиции и потрясая томиком Пушкина, поставил спектакль в Большом. Этот спектакль о двух людях и двух недугах. Германн (Николай Цискаридзе) изначально болен душевно, и состояние его не меняется. Графине (Илзе Лиепа) выворачивает кости ревматизм. Лиза (Светлана Лунькина), слава богу, здорова, но она появляется лишь на мгновенье: один взгляд на Германна -- и тут же протянутый ему ключ от дома. Весь балет, несмотря на наличие однообразных классических пар на балу и шеренг игроков и дам полусвета в игорном доме, поставлен как дуэт страдающих людей. Илзе Лиепа, нечасто появляющаяся в последнее время на сцене Большого (ее лучшая роль -- леди Капулетти, она замечательно проклинает Ромео и горюет по Тибальду), воспроизводит картину старческих немочей с клинической точностью. Длинные скрючивающиеся руки, вдруг вспархивающие хищными кистями, перекошенные плечи, манера двигаться, в которой каждый пройденный шаг обозначается как достижение, -- воплощенная смерть, лучше не бывает. У нее нет собственно танцевального текста, но ее точно можно выдвигать на «Золотую маску» за лучшую женскую роль в балете. А у Цискаридзе много танцев, но ему они страшно тесны, и тесна сама роль. Лучший танцовщик Большого, на сто процентов отвечающий понятию «актер-романтик», вгрызся в роль со старанием Каратыгина, а не Мочалова. Он так же безупречно играет клинику: нервно сжимаются и распрямляются длинные пальцы, рука простирается вперед, защищаясь от чего-то невидимого, ноги на балу будто расползаются в разные стороны, и он все время их «собирает». Дикий взгляд, бешеный прыжок -- все в плюс, все в образ. Но лексика Пети бедна, и танцовщику просто негде развернуться. Пети, ставивший и ранее спектакли на тонкой грани пикантности и пошлости, старается в приличном доме быть «классическим», выдавая парам на балу весьма чинные танцы. И все время прорывается его личная интонация: после добропорядочной обводки он запросто усаживает танцовщиц на продвинутые меж их ног руки кавалеров. Кажется, я снова начала говорить про танцы. Не надо. Нехорошо. Вспомним уютный ирландский паб.
Ролан Пети поставил «Пиковую даму» «Не ругайте пиво -- вы тоже будете старыми и слабыми» -- висит объявление в одном ирландском пабе. Писать о спектакле 77-летнего хореографа -- неблагодарная задача: слишком многие упрекнут в неблагородстве. Давайте дадим большую фотографию, расскажем про замечательных солистов и порадуемся, что в репертуаре Большого театра появилось что-то новенькое. И не будем, не будем трогать собственно постановку: писать о ней -- только расстраиваться... >>
В «Сатириконе» поставили «Гедду Габлер» Спектакль недавней выпускницы курса Леонида Хейфеца Нины Чусовой легче всего упрекнуть в легковесности. Ибсен, мол, серьезный драматург, важные общественные проблемы поднимает, а вы нам тут разыграли какую-то мелодраму, героям которой больше подошли бы не норвежские, а мексиканские имена. Да еще зачем-то навели на это дело гламурный глянец, так что, кажется, еще чуть-чуть и артисты перестанут произносить текст и превратятся в телеведущих, рекламирующих мебельный салон. Но ведь если спросить вдумчивого критика, а в чем, собственно, состоят важные проблемы, которые поднимает Ибсен, то вероятность внятного ответа будет невелика... >>
XI Московский салон все еще ждет серьезного покупателя 31 октября в Москве открывается очередной XI Антикварный салон. Его цель -- стимулировать рынок, выстраивать рейтинг в системе торговли предметами старины. Корреспондент газеты «Время новостей» Сергей ХАЧАТУРОВ побеседовал с известным экспертом антикварного рынка, постоянным участником московского Антикварного салона, главным редактором журнала «Пинакотека» Наталией СИПОВСКОЙ. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|