N°149 20 августа 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
«Я только теперь понял, как тяжело Табакову»
Одной из первых премьер наступающего сезона должна стать «Кабала святош» Михаила Булгакова во МХАТе. В репертуаре театра эта пьеса появляется уже третий раз. В 1936 году она шла на сцене Художественного под названием «Мольер». Впрочем, слово «шла» не вполне уместно. Премьеру выпустили 15 февраля, а уже 11 марта появилась редакционная статья «Правды» «Внешний блеск и фальшивое содержание». Спектакль сразу же сняли. Второй раз «Кабала святош» появилась в 1988 году в постановке Адольфа Шапиро. В новом спектакле был занят цвет МХАТа. Мольера играл Олег Ефремов, Людовика -- Иннокентий Смоктуновский, Мадлену -- Наталья Тенякова, Бутона -- Олег Табаков. Теперь Табаков играет роль Мольера, а ставит «Кабалу» опять Адольф ШАПИРО. С режиссером двух мхатовских спектаклей по пьесе Булгакова беседует Марина ДАВЫДОВА.
-- Вам не страшно было идти в нынешний МХАТ? Известно ведь, что работа в этом театре не самое простое испытание для режиссера. -- Нет. Страшно стало потом, когда начал работать. Это такое режиссерское легкомыслие -- если очень хочется что-то поставить, не думаешь ни о каких поправочных коэффициентах. К тому же история с «Кабалой святош» -- отдельный сюжет, который завязан на Олеге Ефремове. Дело в том, что когда старый спектакль сняли, он неоднократно вызывал меня и просил, чтобы я возобновил его с Табаковым. А я не хотел этого делать. Во-первых, потому что та «Кабала» была поставлена на Ефремова. Во-вторых, потому что изменилось время, а значит, и взгляд на пьесу. В-третьих, потому что спектакль устарел эстетически. Но Ефремов настойчиво возвращался к этой мысли. Я не мог сказать ему «нет» (он был уже тяжело болен), но и «да» не решался. А дальше случилось так, что в день похорон Ефремова в «Табакерке» шел мой спектакль «На дне». И вот в перерыве между актами ко мне подошел играющий Луку Табаков (понятно, в каком мы были настроении) и сказал: давай сделаем то, о чем просил Олег, но так, чтобы это был совсем новый спектакль -- с другим художником, другим композитором, другими актерами. И отказываться было уже невозможно. Вопрос был лишь в том, где ставить -- во МХАТе или в «Табакерке». Выбрали МХАТ. Так что поначалу страшно не было. Страшно стало, когда я понял, что попал в театр, совсем не похожий на тот, в котором работал 12 лет тому назад. Не похожий во всех смыслах -- и в административном, и в творческом. -- Он стал хуже? -- Да, безусловно. Больше всего пугает всеобщая рассредоточенность. Здесь действуют не центростремительные силы, а центробежные. -- А в чем конкретно это проявляется? -- В очень простых вещах. По моим представлениям, весь театр должен работать на тот спектакль, который сейчас репетируется. А он сосредоточен еще на многом другом -- на дальнейших планах, ремонте, административных проблемах. И если вы спросите: а разве это все не важно? Я скажу: важно, важно. Но должно же быть что-то главное. У нас отличная команда: художник Юра Хариков, композитор Эдуард Артемьев, любимые мною артисты. Но все равно все как-то не складывается. К тому же на протяжении всей работы какие-то несчастья преследуют. Я не из тех режиссеров, которые утверждают, что на них во время репетиций нисходит дух автора, и тем не менее... Сначала болезнь Виктора Гвоздицкого, играющего Шаррона. Потом странная история с Натальей Гундаревой, которая неожиданно ушла из спектакля. -- У вас произошел с ней разрыв? -- Да что вы! Никакого разрыва. Она репетировала довольно долго, с декабря, а ушла совершенно неожиданно, после первого прогона. Позвонила на следующее утро директору театра и сообщила, что уходит из спектакля. Не мне, не Табакову, который ее пригласил и вообще имел на нее виды, а почему-то директору. Сейчас говорят, что это произошло из-за ее плохого самочувствия. Но я думаю, дело в другом. У нее была работа в антрепризе, и она просто вышла из графика. Не хотела подводить товарищей. И никаких претензий здесь быть не может. Я-то зарабатываю деньги на жизнь в театре (в данном случае во МХАТе), а артисты, как правило, совсем в другом месте. К тому же после трагедии, которая случилась с Гундаревой, вся эта история отошла на второй план. Но сюжет все же очень показателен. Я только теперь понял, как тяжело Табакову. По-моему, он и сам за этот год осознал, какой гигантский труд ему предстоит. Хотя если меня спросить, а кто вообще может что-то сделать во МХАТе, я отвечу, что только он со своими организационными способностями. -- Но, я думаю, любой крупный театр болен болезнью рассредоточенности. Может, во МХАТе она просто ощущается острее. -- Да, разумеется. Я ведь работал и в БДТ, и в Вахтанговском. Везде одно и то же. -- А в «Табакерке»? -- Ну нет. Там дом. Там люди каждый день видятся друг с другом и видят друг друга. Там общий ритм жизни и общий творческий язык. А во всех больших театрах работают сейчас актеры разных стилей и разных художественных манер. И говорят они на разных языках. Станиславский, как фабрикант, понимал, что любая модернизация связана не столько с техническим усовершенствованием, сколько с изменением внутреннего уклада жизни. Так вот сейчас сама идея Художественного театра находится в полном противоречии с укладом его жизни. -- А нет мысли, что «Табакерка» может стать очередной студией МХАТа. То есть что с ее помощью в Художественном произойдет обновление крови. -- Я не знаю. Олег Павлович -- человек умный и хитрый. Он не раскрывает карты. Думаю, что у него есть какие-то соображения на этот счет. Но он, тем не менее, понимает, что «Табакерку» надо сохранить как какой-то независимый организм. И думаю, он прав. -- За прошедшие годы сильно изменился ваш взгляд на булгаковскую пьесу? Не было ощущения, что ее сейчас не стоит ставить? Что время ее ушло? -- Всегда в работе над спектаклем существует момент, когда понимаешь, что не надо было ставить эту пьесу, и в этом театре не надо было работать, и вообще хватит заниматься режиссурой. На самом деле нет. Мне очень интересно. Все время возникает диалог с самим собой. Когда в спектакле есть какой-то дополнительный сюжет, это всегда вносит в него остроту. Очень интересно, как все поменялось. Тот спектакль был поставлен в период социального неоромантизма. По правде говоря, мы даже не очень понимали, что нам делать с темой «художник и власть». Было такое единение, такие радужные надежды. А теперь вроде понятно, что ничего не изменилось. Что эти два понятия находятся в вечном неразрешимом конфликте. -- Но особенность нынешней ситуации, по-моему, как раз в том, что власть стала глубоко равнодушна к тому, что делает художник. К ней непросто подольститься, но разозлить совсем уж невозможно. -- Ну и мы стали равнодушны. Отвечаем ей взаимностью. -- Я просто хочу сказать, что это состояние сложно назвать конфликтом. -- Конфликт существует в самой природе этих понятий. В разном назначении. Поскольку у власти главная забота -- поставить границы. Более или менее широкие. А художник стремится выйти за все возможные пределы. Каждый из них живет по своим законам, и опыт взаимодействия мало что им дает. Они на разных этажах, и лифт между ними испорчен. Взять того же Булгакова. Ведь он вроде бы продумал в «Кабале святош» все о взаимоотношениях художника и власти. И после этого все же решил написать «Батум». -- Вам легко работать с Табаковым? Нет ощущения, что он, воплощающий собой радость жизни и благополучие, не может играть булгаковского Мольера. Это, вероятно, расхожее представление об артисте, но он, надо сказать, сам его активно поддерживает. -- Во-первых, с ним интересно работать, потому что он чрезвычайно талантлив. Во-вторых, его хваленое благополучие сейчас -- в период руководства МХАТом -- явно поколеблено или, во всяком случае, находится под угрозой. Я лично наблюдал его в большом раздрызге. Да и вообще, как только начинаешь рассматривать любую жизнь поближе, выясняется, что она глубоко драматична. Каким хотел бы быть Табаков в глазах публики, другой вопрос. Но стоит на время отвлечься от обаяния его образа и вспомнить, как он ушел некогда из благополучного «Современника» и пошел к ребятишкам. Сейчас никто не сомневается, что это был мудрый поступок, потому что он имел благополучное продолжение, а тогда это было совсем не очевидно. А потом какой-то внутренний конфликт между артистом и образом даже необходим. Да и конфликт с режиссером не всегда вреден. Мне, например, очень часто мешает влюбленность в актера. -- Но рисунок роли строится у Табакова совсем иначе, чем у Ефремова? -- У меня другое эмоциональное ощущение от самого спектакля. Тот был о художнике, уставшем бороться с миром. Этот о художнике, борющемся со временем и с жизненной предначертанностью. Стремящемся выйти за предел, который положен человеку, и прожить еще одну жизнь, нарушая этим законы природы. То есть тоже границы, но совсем другие. Ведь театр и сам есть искусство, бросающее вызов пространственным и временным границам. Интересно, что цензура вымарала в этой пьесе две реплики. «Ненавижу государственную власть», заменив ее на «королевскую тиранию». И еще одно слово в финале, где Лагранж записывает: «Причиной этого явилась немилость короля и черная Кабала». У Булгакова было еще и «судьба». Цензура не побоялась ни черной Кабалы, ни немилости короля, но почему-то испугалась «судьбы». У нас в спектакле этих слов нет, но все же они для меня важны. И возвращаясь к Табакову, хочу сказать, что его приход во МХАТ -- это, как мне кажется, судьба. Причем судьба нелегкая. Хотя некоторые наивно думают, что это еще одна синекура.
Одной из первых премьер наступающего сезона должна стать «Кабала святош» Михаила Булгакова во МХАТе. Олег Табаков играет в спектакле роль Мольера, а ставит «Кабалу» Адольф ШАПИРО. С режиссером двух мхатовских спектаклей по пьесе Булгакова беседует Марина ДАВЫДОВА. >>
В Москве прошел фестиваль «Джаз в саду «Эрмитаж» Очередной, четвертый по счету фестиваль и на этот раз привлек не меньше публики, чем в прошлые годы. Для некоторых меломанов и «сочувствующих» фестиваль в тихом и культурном центре Москвы под открытым небом -- прекрасное времяпровождение... >>
Группа «Медведи» выступила без Маши Маша Макарова из группы «Маша и медведи» была своего рода предтечей. Она начала формирование в роке того образа новой женщины, в который потом удачно вписались Земфира и еще целый выводок проектов с девушками-солистками. Однако, подарив миру ставшую ненавистной «Любочку» и еще пару хитов, Маша не выдержала и ушла. Идущие за нею оказались сильнее. Возможно, дело в том, что Машин контракт был слишком жесток, определяя количество хитов, которые она должна сочинить в год. Возможно, виноваты иные обстоятельства. Короче, Маша не потянула... >>
Объявлены победители IX Фестиваля российского кино «Окно в Европу», проходившего в Выборге с 11 по 18 августа. Жюри под руководством мультипликатора Гарри Бардина, призера предыдущего выборгского фестиваля, Гран-при отдало «Тельцу» Александра Сокурова... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|