N°1
10 января 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  10.01.2001
Ах, водевиль, водевиль!
В Большом театре спели и сплясали оперу Верди «Набукко»

версия для печати
«Набукко» -- опера, с которой началась слава Джузеппе Верди. Молодой и сомневающийся в своем таланте, только-только переживший смерть жены и провал предыдущей оперы композитор взялся за этот библейский сюжет нехотя, обойдя зарок никогда больше ничего не писать. И вот, в итоге мы имеем дивной красоты музыкальную фреску о полусказочном-полуисторическом персонаже Навуходоносоре (Набукко -- это что-то вроде уменьшительно-ласкательного от сложно выговариваемого имени) и, кроме того, еще десятка два отличных вердиевских опер.

С постановки «Набукко» в Большом -- первой, кстати говоря, в истории этого театра -- по идее должна была начаться и новая слава оперного оплота нашей страны. Руководство заменено, цели поставлены, курс на европейскую цивилизованность взят. Дело за малым -- предъявить хороший спектакль.

Что ж, действительно, определенные сдвиги во время предрождественского посещения новенькой премьеры обнаружились. Перемены, начавшись, как водится, с решительного дружелюбия пресс-службы, докатились даже до самой сцены. В оркестровую яму, правда, еще не заглядывали. Более индифферентный и разлаженный оркестр, руководство которым осуществлял Марк Эрмлер, трудно было себе представить. Разные его группы исправно разъезжались как друг с другом, так и с чрезвычайно вялым хором (увы, для своей оперы Верди придумал очень много хоровых номеров), а ударные так браво и развязно погромыхивали, будто перед нами сидел какой-нибудь садово-парковый оркестр.

Зато впервые за долгое время можно было подыскать теплые слова практически для каждого из исполнителей главных партий. Баритон Владимир Редькин в роли грозного вавилонского царя Набукко, поначалу не слишком выразительный, в финале держался молодцом. Не гибкое, но мощное сопрано приглашенной Людмилы Магомедовой хорошо подходило к страстной роли старшей, незаконной царской дочери с куртуазным именем Абигайль. Порадовала и младшая, законная дочь Фенена, которую ровно исполнила меццо Ирина Долженко. Из представителей плененного Навуходоносором иудейского народа лучше других оказался первосвященник Захария, которого, ошибившись в самой верхней и самой низкой нотах, спел бас Аскар Абдразаков. Ансамбль получился хоть не идеальный, но далекий от привычной серости.

То же самое можно было бы сказать про претендующее на модерновость постановочное и оформительское решение. Сцену населяли не в меру часто крутящиеся абстрактные конструкции, украшенные по одну сторону иудейскими письменами, по другую -- вавилонской клинописью. На заднике -- Вавилонская башня. Белохламидные евреи сталкиваются с черными фашистами-ассирийцами. Так сейчас принято ставить «Набукко» во всем мире. Можно было бы со всем этим согласиться и даже смириться с беспрестанно царящей на сцене бессмысленной суетой, если бы местами постановка попросту не была такой несуразно-смешной.

Задавались ли режиссер Михаил Кисляров (тот самый, что дебютировал этим летом в Большом «Русалкой») и постоянные художники Большого Сергей и Татьяна Бархины такой целью -- посмешить публику -- было неясно. Но иначе как с удивленной улыбкой воспринимать гангстерские наряды Абигайль и тем более спортивные праздники ассирийской шляхты сложно. Затянутые в черную кожу гимнасты, с черепом в руках вместо мячика и с бутафорским клинком вместо обруча -- это так же плохо подходит к опере Верди, как имя Абигайль -- к библейским древностям ее сюжета.

Как и недавняя «Русалка», нынешняя постановка выдает балетмейстерское происхождение Кислярова. Начиная с вовсе не предназначенной к тому увертюры, в его опере танцуют все, кто только может. Будто дух уволенного Владимира Васильева до сих пор витает в театре -- что, впрочем, так и есть, поскольку постановка «Набукко» планировалась еще прежним руководством. Пытаясь украсить музыку Верди дробным топотом ног, Кисляров сослужил композитору самую что ни на есть дурную службу. На поверхность всплывают лишь общеизвестные вердиевские «ум-ца-ца», сводя величественную фресковость к ритмичной банальности водевиля.
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  10.01.2001
"Железный занавес" спас наши музеи от разорения
Рецензию на эту книгу, выпущенную совместными усилиями двух московских издательств - "Трилистник" и "Русский авангард" - лучше всего начать с цитаты из нее. Например, с такой: "Предложить тов. Бубнову немедленно выделить В/О "Антиквариат" из Гос. Эрмитажа картину художника Никола Пуссена "Триумф Амфитриды" для реализации ее на экспорт" (из протокола заседания Политбюро ЦК ВКП(б) 23 июля 1932 года). >>
  • //  10.01.2001
В Большом театре спели и сплясали оперу Верди «Набукко»
«Набукко» - опера, с которой началась слава Джузеппе Верди. С постановки «Набукко» в Большом - первой, кстати говоря, в истории этого театра - по идее должна была начаться и новая слава оперного оплота нашей страны. Руководство заменено, цели поставлены, курс на европейскую цивилизованность взят. Дело за малым - предъявить хороший спектакль. >>
  • //  10.01.2001
Злополучную "Дочь фараона" покажут миру на фоне пирамид
Гастроли балета Большого театра со спектаклем "Дочь фараона" у подножия пирамид в Гизе пройдут с 10 по 14 апреля. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили вчера сотрудники посольства Египта в РФ. >>
  • //  10.01.2001
Крупнейший британский фестиваль поп- и рок-музыки не состоится по соображениям безопасности
Фестиваль в Гластонбери в этом году не состоится. Об этом 4 января написал британский еженедельник New Musical Express, который каждый год подробно освещает ход фестиваля. Вскоре информацию подтвердил лично организатор фестиваля Майкл Ивис, которому британские власти предъявляют претензии в судебном порядке: его обвиняют в нарушении мер безопасности при проведении прошлогоднего фестиваля. >>
  • //  10.01.2001
Сегодня в кинотеатре «Прага» премьера комедии «Знакомство с родителями»
Комедия «Знакомство с родителями» обречена на роль фаворита и у зрителей, и у критиков. По крайней мере в Америке - свыше 160 млн долларов прокатных сборов и ворох положительных рецензий. И лишь одно разочарование: от Джея Роуча, режиссера расчудесного киносериала об агенте Остине Пауэрсе, можно было ожидать чуть более сумасшедшей, жесткой и ни в какие ворота не лезущей комедии. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика