N°166 12 сентября 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Идиллия за тридевять земель В австрийской глубинке закончился фестиваль «Шубертиады»
Cписок имен, представленный на том или ином музыкальном фестивале, всегда важен, но не всегда гарантирует успех. Ничуть не менее важным является антураж, в котором подаются музыкальные события. Приятно слушать музыку, сидя на берегу озера (Брегенц, Австрия), в старинном аббатстве (Амбронэ, Франция) или в крошечном барочном театре (Дроттинхольм, Швеция). Но «Шубертиады», проходящие в маленькой австрийской деревушке Шварценберг, превзошли, пожалуй, всех.
Шварценберг живописно затерялся в Австрийских Альпах, в Брегенцервальде. Вокруг -- такие же деревушки с причудливыми названиями -- Ау, Эгг, Бицау и Бецау (перепутаете одну букву -- попадете не туда). Три улицы разбегаются в разные стороны от старинной шварценбергской церкви -- одна ведет к залу Ангелики Кауфманн, названному по имени известной австрийской художницы (здесь и проходят «Шубертиады»), две другие, -- в никуда. Четыре недели в году Шварценберг заполнен музыкой, отчего и чарующие пейзажи, и гастрономические деликатесы Брегенцервальда отступают на второй план. По вечерам после концертов в ресторанчиках есть шанс стать свидетелем жаркой дискуссии -- насколько меланхоличный контртенор Дэвид Дэниелс подходит своим экстремальным партнерам из оркестра Europa Galante, насколько чаровница Чечилия Бартоли хороша, когда поет Моцарта и Шуберта, и т.д. Прежде чем во всеуслышание высказать свое мнение, следует оглянуться -- тот, о ком вы говорите, может сидеть за соседним столиком. Со звездами, впрочем, вы встречаетесь шесть раз на дню -- крошечные масштабы Шварценберга делают атмосферу фестиваля очень домашней, лишенной столичной суеты и высокомерия. Красота ландшафта не только настраивает на соответствующий лад, но и заставляет пересмотреть свое отношение к романтическому искусству: воспевающие девственную красоту природы тексты Гете, Гейне и Рельштаба, песни Шуберта и Брамса, еще недавно казавшиеся такими эфемерными, обретают зримое воплощение в местных пейзажах. Сказка настолько реальна, что, возвращаясь темной ночью по туманной дороге, ей-богу, можно уверовать в ундин и Лесного царя. Одним из инициаторов создания «Шубертиад» 26 лет назад стал знаменитый немецкий баритон Герман Прей. Профессиональная планка для участников сразу была поставлена очень высоко, и уже четверть века на фестиваль приезжают только лучшие певцы и инструменталисты. Список имен заставляет удивиться даже самого искушенного меломана. Подавляющее большинство концертов выдержано в жанре лидерабенда: вечера камерной вокальной лирики, когда публика внимает всего двум исполнителям -- певцу и пианисту. Несмотря на это, атмосфера фестиваля лишена однообразия, так как каждый музыкант привносит в «Шубертиады» что-то индивидуальное -- один вечер ты выслушиваешь шубертовский вокальный цикл «Зимний путь» в превосходной интерпретации Томаса Квастхоффа, другой -- две английские леди, Фелисити Лотт и Энн Мюррей, устраивают тебе комическое шоу со знаменитым кошачьим дуэтом в финале. Контрапунктом к вокалу звучит камерная музыка -- в этом году на «Шубертиадах» появились знаменитое «Трио Фонтенай» и молодой и необузданный «Квартет Гуго Вольфа». Но основное внимание уделено вокалистам. На фестивале можно изучать историю немецких Lieder и их интерпретацию -- старшее поколение, баритон Олаф Бэр и тенор Петер Шрайер, предпочитают более выдержанный, строгий стиль, в котором филигранно отработана каждая вокальная фраза и почти нет места внешним эффектам. Для молодых звезд лидерабенд сродни небольшому моноспектаклю, где вокальное и актерское мастерство сплавлены воедино. Иногда индивидуальная трактовка превращается в вызов традициям -- еще один шубертовский цикл, «Прекрасная мельничиха», в устах молодого немца Райнера Троста звучал почти оперным монологом. Более аккуратно и сдержанно обошелся с Шубертом его соотечественник тенор Кристоф Прегардьен -- певец, которого хочется назвать философом. Но самое сильное впечатление осталось, пожалуй, от англичанина Йена Бостриджа. Сочетание совершенного вокала, красоты тембра (для тенора -- это большая редкость) и необыкновенной сильной личности, магнитом притягивающей слушателя, оказалось посильнее спиритического сеанса. За хороших певцов ранга Бостриджа и Бартоли, как известно, нужно хорошо платить. «Шубертиадам» каким-то непостижимым образом удается избежать тех денежных проблем, которые мучают их конкурентов (фестиваль существует на честно заработанные деньги -- прибыль от билетов плюс минимальное количество частных дотаций), и по прошествии четверти века свято соблюдает свою художественную политику, всем своим обликом восставая против реформ и новшеств. Даже самому суровому критику пожелать «Шубертиадам» нечего, кроме того, чтобы эта горная идиллия с музыкой и пейзажами не исчезала.
Сегодня в Москве начинается второй фестиваль уличных перформансов Организатором фестиваля уличных перформансов вновь, как и в прошлом году, стала группа художников «Лето». Прошлогодний первый фестиваль всем очень понравился и запомнился -- и праздношатающейся публике, и строгим арт-критикам, и даже завистливым коллегам-художникам. Художник Олег Кулик назвал перформансистов тихими психами -- в сравнении с «буйными» 90-х годов. Назвал, как всегда, правильно... >>
Единоличные муниципальные хозяйства требуют оставить им независимость 34 московских кинотеатра обратились с письмом к председателю комитета по культуре Сергею Худякову. В этом обращении коллективы кинотеатров попросили приостановить работу над проектом объединения муниципальных кинотеатров, которая, как стало известно, ведется московским правительством... >>
В австрийской глубинке закончился фестиваль «Шубертиады» Cписок имен, представленный на том или ином музыкальном фестивале, всегда важен, но не всегда гарантирует успех. Ничуть не менее важным является антураж, в котором подаются музыкальные события. Приятно слушать музыку, сидя на берегу озера (Брегенц, Австрия), в старинном аббатстве (Амбронэ, Франция) или в крошечном барочном театре (Дроттинхольм, Швеция). Но «Шубертиады», проходящие в маленькой австрийской деревушке Шварценберг, превзошли, пожалуй, всех... >>
Предполагалось, что начало нынешнего сезона литературных премий будет оживленным. Ради этой благой цели оглашение букеровского лонг-листа оттянули аж до самой книжной ярмарки. К лонг-листу присобачили две якобы многообещающих новации -- «Букера Десятилетия» и «Букера Народного». Почин провалился. Точнее (провал-то предполагает шум и грохот), беззвучно истаял... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|