N°180
04 декабря 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  04.12.2000
Оркестр без головы
РНО отпраздновал свое десятилетие

версия для печати
Десять лет -- срок очень небольшой для оркестра, но весьма значительный для предприятия, основанного в постсоветское время. В баснословном 90-м году проворачивались самые фантастические дела. Одним из таких был первый негосударственный, даже, прямо скажем, частный симфонический оркестр, который его создатель, тридцатитрехлетний пианист с мировым именем Михаил Плетнев без лишней скромности назвал Российским Национальным. Он сразу стал лучшим. Специфическая экономическая ситуация в стране, при которой зарплата в несколько долларов казалась неимоверным состоянием, позволила переманить из всех остальных московских коллективов отборных музыкантов. Из одного светлановского Госоркестра ушли человек пятнадцать. Тем временем и дирижерское мастерство Плетнева, поначалу вызывавшее большое сомнение, росло на глазах. И «Дойче Граммофон» не преминула заключить эксклюзивный контракт с музыкальным символом свободной России.

Все в новом оркестре было необычным. Начиная от мощной системы менеджмента и директоров без музыкального образования (в последние годы в РНО директорствует профессиональный дипломат Сергей Марков) и кончая новой, нефилармонической публикой, стабильно аплодирующей между частями. Но главной новостью был все же плетневский стиль дирижирования -- сдержанный, сухой, рациональный, который распространялся даже на святая святых, русскую музыку. За несколько лет Плетнев приучил нас к своей фирменной механизированной эмоции и русской классике без соплей. К пятилетию оркестр записал одну из лучших своих работ -- все симфонии Чайковского.

Но золотая эпоха кончилась. Во-первых, доллары стали нужны в гораздо большем количестве, и оказалось, что без государственной подмоги очень сложно. Во вторых, отмахав восемь лет, Плетнев решил заняться сочинительством, для него придумали должность Почетного дирижера РНО, а на вакансию художественного руководителя оркестр нанял Владимира Спивакова. «Ничего, пианиста научили дирижировать и скрипача научим», -- оптимистично шутили по этому поводу оркестранты. Но второй раз фокус не очень удался. Оркестр потихоньку стал переставать быть тем, чем был, -- эталоном вкуса и эталоном качественного звучания, но каких-либо очевидных выгод от этого мезальянса не приобрел.

Свое десятилетие РНО отпраздновал почти без помпы, никакими государственными щедротами не обласканный. В поздравительной речи министра культуры Михаила Швыдкого фигурировал подержанный "Стейнвей" -- подарок российского президента. Самой официозной частью торжества, происходившего в Большом зале Консерватории, была Девятая симфония Бетховена, исполненная искренне, хоть и не всегда точно. За пультом стоял Плетнев. Спиваков сидел в зале.

Основатель и продолжатель объединились лишь на следующей день -- на пресс-конференции, заставившей вспомнить загадочный финал речи Швыдкого. Министр культуры не настаивал на объятиях миллионов, к которому призывает Бетховен в своей симфонии, но зато выказал заботу о том, чтобы договорились скрипач с пианистом. Впервые представ перед московскими журналистами бок о бок, Плетнев со Спиваковым если и обнялись, то только по настоянию фоторепортеров. Оба никак не производили впечатление людей, довольных друг другом. Из их дипломатичных объяснений выстраивалась следующая предъюбилейная картина. Звонит оркестр своему художественному руководителю и главному дирижеру Спивакову и говорит: «У нас тут скоро юбилей, программа уже вся готова, а вы не сыграете ли на скрипочке?» Тот, понятно, обижается, отказывается и ссылается на занятость.

То, что никаким художественным руководителем он, в сущности, не является и никакую репертуарную политику оркестра не осуществляет, Спиваков объявил на пресс-конференции достаточно жестко. И то, что эта должность денег ему не приносит, а приносит только сплошные неприятности от прессы, тоже подчеркнул. И то, что он по всему миру нарасхват, а график его выступлений забит до 2004 года, напомнил. Плетнев в свою очередь сообщил, что отвечает только за те концерты, которые он сам делает с РНО. Кто же отвечает за остальные, мы можем только догадываться. В лучшем случае профессиональный дипломат Марков, в худшем -- никто.
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  04.12.2000
Сегодня для создания отечественных сериалов нужен не горячий энтузиазм, а холодный расчет
Пять лет назад начались «Менты». Скромный малобюджетный проект (изначально полагалось всего 14600 долларов на серию)доказал, что отечественные телесериалы могут быть популярнее зарубежных. Сейчас производство российских телесериалов поставлено на поток. Колыбелью телевизионной революции стал Санкт-Петербург. Репортаж из Питера корреспондента газеты «Время новостей» Алексея МЕДВЕДЕВА. >>
  • //  04.12.2000
Вручены премии Европейской киноакадемии за 2000 год
«Субботний вечер - и вот опять я собираюсь пойти потанцевать»... В правоте слов Майка Науменко убедились все гости театра Шайо в Париже, в минувшую субботу собравшиеся на церемонию вручения наград Европейской киноакадемии. Звание лучшей европейской картины 2000 года отошло к ленте Ларса фон Трира «Танцующая в темноте». >>
  • //  04.12.2000
РНО отпраздновал свое десятилетие
Десять лет - срок очень небольшой для оркестра, но весьма значительный для предприятия, основанного в постсоветское время. В баснословном 90-м году проворачивались самые фантастические дела. Одним из таких был первый негосударственный, даже, прямо скажем, частный симфонический оркестр, который его создатель Михаил Плетнев без лишней скромности назвал Российским Национальным. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика