N°192
18 октября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  18.10.2001
Юрий Григорович: «Я хожу в гости, только когда меня приглашают»
версия для печати
Юрий ГРИГОРОВИЧ в представлениях едва ли нуждается, хотя и дает интервью крайне редко. За него говорят его балеты -- «Легенда о любви» и «Спартак», «Ромео и Джульетта» и «Золотой век», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Тридцать с лишним лет Григорович являлся главным балетмейстером Большого театра России. Сейчас он ставит балеты по всему миру.

Вчера в Государственном Кремлевском дворце состоялась премьера спектакля «Иван Грозный» театра «Кремлевский балет» под руководством Андрея Петрова в хореографии и постановке Юрия Григоровича. Наш корреспондент Елена ФЕДОРЕНКО встретилась с Юрием Николаевичем накануне премьеры.

-- Впервые «Иван Грозный» был поставлен вами в 1975 году в Большом театре, год спустя состоялась премьера в парижском «Гранд Опера». Возвращение к этому историческому балету как-то связано с днем сегодняшним?

-- Нет, нет и нет. Никаких политических целей я не преследую. Как не преследовал их и раньше.

Недавно по «Радио Свобода» услышал поразительную информацию: жители современной Казани в день сдачи города Ивану Грозному на всех площадях жгут чучела царя, разрушен памятник русским воинам, погибшим в этой битве. Я же ищу не политическую, а художественную истину, и мой балет никак не связан с событиями сегодняшнего дня. Он о судьбе Ивана Грозного, о человеке -- с его мучениями, страданиями, страстями.

-- Почему вы решили третий раз обратиться к этому балету?

-- Как и раньше, стимулирующим моментом была музыка Прокофьева. В 70-е годы меня поразили потрясающей силы мелодии, написанные к фильму. В прокофьевской музыке заложены драматизм, пластичность, танцевальность. Для меня она прозвучала неожиданно, и я попросил замечательного знатока балета композитора Михаила Чулаки создать балетную композицию из тематического материала киномузыки, включив в нее фрагменты других произведений Прокофьева.

Есть замечательные и точные слова Прокофьева из письма Эйзенштейну: «Иван -- любящий супруг, рыдающий у гроба любимой жены Анастасии, отравленной боярами. Иван -- государственный деятель, который в трудной борьбе с внешними и внутренними врагами вершит военные, международные, административные дела, деятель, устремленный к одному -- объединению русских земель в единое царство». Мне же было интересно с точки зрения пластики раскрыть мир героев, не претендуя на точность фактов. Мой балет -- не курс истории.

-- Почему вы поставили спектакль в театре «Кремлевский балет»?

-- Я хожу в гости только тогда, когда меня приглашают. Мне предложили поставить этот балет в Кремле, и я с удовольствием согласился. Большой театр, в котором «Иван Грозный», на мой взгляд, должен идти, его отверг. В том, что балет пойдет на земле исторической резиденции Ивана Грозного, рядом с колокольней Ивана Великого, есть для меня даже мистический момент.

-- Отличается ли новое прочтение от предыдущих?

-- Отличается, но очень мало. Вообще спектакли, как и люди, с возрастом меняются. И это естественно. Нынешний «Спартак» в Большом, куда меня пять лет не приглашали, уже другой, он значительно постарел. Во многих других труппах я ставлю «Спартака» и, конечно, многое изменяю.

Также и в «Иване Грозном» -- изменились какие-то краски, нюансы, хотя принцип спектакля тот же. Это определено не только хореографией, но и сценографическим решением, точно найденным великим художником Симоном Вирсаладзе. Основным конструктивным принципом его декорации стало многоплановое, трансформирующееся храмовое пространство.

-- Декорации и костюмы были взяты из Большого театра?

-- Да, хотя они пришли в страшную ветхость. Последние годы декорации гнили в ангарах Большого театра. Кремлевский дворец почти заново их восстановил. А костюмы оказались в приличном состоянии.

-- Вы всегда отличались строгостью в выборе главных исполнителей. Как работалось с танцовщиками «Кремлевского балета»?

-- Я не люблю хвалить и оценивать исполнителей. Могу только сказать, что солисты, которые будут танцевать премьеру -- Наталия Балахничева (Анастасия), Роман Артюшкин (Иван Грозный) и Айдар Шайдуллин (Курбский), -- кажутся мне интересными, как и работа кордебалета.

-- Событием прошлого сезона стало ваше «Лебединое озеро» в Большом театре. Продолжите ли вы сотрудничество с Большим?

-- Когда Геннадий Николаевич Рождественский был назначен художественным руководителем Большого, он меня вызвал и сказал: «Мы, конечно, будем постепенно восстанавливать ваши балеты, которые предыдущее руководство сняло с репертуара». Первым стало «Лебединое озеро», которое я выпустил весной, следующая работа -- «Легенда о любви» -- была намечена на март--апрель нынешнего сезона. Но Рождественский ушел, а что думает новое руководство по этому поводу, мне неизвестно. Меня не вызывали, со мной не говорили ни дирекция театра, ни балетное руководство. Хотя я обращался с этим вопросом. Так что о дальнейших совместных планах с Большим театром я ничего не знаю.

-- А «Легенда о любви» состоится?

-- Да. У меня подписан план и договор.

-- Вы ставите и на лучших площадках мира, и во многих городах России. Каким образом складываются эти контакты?

-- За последние годы я поставил спектакли в Италии, Белоруссии, Польше, Молдавии, Грузии, Якутии, Турции, Корее, Краснодаре. Сам ничего никогда и никому не предлагал. Театры просят поставить тот или иной спектакль, я рассматриваю предложения и начинаю работать.

В разных театрах ставлю балеты -- называйте их как хотите, классическими или нет -- и каждый раз выкладываюсь полностью. Как я работал в Большом, так работаю и везде. Люблю возиться со своими спектаклями, изменять их, встречаться с новыми исполнителями. Сегодня имею возможность делать то, что мне нравится. Я уже вышел из того возраста, когда должен думать, что обо мне скажут, что подумают. Приезжаю и делаю свое дело.

-- Как вы оцениваете современное состояние балета в мире?

-- Не хочу ничего оценивать. Могу только сказать, что последние годы наметилась тенденция, которую нельзя не заметить. Модерн начинает захлестывать даже большие театры. Постепенно классика уходит из репертуара. А ведь классика -- не застывшая догма, а абсолютно живая система. Сегодня классика совершенно иная, не та, какой она была во времена Перро, Петипа, Фокина или даже Баланчина. Жалко и обидно, что многие этого не понимают. Хотя я не против новых систем и направлений.

-- Чем будете заниматься в ближайшее время?

-- Ближайшие два года у меня плотно расписаны. После премьеры «Ивана Грозного» уезжаю в Америку с Краснодарским балетом. Театр отправляется в четырехмесячное турне с моими спектаклями «Раймонда», «Спартак», «Лебединое озеро» и концертной программой. Я буду в поездке только два месяца, вернусь в Москву для постановки «Легенды о любви» в Большом. Затем планирую осуществить в Краснодаре балет «Тщетная предосторожность». В сентябре думаю с этим же театром принять участие в английских гастролях, куда включены «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Лебединое озеро» и «Спартак»...

-- Последние годы вы чаще бываете за границей, чем дома. Вам тяжело без России?

-- В смысле родных березок?

-- В смысле родных стен...

-- Скучаю по дому. Мне трудно, но интересно. Это моя жизнь. Работаю много и с удовольствием.
Беседовала Елена ФЕДОРЕНКО

  КУЛЬТУРА  
  • //  18.10.2001
Московские высотки будут строиться по образу и подобию Шуховской башни
Это чисто по-русски: заявить о планах строительства небоскребов «нового типа» именно сейчас, когда в остальном мире дискутируется вопрос о том, стоит ли дальше строить высотные сооружения, насколько они экономичны и безопасны и восстанавливать ли манхэттенских «близнецов». Впрочем, как рассказал вчера журналистам руководитель института «Моспроект-2», занимающегося центром Москвы, Михаил Посохин, образцом здесь нам служит вовсе не Нью-Йорк, а Шанхай. Там сейчас строится 110-этажное здание. У нас же экспериментальной площадкой для зодчих по-прежнему остается территория делового центра «Москва-Сити»... >>
  • //  18.10.2001
Юрий ГРИГОРОВИЧ в представлениях едва ли нуждается, хотя и дает интервью крайне редко -- за него говорят его балеты. Тридцать с лишним лет Григорович являлся главным балетмейстером Большого театра России. Сейчас он ставит балеты по всему миру. Вчера в Государственном Кремлевском дворце состоялась премьера спектакля «Иван Грозный» театра «Кремлевский балет» под руководством Андрея Петрова в хореографии и постановке Юрия Григоровича. Наш корреспондент Елена ФЕДОРЕНКО встретилась с Юрием Николаевичем накануне премьеры. >>
  • //  18.10.2001
В Москве появился мюзикл «Норд-ост»
Проект был, казалось, заранее обречен на успех у публики и неуспех у критики. Какие-то малоизвестные в театральных кругах люди (Алексей Иващенко и Георгий Васильев) что-то там такое сочинили, да мало того -- сами поставили. А что хорошего, с точки зрения театрального рецензента, могут сочинить каэспэшники со стажем, ветераны институтской самодеятельности и завсегдатаи передач «Белый попугай», «Аншлаг, аншлаг» и «Вокруг смеха»? И денег-то, денег сколько на это дело угрохали! В общем, акулы пера заранее потирали руки в предчувствии легкой поживы. Как выяснилось, зря... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика