N°139
06 августа 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  06.08.2001
Правительство снизит пошлину
Которую никто не платит

версия для печати
Правительство России поручило профильным ведомствам разработать предложения по снижению таможенных пошлин на ввоз самолетов и вертолетов иностранного производства. В России эта пошлина имеет не столько фискальную, сколько политическую природу. Изменение ее ставки будет ударом по позициям патриотов российского авиапрома и большой удачей «Аэрофлота».

Гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов неоднократно заявлял, что наш авиапром не выпускает сейчас конкурентоспособных по мировым меркам пассажирских самолетов. Следовательно, правильным и патриотичным шагом будет купить иностранные машины, чтобы дать нашим авиакомпаниям возможность работать, пока авиапром не доведет свои лайнеры до кондиции. А чтобы иностранные самолеты стали рентабельными в России, необходимо снизить пошлины на них.

Директора российских авиазаводов воспринимают логику Окулова как измену родине. В последние месяцы их раздражение подогрели слухи о планах «Аэрофлота» взять в лизинг несколько десятков европейских самолетов А-320.

Действующие в России таможенные пошлины на импортные самолеты примечательны, во-первых, своей величиной, а во-вторых, тем, что никто из серьезных игроков рынка их никогда не платил. Совокупный таможенный платеж равняется 40% (20% пошлина плюс 20% НДС). Теоретически эта запретительная ставка призвана защитить отечественного производителя.

Действительно, по официальной статистике в России эксплуатируется всего 49 воздушных судов иностранного производства (отечественных самолетов в стране числится около 5 тыс., правда далеко не все они исправны). Причем почти все наши самолеты-«иномарки» сконцентрированы в двух компаниях: «Аэрофлоте» (27 машин, или примерно четверть общего парка компании) и «Трансаэро» (8, т.е. весь парк, кроме одной отечественной машины).

До 1998 года обе компании ввозили самолеты по специальным правительственным постановлениям, освобождавшим их от пошлин «в целях обеспечения конкурентоспособности». В июле того года премьер Сергей Кириенко подписал постановление №716, вводящее новую схему: таможенное освобождение в обмен на троекратно большие инвестиции в наш авиапром. Этой схемой воспользовался «Аэрофлот» для ввоза очередной партии западных самолетов. С тех пор компания время от времени пикируется с Воронежским авиапредприятием: завод требует обещанных инвестиций, а «Аэрофлот» указывает воронежцам, что они все никак не выпустят подходящий самолет.

Подписанное 2 августа сего года постановление №574 отменяет постановление №716 и, таким образом, избавляет «Аэрофлот» от необходимости продолжать эти препирательства (а тем более инвестировать). Новый документ также подтверждает все ранее выданные таможенные освобождения. Наконец, он поручает Росавиакосмосу и Минтрансу в двухмесячный срок подготовить предложения по снижению пошлин на иностранные воздушные суда.

В обоих упомянутых выше ведомствах в прошлую пятницу еще не получили официальный текст постановления №574 и потому отказались обсуждать, насколько снизятся пошлины.

Реакция представителей отечественных авиазаводов, как нетрудно предположить, оказалась резкой. Президент АО «Туполев» Игорь Шевчук сказал корреспонденту газеты «Время новостей»: «Я в принципе против ввоза иностранной авиатехники. Но если уж ввозить ее, то лишь при условии уплаты всех установленных пошлин». Г-н Шевчук подчеркнул, что выражает общую позицию руководителей авиапромышленности.

Директор Центральной авиализинговой компании (входящей в группу «Лидер») Юрий Зубрилов заявил: «Это решение не пойдет на пользу нашему авиапрому». «Но, -- добавил он, -- если государство действительно решило погубить авиационную промышленность, нам не останется ничего другого, как найти свое место на рынке лизинга иностранной авиатехники».

Впрочем, сохранение нынешней пошлины, кажется, уже потеряло смысл с любой точки зрения. Дело в том, что авиакомпании нашли способ освобождать себя от таможенных платежей и без правительственных постановлений. Он заключается в том, чтобы формально не ввозить самолет в нашу страну. Машина базируется где-то на зарубежном аэродроме, а в Россию прилетает по мере необходимости. «Аэрофлот» уже эксплуатирует по такой схеме один грузовой самолет DC-10-30F и недавно объявил о намерении взять в лизинг еще три. А по неофициальным данным, крупные российские неавиационные компании держат за рубежом до 50 самолетов бизнес-класса, на которых их руководство летает в том числе и по России. Если эта практика проникнет и в пассажирскую авиацию, то вопрос о запретительных пошлинах отпадет сам собой.
Михаил КУКУШКИН

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  06.08.2001
Председатель совета директоров МДМ-банка Александр Мамут два месяца назад был избран руководителем рабочей группы по банковской реформе Российского союза промышленников и предпринимателей. Подготовленные ею принципы этой реформы легли в основу обсуждения на Совете по предпринимательству при правительстве и дальнейшей работы над правительственной концепцией. Сегодня Александр МАМУТ отвечает на вопросы обозревателя газеты «Время новостей» Андрея ДЕНИСОВА. >>
  • //  06.08.2001
Пока чиновники борются с Code Red, эпидемия SirCam поражает простых пользователей
Корпорации, правительства и простые компьютерные пользователи страдают от вирусов, заброшенных в Интернет в середине июля. Нацеленный на американский Белый Дом «червь» Code Red нанес основной ущерб сторонним организациям на сумму более 1 млрд долл. Компании и госчиновники опасаются повторных ударов, но для обычных пользователей наибольшую опасность представляет другой «червь» -- SirCam. Его эпидемия еще не достигла апогея, считают эксперты, но уже превзошла своих предшественников Melissa и Love Letter... >>
  • //  06.08.2001
Осенью российское правительство планирует приступить к одной из важнейших структурных реформ -- банковской. Начало банковской реформы, как считают многие, затянулось, поскольку у регулирующих органов и самого банковского сообщества нет единого мнения о том, какие меры нужно предпринять. По понедельникам вплоть до конца сентября, когда кабинет, как ожидается, рассмотрит проблемы банковской системы, «Время новостей» будет предоставлять слово тем, кто может внести вклад в содержание будущей реформы, -- банкирам и их клиентам, чиновникам и экспертам. >>
  • //  06.08.2001
Которую никто не платит
Правительство России поручило профильным ведомствам разработать предложения по снижению таможенных пошлин на ввоз самолетов и вертолетов иностранного производства. В России эта пошлина имеет не столько фискальную, сколько политическую природу. Изменение ее ставки будет ударом по позициям патриотов российского авиапрома и большой удачей «Аэрофлота»... >>
  • //  06.08.2001
Совет директоров РАО «ЕЭС России» в пятницу решил включить в повестку дня внеочередных собраний акционеров некоторых дочерних обществ вопросы о создании трех управляющих компаний... >>
  • //  06.08.2001
РАО «ЕЭС России» сдалось сторонним страховщикам
Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) закрыло в пятницу дело РАО «ЕЭС России» и его дочерней страховой компании «Лидер». Расследование возбуждалось по признакам нарушения федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Решение принято «в связи с добровольным устранением нарушений». Под нарушениями подразумевался приказ РАО своим «дочкам» страховать риски исключительно в «Лидере», что вызвало недовольство ряда страховых компаний. РАО отменило пресловутый приказ, и теперь региональные энергетики снова будут сами выбирать себе страховщиков... >>
  • //  06.08.2001
Конкурсный управляющий Инкомбанком ответит за растрату 100 миллионов долларов
На последнем собрании комитета кредиторов Инкомбанка в конце минувшей недели случился скандал. Возможно, что нынешнему конкурсному управляющему «Инкомом» Владимиру Алексееву осталось работать не больше трех недель. Кредиторы банка решили через суд добиться его отстранения от должности, а в качестве обеспечительной меры возложить обязанности г-на Алексеева на Александра Есина, его коллегу по конкурсному цеху. Столь радикальное решение вызвано тем, что г-н Алексеев отказался подчиниться требованиям кредиторов... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика