N°16
31 января 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  31.01.2001
Вонг Кар-вай: «Проблема в том, что мы влюбились в наш фильм»
версия для печати
Как и положено гению, гонконгский режиссер Вонг Кар-вай скромен, тихоголос и не слишком оригинален в стандартных ответах на стандартные вопросы. Пресс-конференция в Москве, куда он приехал представить только что вышедшее в российский прокат «Любовное настроение», для него бог знает какая по счету. И все-таки Кар-вая можно узнать даже в такой ситуации -- и не только по черным очкам, которые он снимает лишь в душе или когда ложится спать. Вот ему задают вопрос, как он относится к тому, что его новый фильм выдвинут на «Оскара». Он ничего не отвечает, только смеется. «Чего он ржет?» -- недоумевает барышня-журналистка. А бог его знает, чего. Может быть, он смеется над собой -- над тем, что волею судьбы вынужден говорить о не слишком интересных для него вещах. А может быть, над несоответствием между тем самым главным, о чем он снимает свои фильмы, и любыми наградами мира, пусть даже самыми престижными. С ВОНГОМ Кар-ваем беседовал Алексей МЕДВЕДЕВ.

-- На рекламных плакатах вашей ретроспективы крупными буквами написано: «Фильмы гения из Гонконга». Не буду спрашивать вас о том, считаете ли вы себя гением...

-- А я могу ответить: по-моему, я не гений. Если бы я был гением, мне не приходилось бы столько работать, чтобы добиться того, чего я хочу.

-- Но что такое гений в кино, по вашему мнению? Ведь режиссер не является в полном смысле этого слова автором фильма, его единоличным творцом.

-- По-моему, главное определение гения в кино -- это настойчивость, верность своему замыслу. Вы хотите воплотить его в жизнь, но сталкиваетесь с тем, что не можете сделать этого в одиночку. И тогда вы должны собрать команду, координировать работу ее членов и -- самое трудное -- добиться того, чтобы все они трудились над вашим замыслом.

-- Кажется, что все ваши фильмы, от «А слезы капали» до «Любовного настроения», посвящены двум темам -- любви и времени. Это очень личные для вас темы? Или наоборот -- вас привлекает их универсальный характер?

-- Все люди хотят посмотреть фильм о любви. Если вы снимете фильм о собаках, кто-то, может, и захочет его увидеть, но любители кошек вряд ли на него придут. А любовь интересует всех. Но мне кажется, любовная история не может исчерпываться историей одной пары. Хороший фильм о любви -- не только о любви, но и о чем-то большем.

-- Съемки «Любовного настроения» оказались самыми трудными в вашей карьере. Это связано только с техническими причинами или с тем, что чувство любви ускользает от воплощения?

-- Проблема в том, что мы влюбились в наш фильм. Поначалу это должна была быть картина о еде -- из трех новелл, каждая из которых рассказывала бы историю любви с точки зрения еды. Новелла, ставшая основой для «Любовного настроения», изначально была не длиннее тридцати минут. Но съемки продолжались, фильм разрастался, и в нем появился образ целой эпохи. В Гонконге все так быстро меняется, целые пласты уходят в прошлое. Отель, в котором происходят некоторые сцены фильма, -- это на самом деле бывший военный госпиталь. Сразу же после окончания съемок его снесли. Чтобы воссоздать гонконгские 60-е, нам пришлось выискивать подходящие места для съемок в Бангкоке, в Кампучии. В самом Гонконге уже почти не осталось примет того времени.

-- Может быть, именно поэтому два ваших последних фильма снимались за пределами Гонконга. В драме «Счастливы вместе» вы показали на экране обветшалую, потрепанную Аргентину. В «Любовном настроении» последняя сцена фильма происходит в древнем буддийском храме. Время и его следы завораживают вас?

-- Фильмы об Интернете, компьютерах и новых технологиях можно с таким же успехом снять и через несколько лет -- необязательно делать это сегодня. Но фактура времени исчезает у нас на глазах. Стоит чуть-чуть подождать, и вы уже не найдете ни обветшалых домов, ни пожилых актеров -- свидетелей того времени. Их некем будет заменить, поэтому надо торопиться.

-- Вы одновременно снимали «Чунгкинский экспресс» и «Падших ангелов». Параллельно с «Любовным настроением» началась работа над новым проектом. Работа на два фронта входит у вас в привычку?

-- Это произошло не специально. Съемки «Любовного настроения» затягивались. Одной из проблем стал азиатский экономический кризис, из-за которого производство на время было остановлено. По договору с продюсерами съемки моей следующей картины «2046» должны были начаться в конце прошлого года. Поэтому чтобы выполнить свои обязательства, мне пришлось работать над двумя фильмами одновременно. Но вообще-то такого испытания не пожелаешь и врагу. Я счастлив, что «Настроение» наконец-то закончено и теперь я смогу полностью посвятить себя другому проекту. Надеюсь завершить его еще в этом году.

-- Почему действие следующего вашего фильма помещено в 2046 год?

-- Когда в 1997 году Гонконг отошел Китаю, китайские официальные власти пообещали нам 50 лет без перемен. В 2046-м этот срок истечет.

-- Героиня вашего фильма «Чунгкинский экспресс» носит темные очки даже ночью. Закадровый текст гласит: «Человек, не снимающий черных очков, либо слеп, либо претенциозен, либо прячет слезы, которые источает его разбитое сердце». Какой из вариантов вам подходит?

-- Черные очки для меня -- что-то вроде рабочей одежды, они напоминают мне о том, что я на работе. А потом, это хороший способ укрыться от любопытных взглядов. Иногда мне бывает ужасно не по себе, когда меня узнают.

-- Ваши фильмы поражают ощущением глубины того, что происходит на экране. Это глубина чувств, глубина смысла, пусть его и не всегда можно выразить в словах. Вас не раздражает мелкость жизни, которую вам по необходимости приходится вести, приезжая на фестивали, участвуя в рекламной кампании нового фильма, раздавая интервью?

-- Проблема нашего времени в том, что мы живем в скорых поездах -- все происходит слишком быстро. Сегодня на пресс-конференцию пришли несколько десятков журналистов. У каждого из них своя история, свой мир. И у каждого мгновения их жизни несколько слоев. Если бы у нас было время поговорить, из каждой истории могло бы получиться по фильму. Но мы мчимся слишком быстро. Мне кажется, наша тяга к кино отчасти объясняется тем, что оно обладает властью над временем. Одну секунду на экране можно растянуть на десять минут, а десять лет сжать в одну секунду. Может быть, поэтому я и продолжаю снимать. Как человек я бессилен перед временем. Как режиссер я могу творить с ним что угодно.
Беседовал Алексей МЕДВЕДЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  31.01.2001
Как и положено гению, гонконгский режиссер Вонг Кар-вай скромен, тихоголос и не слишком оригинален в стандартных ответах на стандартные вопросы. Обозревателю "Времени новостей" Алексею МЕДВЕДЕВУ ВОНГ Кар-вай заявил: "По-моему, я не гений. Если бы я был гением, мне не приходилось бы столько работать, чтобы добиться того, чего я хочу". >>
  • //  31.01.2001
Год назад умер Вадим Вацуро
Когда пытаешься объяснить, кем был Вадим Эразмович Вацуро, "правильные" слова звучат мертво. Разумеется, он был великим историком литературы. Но что такое "величие" литературоведа? Сумма знаний? Мастерство текстолога? Выверенность гипотез? Все это у В.Э. было. И без этого не было бы его свершений - идеальных изданий Дельвига и Дениса Давыдова, статей, передатировок, текстологических новаций, комментариев, "Лермонтовской энциклопедии", книг об альманахе "Северные цветы" и салоне Софии Пономаревой, "элегической школе" и николаевской цензуре. >>
  • //  31.01.2001
Английские «металлисты» показали себя москвичам
Зарубежные музыканты не часто приезжают в Россию с так называемыми промовизитами: это когда группа заезжает «на час» в страну, где планируется рекламная кампания нового альбома. Еще большая редкость, когда приезжает группа «культовая». Англичане Paradise Lost известны у нас в основном молодежи - той ее части, которая предпочитает тяжелую гитарную музыку. >>
  • //  31.01.2001
Началась реставрация легендарных ворот Зимнего дворца
С воротами Зимнего связано множество мифов, порожденных в основном советскими кинофильмами. В фильме Эйзенштейна «Октябрь» революционные рабочие и матросы настолько убедительно штурмовали Зимний, открывали ворота, сбивали орлов, что многие простодушные зрители сочли эти кадры хроникой... На самом же деле ничего подобного не было. Не было надобности лезть на ворота, да и золоченых орлов к тому времени уже сняли по решению Временного правительства. Теперь имперская символика возвращается. >>
  • //  31.01.2001
Саксофонная программа оркестра им. Чайковского
Ясный и понятный, сытый и ровный звук саксофона почти неприличен в симфоническом оркестре, где у каждого из инструментов есть своя заветная болячка, свое заветное ограничение, свой заветный диапазон, в котором трудно играть. Пронзительный эксцентрик в джазе, в академической традиции саксофон кажется искренним только тогда, когда говорит вполголоса. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика