|
|
N°192, 18 октября 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Юрий Григорович: «Я хожу в гости, только когда меня приглашают»
Юрий ГРИГОРОВИЧ в представлениях едва ли нуждается, хотя и дает интервью крайне редко. За него говорят его балеты -- «Легенда о любви» и «Спартак», «Ромео и Джульетта» и «Золотой век», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Тридцать с лишним лет Григорович являлся главным балетмейстером Большого театра России. Сейчас он ставит балеты по всему миру.
Вчера в Государственном Кремлевском дворце состоялась премьера спектакля «Иван Грозный» театра «Кремлевский балет» под руководством Андрея Петрова в хореографии и постановке Юрия Григоровича. Наш корреспондент Елена ФЕДОРЕНКО встретилась с Юрием Николаевичем накануне премьеры.
-- Впервые «Иван Грозный» был поставлен вами в 1975 году в Большом театре, год спустя состоялась премьера в парижском «Гранд Опера». Возвращение к этому историческому балету как-то связано с днем сегодняшним?
-- Нет, нет и нет. Никаких политических целей я не преследую. Как не преследовал их и раньше.
Недавно по «Радио Свобода» услышал поразительную информацию: жители современной Казани в день сдачи города Ивану Грозному на всех площадях жгут чучела царя, разрушен памятник русским воинам, погибшим в этой битве. Я же ищу не политическую, а художественную истину, и мой балет никак не связан с событиями сегодняшнего дня. Он о судьбе Ивана Грозного, о человеке -- с его мучениями, страданиями, страстями.
-- Почему вы решили третий раз обратиться к этому балету?
-- Как и раньше, стимулирующим моментом была музыка Прокофьева. В 70-е годы меня поразили потрясающей силы мелодии, написанные к фильму. В прокофьевской музыке заложены драматизм, пластичность, танцевальность. Для меня она прозвучала неожиданно, и я попросил замечательного знатока балета композитора Михаила Чулаки создать балетную композицию из тематического материала киномузыки, включив в нее фрагменты других произведений Прокофьева.
Есть замечательные и точные слова Прокофьева из письма Эйзенштейну: «Иван -- любящий супруг, рыдающий у гроба любимой жены Анастасии, отравленной боярами. Иван -- государственный деятель, который в трудной борьбе с внешними и внутренними врагами вершит военные, международные, административные дела, деятель, устремленный к одному -- объединению русских земель в единое царство». Мне же было интересно с точки зрения пластики раскрыть мир героев, не претендуя на точность фактов. Мой балет -- не курс истории.
-- Почему вы поставили спектакль в театре «Кремлевский балет»?
-- Я хожу в гости только тогда, когда меня приглашают. Мне предложили поставить этот балет в Кремле, и я с удовольствием согласился. Большой театр, в котором «Иван Грозный», на мой взгляд, должен идти, его отверг. В том, что балет пойдет на земле исторической резиденции Ивана Грозного, рядом с колокольней Ивана Великого, есть для меня даже мистический момент.
-- Отличается ли новое прочтение от предыдущих?
-- Отличается, но очень мало. Вообще спектакли, как и люди, с возрастом меняются. И это естественно. Нынешний «Спартак» в Большом, куда меня пять лет не приглашали, уже другой, он значительно постарел. Во многих других труппах я ставлю «Спартака» и, конечно, многое изменяю.
Также и в «Иване Грозном» -- изменились какие-то краски, нюансы, хотя принцип спектакля тот же. Это определено не только хореографией, но и сценографическим решением, точно найденным великим художником Симоном Вирсаладзе. Основным конструктивным принципом его декорации стало многоплановое, трансформирующееся храмовое пространство.
-- Декорации и костюмы были взяты из Большого театра?
-- Да, хотя они пришли в страшную ветхость. Последние годы декорации гнили в ангарах Большого театра. Кремлевский дворец почти заново их восстановил. А костюмы оказались в приличном состоянии.
-- Вы всегда отличались строгостью в выборе главных исполнителей. Как работалось с танцовщиками «Кремлевского балета»?
-- Я не люблю хвалить и оценивать исполнителей. Могу только сказать, что солисты, которые будут танцевать премьеру -- Наталия Балахничева (Анастасия), Роман Артюшкин (Иван Грозный) и Айдар Шайдуллин (Курбский), -- кажутся мне интересными, как и работа кордебалета.
-- Событием прошлого сезона стало ваше «Лебединое озеро» в Большом театре. Продолжите ли вы сотрудничество с Большим?
-- Когда Геннадий Николаевич Рождественский был назначен художественным руководителем Большого, он меня вызвал и сказал: «Мы, конечно, будем постепенно восстанавливать ваши балеты, которые предыдущее руководство сняло с репертуара». Первым стало «Лебединое озеро», которое я выпустил весной, следующая работа -- «Легенда о любви» -- была намечена на март--апрель нынешнего сезона. Но Рождественский ушел, а что думает новое руководство по этому поводу, мне неизвестно. Меня не вызывали, со мной не говорили ни дирекция театра, ни балетное руководство. Хотя я обращался с этим вопросом. Так что о дальнейших совместных планах с Большим театром я ничего не знаю.
-- А «Легенда о любви» состоится?
-- Да. У меня подписан план и договор.
-- Вы ставите и на лучших площадках мира, и во многих городах России. Каким образом складываются эти контакты?
-- За последние годы я поставил спектакли в Италии, Белоруссии, Польше, Молдавии, Грузии, Якутии, Турции, Корее, Краснодаре. Сам ничего никогда и никому не предлагал. Театры просят поставить тот или иной спектакль, я рассматриваю предложения и начинаю работать.
В разных театрах ставлю балеты -- называйте их как хотите, классическими или нет -- и каждый раз выкладываюсь полностью. Как я работал в Большом, так работаю и везде. Люблю возиться со своими спектаклями, изменять их, встречаться с новыми исполнителями. Сегодня имею возможность делать то, что мне нравится. Я уже вышел из того возраста, когда должен думать, что обо мне скажут, что подумают. Приезжаю и делаю свое дело.
-- Как вы оцениваете современное состояние балета в мире?
-- Не хочу ничего оценивать. Могу только сказать, что последние годы наметилась тенденция, которую нельзя не заметить. Модерн начинает захлестывать даже большие театры. Постепенно классика уходит из репертуара. А ведь классика -- не застывшая догма, а абсолютно живая система. Сегодня классика совершенно иная, не та, какой она была во времена Перро, Петипа, Фокина или даже Баланчина. Жалко и обидно, что многие этого не понимают. Хотя я не против новых систем и направлений.
-- Чем будете заниматься в ближайшее время?
-- Ближайшие два года у меня плотно расписаны. После премьеры «Ивана Грозного» уезжаю в Америку с Краснодарским балетом. Театр отправляется в четырехмесячное турне с моими спектаклями «Раймонда», «Спартак», «Лебединое озеро» и концертной программой. Я буду в поездке только два месяца, вернусь в Москву для постановки «Легенды о любви» в Большом. Затем планирую осуществить в Краснодаре балет «Тщетная предосторожность». В сентябре думаю с этим же театром принять участие в английских гастролях, куда включены «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Лебединое озеро» и «Спартак»...
-- Последние годы вы чаще бываете за границей, чем дома. Вам тяжело без России?
-- В смысле родных березок?
-- В смысле родных стен...
-- Скучаю по дому. Мне трудно, но интересно. Это моя жизнь. Работаю много и с удовольствием.
Беседовала Елена ФЕДОРЕНКО