N°19
05 февраля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
  ПОИСК  
  • //  05.02.2001
С пламенным коммунистическим приветом!
Фестиваль «Белые Столбы» как высшая и последняя стадия социализма

версия для печати
Суровой и самой что ни на есть красной нитью прошел по нынешнему фестивалю в Белых Столбах коммунизм. С самого начала участники и гости смотра имели полное право присоединиться к Сергею Владимировичу Михалкову, некогда восхищенно удивлявшемуся: «Коммунизм -- какое слово! Сколько в нем заключено!» Фестивальная программа ясно дала понять, что за словом этим безусловно кроется нечто куда большее, нежели хрестоматийные «советская власть плюс электрификация всей страны». Хотя и электрификация на экране имела место (в диапазоне от платоновской «Родины электричества», экранизированной в 1967 году Ларисой Шепитько, до памятной по школьным урокам истории карты ГОЭРЛО, задорно помигивающей лампочками в киноагитках сороковых годов), да и советская власть, понятно, о себе забывать не давала.

Генеральная линия была в определенной степени заявлена уже на открытии, где показали одну из последних находок Госфильмофонда, обнаруженных в недрах чешского киноархива -- «Пленников моря» Михаила Вернера (1928). Перед началом худрук фестиваля Владимир Дмитриев счел необходимым предупредить, что художественные достоинства «Пленников» значительно уступают его исторической ценности для исследователей. И спорить с этим не приходится (даже высоко оцененная специалистами того времени достоверность сцен из жизни моряков-подводников и возможность увидеть Ольгу Книппер-Чехову в ее единственной сохранившейся кинороли уровня этой «фильмы» не поднимают), но свою порцию познавательного удовольствия можно было получить и от него. Всегда приятно наблюдать, как попадают впросак белогвардейские агенты, навеки застрявшие в проеме окон РОСТА и как под дружный хохот летит в конце концов за борт незадачливый деникинец, умудрившийся перепутать выкраденные у собственного отца -- красного командира по фамилии Лер -- секретные документы и привезший своим заграничным хозяевам доверенность на велосипед и ворох других, столь же важных квитанций. А красный подводный флот остался непобедимым и легендарным. Но все-таки в первую очередь лента Вернера (более всего известного по своей последней работе, комедии «Девушка спешит на свидание») -- приключенческий фильм, в котором законы жанра нивелируют идеологическую конкретику. Кажется, не случись некогда революции, и подводник Лер (командующий, скажем, субмариной «Государь Император») был бы столь же непреклонен в борьбе с внешним врагом -- каким-нибудь английским шпионом или агентом Коминтерна.

В принципе, феномену коммунизма была посвящена отдельная спецпрограмма «Конфронтация», где была представлена в основном хроника и документальные фильмы, рассматривающие проблему с диаметрально противоположных позиций. Особое значение здесь придается комментарию, именно он расставляет необходимые акценты и настраивает на нужный лад. Потому неудивительно, что с точки зрения собственно кинематографа близнецами-братьями гляделись немецкие одночастевки «Порванные цепи» (1928, агитфильм о том, как МОПР помогает рабочим по всей планете) и «Мировой враг №1» (1937, кинолистовка о необходимости задушить коммунистическую гидру в крепком фашистском кулаке). Матери-истории они ценны, пожалуй, в равно невеликой степени, но поразительное сходство приемов на самом деле наводит на размышления. Но, пожалуй, намного интереснее смотреть, как идеологии сталкиваются в рамках авторского художественного высказывания. Весьма примечательно, что это несколько неожиданным образом признали и документалисты. В документальной кинобиографии Ленина, поставленной Михаилом Роммом и Василием Беляевым (1948) и итальянской публицистической картине Фульвио Лучизано «Процесс над Сталиным» (1961) нетрудно увидеть постановочные фрагменты из игровых картин о революции и гражданской войне -- от «Октября» до «Чапаева», вставленные в фильм на равных с реальной хроникой тех времен. Кино здесь однозначно воспринимается не только как искусство, но и как авторитетный исторический документ. И только от дарования автора зависит, будет ли его фильм восприниматься как ходульная имитация действительности или он сумеет вырасти до масштабов полноценного мифа.

Поэтому наиболее интересными киносвидетельствами схватки идеологий стали все-таки не хроникальные документы «Конфронтации», а игровые картины. Тем более что отзвуки «Интернационала» можно было расслышать практически во всех (даже немых) картинах фестивальной программы -- от футурологических изысков Жана-Люка Годара в «Интерпланетной эре» (1967) до ретроспективы фильмов о терроризме, включавшей в себя такие разные картины, как «Степан Халтурин» (1925) Александра Ивановского и «Битва за Алжир» (1966) Джилло Понтекорво. Однако наиболее внушительно, мощно и художественно убедительно прозвучали его раскаты в фильмах режиссеров-юбиляров этого года. В «Песне о счастье» (1934) Марка Донского юные марийцы обучаются грамоте и становятся музыкантами мирового уровня под мудрым взглядом начальника воспитательной части исправдома в исполнении непревзойденного Бориса Чиркова. В «Русском вопросе» (1947) Михаила Ромма прогрессивный журналист Гарри Смит теряет карьеру, жену и средства к существованию, но все-таки рассказывает оболваненным американским трудящимся о том, хотят ли на самом деле русские войны. Наконец, в безукоризненном «Конвейере смерти» (1933) Иван Пырьев демонстрирует пробуждение классовой солидарности в среде безработных и рабочих «одной вымышленной капиталистической страны». Кажется, что фильм и был снят в этой самой «вымышленной стране». В атмосфере изумительно стилизованной условности, где гигантские безжалостные шестеренки и «бетонные норы промышленных труб», напоминающие о немецком экспрессионизме, соседствуют с разухабистыми интерьерами ресторана Samovar, где под приторные разливы балалайки плетет свои похотливые сети князь-эмигрант Сумбатов, необходимость пролетарской борьбы выглядит на удивление убедительной и уместной. В сущности, именно «Конвейер смерти» задал направление того самого условного изображения капиталистической действительности, на которой воспитывалось не одно советское поколение и которое нашло свое конечное гротескное выражение в «Незнайке на Луне» Николая Носова. К слову, фестиваль дал понять, что подобного рода процессы происходили и за океаном. Фильм 1951 года «Я был коммунистом по заданию ФБР» Гордона Дугласа хотя и называет вещи своими именами, все равно выглядит стопроцентным триллером, а зловещие «комми» не более реальны в своих коварных планах, чем агенты международной организации «СПЕКТР», с которой всего полтора десятка лет спустя придется сразиться ярому антикоммунисту Джеймсу Бонду.

Любопытнейшую пару (объединенную в программе под названием «Черные вехи») составили два фильма Джозефа Лоузи («Мародер» и «Вне закона») и вторая серия «Большой жизни» Леонида Лукова. Все они по разным причинам были запрещены -- Лоузи вместе со сценаристом «Мародера» Далтоном Трамбо попал в черные списки времен «охоты на ведьм», продолжению же луковской эпопеи было отказано в прокате по причине «извращения перспектив», «проповеди отсталости, бескультурья и невежества» и «не выдерживающего критики художественного уровня». Сегодня фильмы Лоузи выглядят вполне безобидно (а «Вне закона» так и вовсе по нынешним меркам достоин «Оскара» за вопиющую политкорректность), но как-то старомодно, именно что «архивно», а «Большая жизнь» поражает своей порою свирепой, отчаянной и совершенно обезоруживающей витальностью, вкусом пусть тяжелой, но осмысленной и живой жизни -- тем, что в постановлении ЦК ВКБ (б) «О кинофильме «Большая жизнь» проходило по категории «многократные выпивки, пошлые романсы, ночные похождения, ночные разглагольствования в постели».

Самым «свежим» по времени -- и самым разочаровывающим -- фильмом белостолбовской программы, имеющим отношение к коммунизму, оказался югославский мультик 1984 года «Марксиане», «пародирующий», если верить каталогу, «постулаты марксизма в их реальном социальном преломлении». Эта маловнятная юмореска не порадовала ничем, кроме натужных, ходульных и, самое главное, решительно несмешных выпадов в адрес учения о прибавочной стоимости. Что лишний раз доказало: есть на свете вещи куда более значительные, чем политический и социальный пафос -- с любым знаком. Например, обыкновенная одаренность, чувство стиля, независимое от любых шор чувство кинематографа. Без этого -- никуда. А с идеологией как-нибудь разберемся. Как говорили коммунары в «Конвейере смерти»: «Коммунист?» -- «Почтальон!» -- «Ну, это поправимо!»
Станислав Ф. Ростоцкий

  КУЛЬТУРА  
  • //  05.02.2001
После того как министр культуры России Михаил Швыдкой со скандалом уволил ректора Московской консерватории Овчинникова, главный музыкальный вуз страны остался «без головы». Недавно была создана комиссия по подготовке выборов нового ректора. Одним из основных претендентов на консерваторский «престол» является исполняющий обязанности ректора, проректор по научной и творческой работе Александр СОКОЛОВ, с которым беседует Екатерина БИРЮКОВА. >>
  • //  05.02.2001
Фестиваль «Белые Столбы» как высшая и последняя стадия социализма
Суровой и самой что ни на есть красной нитью прошел по нынешнему фестивалю в Белых Столбах коммунизм. С самого начала участники и гости смотра имели полное право присоединиться к Сергею Владимировичу Михалкову, некогда восхищенно удивлявшемуся: «Коммунизм - какое слово! Сколько в нем заключено!» Генеральная линия была заявлена уже на открытии, где показали одну из последних находок Госфильмофонда, обнаруженных в недрах чешского киноархива, - «Пленников моря» Михаила Вернера (1928). >>
  • //  05.02.2001
Музыканты Duran Duran оказались вполне живыми
Чем больше времени проходит с того момента, когда кончилась детская влюбленность в артистов и период «сотворения кумиров» сменился иконоборческим, тем меньше хочется тех самых кумиров видеть живьем. Ну что они там еще выпустили? Еще живы? Послушать, что ли, новый альбом... да, ничего... лет десять назад человечество оценило бы! Все вышеописанные сетования не имеют к Duran Duran никакого отношения. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика