N°180 04 декабря 2000 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Оркестр без головы РНО отпраздновал свое десятилетие
Десять лет -- срок очень небольшой для оркестра, но весьма значительный для предприятия, основанного в постсоветское время. В баснословном 90-м году проворачивались самые фантастические дела. Одним из таких был первый негосударственный, даже, прямо скажем, частный симфонический оркестр, который его создатель, тридцатитрехлетний пианист с мировым именем Михаил Плетнев без лишней скромности назвал Российским Национальным. Он сразу стал лучшим. Специфическая экономическая ситуация в стране, при которой зарплата в несколько долларов казалась неимоверным состоянием, позволила переманить из всех остальных московских коллективов отборных музыкантов. Из одного светлановского Госоркестра ушли человек пятнадцать. Тем временем и дирижерское мастерство Плетнева, поначалу вызывавшее большое сомнение, росло на глазах. И «Дойче Граммофон» не преминула заключить эксклюзивный контракт с музыкальным символом свободной России.
Все в новом оркестре было необычным. Начиная от мощной системы менеджмента и директоров без музыкального образования (в последние годы в РНО директорствует профессиональный дипломат Сергей Марков) и кончая новой, нефилармонической публикой, стабильно аплодирующей между частями. Но главной новостью был все же плетневский стиль дирижирования -- сдержанный, сухой, рациональный, который распространялся даже на святая святых, русскую музыку. За несколько лет Плетнев приучил нас к своей фирменной механизированной эмоции и русской классике без соплей. К пятилетию оркестр записал одну из лучших своих работ -- все симфонии Чайковского. Но золотая эпоха кончилась. Во-первых, доллары стали нужны в гораздо большем количестве, и оказалось, что без государственной подмоги очень сложно. Во вторых, отмахав восемь лет, Плетнев решил заняться сочинительством, для него придумали должность Почетного дирижера РНО, а на вакансию художественного руководителя оркестр нанял Владимира Спивакова. «Ничего, пианиста научили дирижировать и скрипача научим», -- оптимистично шутили по этому поводу оркестранты. Но второй раз фокус не очень удался. Оркестр потихоньку стал переставать быть тем, чем был, -- эталоном вкуса и эталоном качественного звучания, но каких-либо очевидных выгод от этого мезальянса не приобрел. Свое десятилетие РНО отпраздновал почти без помпы, никакими государственными щедротами не обласканный. В поздравительной речи министра культуры Михаила Швыдкого фигурировал подержанный "Стейнвей" -- подарок российского президента. Самой официозной частью торжества, происходившего в Большом зале Консерватории, была Девятая симфония Бетховена, исполненная искренне, хоть и не всегда точно. За пультом стоял Плетнев. Спиваков сидел в зале. Основатель и продолжатель объединились лишь на следующей день -- на пресс-конференции, заставившей вспомнить загадочный финал речи Швыдкого. Министр культуры не настаивал на объятиях миллионов, к которому призывает Бетховен в своей симфонии, но зато выказал заботу о том, чтобы договорились скрипач с пианистом. Впервые представ перед московскими журналистами бок о бок, Плетнев со Спиваковым если и обнялись, то только по настоянию фоторепортеров. Оба никак не производили впечатление людей, довольных друг другом. Из их дипломатичных объяснений выстраивалась следующая предъюбилейная картина. Звонит оркестр своему художественному руководителю и главному дирижеру Спивакову и говорит: «У нас тут скоро юбилей, программа уже вся готова, а вы не сыграете ли на скрипочке?» Тот, понятно, обижается, отказывается и ссылается на занятость. То, что никаким художественным руководителем он, в сущности, не является и никакую репертуарную политику оркестра не осуществляет, Спиваков объявил на пресс-конференции достаточно жестко. И то, что эта должность денег ему не приносит, а приносит только сплошные неприятности от прессы, тоже подчеркнул. И то, что он по всему миру нарасхват, а график его выступлений забит до 2004 года, напомнил. Плетнев в свою очередь сообщил, что отвечает только за те концерты, которые он сам делает с РНО. Кто же отвечает за остальные, мы можем только догадываться. В лучшем случае профессиональный дипломат Марков, в худшем -- никто.
Сегодня для создания отечественных сериалов нужен не горячий энтузиазм, а холодный расчет Пять лет назад начались «Менты». Скромный малобюджетный проект (изначально полагалось всего 14600 долларов на серию)доказал, что отечественные телесериалы могут быть популярнее зарубежных. Сейчас производство российских телесериалов поставлено на поток. Колыбелью телевизионной революции стал Санкт-Петербург. Репортаж из Питера корреспондента газеты «Время новостей» Алексея МЕДВЕДЕВА. >>
Вручены премии Европейской киноакадемии за 2000 год «Субботний вечер - и вот опять я собираюсь пойти потанцевать»... В правоте слов Майка Науменко убедились все гости театра Шайо в Париже, в минувшую субботу собравшиеся на церемонию вручения наград Европейской киноакадемии. Звание лучшей европейской картины 2000 года отошло к ленте Ларса фон Трира «Танцующая в темноте». >>
РНО отпраздновал свое десятилетие Десять лет - срок очень небольшой для оркестра, но весьма значительный для предприятия, основанного в постсоветское время. В баснословном 90-м году проворачивались самые фантастические дела. Одним из таких был первый негосударственный, даже, прямо скажем, частный симфонический оркестр, который его создатель Михаил Плетнев без лишней скромности назвал Российским Национальным. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|