N°162
06 сентября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  06.09.2001
Казань – воздух
Татария берет на мушку федеральную авиапрограмму

версия для печати
К хорошему привыкаешь быстро. Тяжело отвыкать. Свободолюбивый Татарстан, десять лет назад получивший от тогдашнего президента столько суверенитета, сколько смог проглотить, выплевывает проглоченное крайне неохотно. Вчера, например, внезапно выяснилось, что татарские власти -- в лице республиканского вице-премьера и министра экономики Сергея Когогина, а также директора местных авиапредприятий -- просто «не видят смысла» в создании двух общероссийских многопрофильных авиахолдингов, как то придумал федеральный центр.

Свое возмущение идеей, ранее не вызывавшей изжоги у татарских авиастроителей, они выразили вовремя. Ровно через неделю после того, как Михаил Касьянов подписал постановление об одобрении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Татарстана до 2006 года», а министр экономразвития Герман Греф привез ее в Казань лично. Цена вопроса -- 347 млрд рублей. В том числе программой предусмотрено выделение из федерального бюджета примерно 68 млрд.

Получив добро на частичную компенсацию потерь республиканского бюджета, случившихся из-за приведения местного законодательства в соответствие с федеральным, татарские экономисты решили оспорить смысл существования любимого детища вице-премьера Ильи Клебанова. Еще в мае 2001 года вице-премьер доложил программу на заседании кабинета министров, а в конце того же месяца правительство ее утвердило.

Вчерашний протест татарского министра экономики и глав предприятий, что были почти обречены на включение в два авиахолдинга, сопровождалось отсылками на федерального министра экономразвития Германа Грефа. «Улетая из Татарии, Герман Оскарович уже не выглядел таким максималистом в отношении холдингов», -- заявил Сергей Когогин.

В ответ на вопрос газеты «Время новостей» относительно смены настроений татарских авиастроителей Герман Греф высказался в том смысле, что они, если окажутся вне рамок федеральных холдингов, могут испытать проблемы с загрузкой своих мощностей: заказы на производство новых самолетов есть где размещать.

Вице-премьер Татарии Сергей Когогин заявил вчера: «Нет большого смысла в создании таких супергигантов, особенно когда не решен вопрос загрузки свободных производственных мощностей. Бессмысленно организовывать искусственные структуры путем отлучения инакомыслящих от государственных заказов. Это ни к чему хорошему не приведет. Логичнее было бы создавать холдинги через поглощение сильными предприятиями слабых». По словам вице-премьера, Татария много лет поддерживала свои авиазаводы на плаву, а теперь, когда они заработали, федеральный центр намерен перераспределить доходы.

«Чтобы высказать свое отношение к создаваемым холдингам, нужно хотя бы знать, что это такое, -- отметил гендиректор Казанского вертолетного завода Александр Лаврентьев. -- С нами на эту тему пока никто не разговаривал». Директора подозревают, что путем создания гигантских корпораций Москва надеется перераспределить средства сильных предприятий в пользу остальных участников холдинга. Например, сегодня КВЗ -- один из немногих в России вертолетных заводов, работающих на полную мощность, причем более 90% его продукции реализуется за рубежом.

Сергей Когогин задал риторический вопрос: кто еще нужен Казанскому вертолетному заводу? и зачем? По логике министра, создаваемый холдинг нужно присоединять к КВЗ, а не наоборот.

Казанское авиационное объединение имени Горбунова (КАПО) не может похвастаться таким же устойчивым финансовым положением, как КВЗ. Но по сравнению с аналогичными предприятиями в Самаре, Ульяновске и Таганроге (которые должны войти в один холдинг с КАПО) казанский завод находится в выигрышном положении: организованная при его участии Финансовая лизинговая компания выиграла федеральный тендер на господдержку авиационных лизинговых проектов (газета «Время новостей» писала об этом 30 августа) и заказала на предприятии около десяти новых Ту-214.

Впрочем, далеко не факт, что после вчерашнего антихолдингового выступления дела с господдержкой лизингового проекта пойдут складно. Насколько известно газете «Время новостей», частичное финансирование авиализинговых схем из федерального бюджета возможно лишь в случае вхождения производителя в федеральный холдинг. Условие это не формализовано, но соблюдаться будет наверняка.

По словам генерального директора КАПО Наиля Хайруллина, при создании холдингов теряет смысл господдержка, поскольку она будет размазана по всему холдингу, и каждый завод получит «по серьге». «А с одной серьгой, -- заявил г-н Хайруллин, -- как известно, далеко не пойдешь». По его мнению, в случае создания холдингов «российские самолеты будут крайне дороги и никогда не станут конкурентоспособными на мировом рынке».

Остальные российские авиапроизводители, обреченные на вхождение в федеральные холдинги, относились к этой идее осторожно. Например, гендиректор АВПК им. Сухого (по программе реструктуризации -- «финансовый мотор» одного из холдингов) Михаил Погосян говорил нашей газете, что объединение его КБ с серийными заводами -- дело нужное и актуальное, а перспективность холдинга станет понятна только со временем. Руководство МиГа («мотор» другого холдинга), наоборот, активно поддержало идею объединения военных и гражданских производств в рамках одной структуры. Вчера сотрудник пресс-службы МиГа (просивший на него не ссылаться) еще раз указал корреспонденту газеты «Время новостей»: «Главный смысл реформы авиапрома -- в создании многопрофильных структур с широким рынком сбыта. В то же время неправильно говорить, что таким образом благополучные фирмы объединяются с банкротами, так как положение у всех российских авиапредприятий не блестящее».

От Ильи Клебанова, занятого вчера переговорами с китайским вице-премьером У И, комментариев по поводу казанского демарша получить не удалось.
Елена ЗАГОРОДНЯЯ, Михаил КУКУШКИН

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  06.09.2001
Арест с акций «Северстали» может быть снят
Московская городская прокуратура выступила в защиту интересов главы «Северстали» Алексея Мордашова. Она подала в президиум Московского городского суда протест на решение Никулинского райсуда, согласно которому был наложен арест на 32,5% акций металлургического комбината. Однако до тех пор, пока страсти вокруг разбирательств г-на Мордашова с его бывшей женой не улягутся окончательно, «Северсталь» будет нести потери. Инвестиционные компании постепенно снижают свои рекомендации по покупке акций комбината... >>
  • //  06.09.2001
Татария берет на мушку федеральную авиапрограмму
К хорошему привыкаешь быстро. Тяжело отвыкать. Свободолюбивый Татарстан, десять лет назад получивший от тогдашнего президента столько суверенитета, сколько смог проглотить, выплевывает проглоченное крайне неохотно. Вчера, например, внезапно выяснилось, что татарские власти -- в лице республиканского вице-премьера и министра экономики Сергея Когогина, а также директора местных авиапредприятий -- просто «не видят смысла» в создании двух общероссийских многопрофильных авиахолдингов, как то придумал федеральный центр... >>
  • //  06.09.2001
Совет директоров Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) утвердил вчера положение о компенсационном фонде и типовой устав общества взаимного страхования (ОВС). Эти документы, по мнению ассоциации, позволят решить проблему страхования системных рисков на рынке... >>
  • //  06.09.2001
Нешуточная борьба развернулась за право стать вторым оператором мобильной связи стандарта GSM в Белоруссии. В тендере участвуют пять компаний, однако, по оценкам экспертов, реальные шансы есть только у трех. При этом каждая имеет настолько серьезную поддержку извне, что министерству связи Белоруссии пришлось трижды переносить окончательную дату определения победителя тендера... >>
  • //  06.09.2001
Итальянские банкиры дают кредит
Нефтехимический холдинг СИБУР построит два завода по производству полиэтилена высокого давления в Кстове Нижегородской области и в Томске. В России полиэтилен марки 100, из которого можно изготавливать трубы для газопроводов, водопроводов и канализации, а также качественные упаковочные материалы, никто пока не производит... >>
  • //  06.09.2001
Компания «Дарья» -- крупный игрок на рынке замороженных полуфабрикатов -- начала осваивать новый рынок. Скоро в магазинах появится замороженная пицца «Дарья»... >>
  • //  06.09.2001
Верховный суд признал обмен ОВВЗ-3 необязательным
Держатели облигаций внутреннего валютного займа третьего транша (ОВВЗ-3), не согласившиеся с условиями обмена, получили вчера неожиданную поддержку со стороны судебной власти. Верховный суд (ВС) отказался на прошлой неделе признать недействительным постановление правительства о новации ОВВЗ-3 и в своем мотивировочном решении фактически признал обмен облигаций необязательным. Инвесторы довольны решением и полагают, что их шансы получить от Минфина причитающиеся деньги резко увеличиваются... >>
  • //  06.09.2001
«Роснефть» покупает компанию «Сахалинские проекты»
«Роснефть» передаст право управления своими долями в проектах раздела продукции (в рамках СРП) на Сахалине управляющей компании «Сахалинские проекты». В «Роснефти» считают, что этот шаг позволит сделать ее работу на Сахалине более прозрачной... >>
  • //  06.09.2001
«Северсталь» и санкт-петербургский Промстройбанк (ПСБ СПб) сделали очередной шаг к сближению. Вчера компания объявила о завершении покупки 10-процентного пакета акций ПСБ. По сообщению пресс-службы металлургического холдинга, «пакет сформирован в результате операций на вторичном рынке ценных бумаг»... >>
  • //  06.09.2001
Губернатор наградил Омск самолетом
Омский губернатор Леонид Полежаев вчера заявил, что «Росавиакосмос» уже фактически завершил конкурс на организацию серийного производства нового самолета Ан-70 и что победу в конкурсе одержало местное аэрокосмическое объединение «Полет». Согласно официальному графику конкурса прием заявок на него завершается сегодня, а итоги должны быть подведены в понедельник. Однако губернатор Полежаев сказал, что ему удалось убедить главу «Росавиакосмоса» Юрия Коптева в том, что российско-украинский транспортный самолет лучше всего делать в Омске... >>
  • //  06.09.2001
Алексей Мордашов обвиняет Олега Дерипаску
Противостояние между двумя крупнейшими российскими металлургическими компаниями -- «Северсталью» и «Сибирским алюминием» -- похоже, перешло в новую стадию. Вчера глава «Северстали» Алексей Мордашов впервые открыто заявил, что «Сибал» хочет «утопить» его бизнес. Кроме того, г-н Мордашов недвусмысленно дал понять, что за скандалом на «семейную тему» тоже стоит его конкурент... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика