N°154
27 августа 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  27.08.2001
Эх, дорога
Масштаб хищений при строительстве МКАД поразил даже следователей

версия для печати
Минувшая неделя стала решающей в нашумевшем расследовании о хищениях при строительстве МКАД -- кольцевой трассы вокруг Москвы, которая по праву считается одним из символов эпохи мэра Юрия Лужкова. Дело в том, что как раз в эти дни были закончены новые ревизии самого кольца и крупного субподрядчика трассы -- социально-бытового центра (СБЦ) «Реутово», допрошено несколько высокопоставленных чиновников правительства Москвы, а также проведены выемки в ООО «Организатор», генеральном заказчике при постройке дороги. Представителям следственной группы хватило даже первых дней работы с полученными материалами, чтобы понять: на самом деле расхищено было гораздо больше денег, чем предполагалось ранее, а нарушения допускались буквально с первых дней осуществления главного проекта мэрии. В результате воровства трасса может начать разрушаться уже в ближайшие годы.

Как отмечают в МВД, проверка СБЦ «Реутово» выявила потрясающие факты. Эта организация обслуживала одного из основных подрядчиков МКАД -- СУ-802, и ей досталось больше 100 млрд рублей (здесь и далее имеются в виду неденоминированные рубли). По данным ревизии, СБЦ предпочитал иметь дело с фирмами-однодневками и даже не пытался толком скрыть свои аферы. Случалось, руководители «Реутово» вначале оформляли бумаги о том, что перевели немалые суммы той или иной фирме, а уже только потом, задним числом, регистрировали ее на утерянные паспорта. Качество стройматериалов, поставляемых СБЦ, вообще не выдерживает никакой критики, хотя по бумагам использовалось все самое лучшее. Например, согласно проекту СУ-802 должно было класть калиброванный песок, способный пропускать два метра воды в сутки. Он производится техническим способом, стоит дорого, но без него трасса быстро развалится. Однако, по данным следствия, реально на МКАД шел обычный крайне дешевый песок, который закупался у СБЦ по цене высококачественного и в документах оформлялся как калиброванный. Результаты уже дали о себе знать. Законченные на днях экспертизы показали, что из-за плохого песка и уменьшения гравийной подушки под полотном постоянно скапливается большое количество влаги, которая постепенно размывает трассу. По мнению специалистов, уже через пару лет МКАД может прийти в негодность.

Последние ревизии, по словам следователей, выявили, что сама схема, по которой переводились деньги на возведение кольца, выглядит более чем сомнительно. От столичного правительства они шли в ООО «Организатор», выступавшее генеральным заказчиком, потом переводились корпорации «Трансстрой» (генподрядчик), а уже оттуда перечислялись другим подрядным организациям. Для чего в этой цепочке нужна была частная фирма «Организатор», сыщики понять не могут. К тому же, по их словам, ООО вообще было привлечено к проекту с вопиющими нарушениями. Согласно материалам дела, в январе 1995 года «Организатор» прислал письмо в мэрию, в котором выразил желание принять участие в конкурсе на возведение МКАД. Однако последние выемки документов показали, что устав данной фирмы был зарегистрирован лишь спустя два месяца после этого. Как считают следователи, фактически в мэрии допустили к тендеру фирму, которая на момент подачи заявки просто не существовала. Сразу после регистрации в марте 1995 года «Организатор» подписал договор с ГТС «Мосводоканал» на оказание менеджерских услуг по реконструкции МКАД. По договору ООО передавались практически все функции заказчика, за что оно забирало из бюджетных денег немалые проценты. Как считают представители МВД, на момент заключения этого контракта у «Организатора» не было лицензий на проведение указанных в договоре работ и получил он их только спустя несколько месяцев. Позже фирма заключила аналогичные договоры с различными департаментами правительства Москвы, где тоже не обошлось без нарушений. Руководитель одного из таких департаментов -- инженерного обеспечения -- Александр Матросов (сейчас он уже не работает в этой должности) еще во времена СССР, работая в крупной строительной госорганизации, являлся непосредственным начальником нынешнего главы «Организатора» Геннадия Муравина. На прошлой неделе следователи провели выемки документов в «Организаторе», а чуть раньше допросили Геннадия Муравина и Александра Матросова.

Но подобные погрешности кажутся незначительными по сравнению с тем, что творилось при непосредственной постройке кольца. Так, глава подрядной организации СУ-802 Олег Хоменко (единственный пока обвиняемый по делу) умудрился привлечь к работам не только несколько десятков липовых фирм, но и структуры большинства своих ближайших родственников. В результате, согласно самым последним материалам МВД, оказалось расхищено свыше 350 млрд рублей (неденоминированных). В ходе дальнейшего расследования данная сумма может вырасти. Причем делалось это крайне незамысловатыми способами. Когда в СУ начали поступать первые деньги, тут же было зарегистрировано пять фирм-однодневок либо на утерянные паспорта, либо на паспорта уже умерших людей («Дормехстрой», СМУ-57, ПМК-16, «Монтажэнерго», «Автолада»). С ними стали заключаться договоры на проведение работ, предусматривающие всевозможные приписки. Например, траншеи рылись просто экскаваторами, а в документах указывалось, что трудилась вручную большая бригада строителей, что, понятно, стоит дороже. Материалы доставлялись некачественные и дешевые, а в бумагах указывались самые лучшие и дорогие. Таким образом, эти пять лжефирм получили 103 млрд рублей, ушедших на различные частные счета, в том числе через BONY. Когда в СУ-802 поступило еще 550 млрд рублей, их передали двум новым структурам -- СБЦ «Реутово» (учредители жена и зять Хоменко) и ООО «Фобос» (учредители те же плюс прораб СУ-802 Попович). Эти субподрядчики вновь принялись заключать договоры сразу с несколькими десятками лжефирм, поэтому значительные суммы из 550 млрд рублей тоже осели на чьих-то личных счетах.

Многочисленные контролирующие структуры правительства Москвы по какой-то причине этого не замечали. В четверг представители следственной группы допросили замначальника сметного отдела мэрии Николая Борисова, который ничего не смог пояснить по данному поводу. Допрошенные ранее заместитель председателя правительства Борис Никольский и другие должностные лица тоже проявляли незнание вопроса. Как отмечают в МВД, пока следователи занимаются именно СУ-802, однако на очереди и другие крупные подрядчики, участвовавшие в возведении кольца. Например, сейчас начались новые выемки документов в «Центрдорстрое».
Александр ШВАРЕВ

  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  27.08.2001
Масштаб хищений при строительстве МКАД поразил даже следователей
Минувшая неделя стала решающей в нашумевшем расследовании о хищениях при строительстве МКАД -- кольцевой трассы вокруг Москвы, которая по праву считается одним из символов эпохи мэра Юрия Лужкова. Представителям следственной группы хватило даже первых дней работы с полученными материалами, чтобы понять: на самом деле расхищено было гораздо больше денег, чем предполагалось ранее, а нарушения допускались буквально с первых дней осуществления главного проекта мэрии. В результате воровства трасса может начать разрушаться уже в ближайшие годы. >>
  • //  27.08.2001
О бюджете Москвы на будущий год глава бюджетной комиссии Мосгордумы Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ рассказал корреспондентам газеты «Время новостей» Виктору ХАМРАЕВУ и Марии НИКИФОРОВОЙ. >>
  • //  27.08.2001
Неожиданную развязку получило в суде дело о взрыве на железнодорожном вокзале в Пятигорске 6 октября прошлого года, в результате которого погибли два человека и десять были ранены... >>
  • //  27.08.2001
Граждане Чукотки тренируют команду Абрамовича
Губернатора Чукотки Романа Абрамовича подозревают буквально во всем. Созданный политиками и журналистами образ загадочного демона им же самим не дает покоя. Поэтому те, кто добираются до живого г-на Абрамовича, считают своим долгом узнать из первоисточника: собственно, какого черта он решил связаться с Чукоткой?.. >>
  • //  27.08.2001
Госсовет завершает подготовку к 1 сентября
Начало нового учебного года власть хочет отметить серьезными переменами в сфере образования. Решающее слово в этом отведено Госсовету, который на заседании 29 августа должен окончательно определить, какие именно преобразования ждут в ближайшие годы среднюю и высшую школы... >>
  • //  27.08.2001
В субботу днем Минфин представил на последнюю сверку в аппарат правительства скорректированный после обсуждения на заседании кабинета проект бюджета на следующий год, а уже вчера в 6.30 утра документ был официально внесен в нижнюю палату парламента... >>
  • //  27.08.2001
Сегодня Москва и Киев известят о подписании газового меморандума. Премьеры Михаил Касьянов и Анатолий Кинах объявят о принципиальной договоренности об урегулировании газовой задолженности Украины. Конкретные условия -- срок реструктуризации, размер долга и гарантии погашения -- будут описаны в соглашении, которое правительства условились подготовить к 5 сентября. Но если Верховная рада не одобрит документ, Россия готова обратиться в МВФ... >>
  • //  27.08.2001
Москва готовится вооружать Иран
Россия продолжает попытки вернуться на привычные рынки вооружений. В ближайшее время Россия и Иран должны подписать рамочное соглашение по военно-техническому сотрудничеству. Этот документ, по словам главы российского Комитета по ВТС Михаила Дмитриева, станет началом для последующего взаимодействия стран в области торговли оружием... >>
  • //  27.08.2001
В Беринговом море продолжается поиск российских пограничников, которых в пятницу вечером унесло на двух плотах в море... >>
  • //  27.08.2001
Шесть человек погибли в субботу в результате крупного дорожно-транспортного происшествия. Катастрофа произошла около трех часов дня на 21-м километре Минского шоссе... >>
  • //  27.08.2001
Заместитель Германа Грефа присмотрит за реформой МПС
Реформа Министерства путей сообщения, к которой намерено приступить правительство, началась с образования комиссии. Ей поручено осуществлять все мероприятия по реструктуризации железнодорожной отрасли. Вразрез с бюрократической традицией основные баталии в данном случае разворачивались вовсе не вокруг персоны, которая возглавит реформу -- главная интрига закрутилась вокруг скромной на первый взгляд должности ответственного секретаря комиссии... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика