N°160
02 ноября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  • //  02.11.2000
Прибалтийский опыт для России
Эстония уже реформировала свои железные дороги

версия для печати
Неделя с небольшим осталась до решающей кабинетной битвы за железные дороги -- 9 ноября на заседании правительства будут обсуждаться реформы МПС. Вряд ли после этого заседания судьба железных дорог станет окончательно ясной. Но одно министры меж собой решат наверняка: кто из них больший государственник. Потому что новую формулировку хода реформ МПС -- «под строжайшим и детальным контролем государства» -- несколько дней назад предложил президент Владимир Путин (цитировал его после беседы министр экономразвития Герман Греф). Молчание президента до этого момента внесло хаос и сумятицу в министерские умы: два раза тема появлялась и исчезала из повестки заседаний правительства, потом премьер Касьянов провел с министрами несколько совещаний, а сами министры тем временем вели ожесточенную полемику.

Пока с исполнителем «строжайшего контроля государства» нет определенности. Глава МПС Николай Аксененко -- вполне государственник. Да и вся концепция реформы, вышедшая из недр железнодорожного министерства, пропитана духом государственничества (взять хотя бы требование закрепить за государством 100% акций планируемого к созданию АО «РЖД»). Чем не государственник Илья Южанов, не устающий повторять о необходимости госконтроля за тарифами? И уж конечно не против интересов государства выступает Герман Греф, который говорит, во-первых, о необходимости аудита сегодняшнего состояния МПС, а во-вторых, настаивает на детальном прогнозировании последствий реформы железных дорог для экономики страны.

Заграница нам...

В полемике о реформе МПС члены кабинета то и дело обращаются к международному опыту. И каждая из ссылок вполне убедительна: реструктуризацию железных дорог провело множество стран, и в их опыте можно найти доказательство любой из идей. Пока, правда, не разу в России не говорили об аналогичном опыте Эстонии. Он меж тем крайне симптоматичен, ибо эстонские железные дороги (EVR), как ни крути -- часть советских. С тем же стартовым качеством, технологическим обеспечением, вагонным парком и почти тем же персоналом, что и в России. И цель очень напоминает провозглашаемую в России: занять достойную нишу на транзитной оси Восток--Запад.

Впервые заговорив о необходимости реструктуризации железных дорог в 1992 году, к 1997 году эстонские власти выделили из состава министерства транспорта акционерное общество EVR, а сегодня уже почти завершили приватизацию: к середине ноября должны быть объявлены итоги конкурса на продажу 66% акций компании. Это, как и ряд других особенностей реформы EVR, -- уникальный опыт для стран бывшего СССР и Восточной Европы. И присмотреться к этому опыту гендиректор АО EVR Парбо Юхневич призвал на днях собравшихся в Таллине участников Совета по железнодорожному транспорту государств -- участников СНГ, Балтии и Болгарии.

Горячие эстонские поезда

Применимость этого опыта в России -- вопрос дискуссий. И потому, что размеры стран несопоставимы. Да и логика властей в Эстонии предусматривает минимальные функции государства только как регулятора и сборщика налогов. Однако базовые этапы реформы EVR практически совпадают с тем, о чем сегодня говорят в российском МПС. Только в России разговор об этом идет в сослагательном наклонении, а в Эстонии -- уже в прошедшем времени.

Например, разделение грузовых и пассажирских перевозок. Перекрестное субсидирование (это когда прибыль от грузоперевозок идет на погашение убытков от пассажирских) -- главная головная боль любой железной дороги. И избавиться от него -- одна из основных задач российской реформы. «Мы выделили к 1997 году пассажирские перевозки в три компании, -- рассказывает один из менеджеров EVR Андрус Куусманн. -- И сейчас международные перевозки не дотируются вовсе, а внутренние пассажирские перевозки и электропоезда дотируются из госбюджета. Но государство точно знает, сколько ему надо дотировать каждого пассажира».

Это «сколько» обходится эстонской казне в 10 млн долларов в год, говорит Андрис Зоргевис, гендиректор ГАО «Латвийская железная дорога». По сегодняшнему курсу -- порядка 180 млн крон. То есть чуть меньше, чем чистая прибыль EVR от грузовых перевозок в этом году (см. таблицу). Правда, как надеется г-н Куусманн, через три года дорога должна выйти на чистую прибыль в 400 млн крон.

Значительного снижения затрат и повышения качества, говорят в EVR, удалось добиться и за счет отделение монопольных и конкурентных секторов (это тоже один из основных принципов российской реформы). Сегодня EVR не занимается текущим содержанием, ремонтом путей, а также внутренней организацией железнодорожной охраны. Эти услуги закупаются у частных компаний.

В EVR уже пять лет нет предприятий социальной сферы, почти вдвое сокращено число работников, а зарплата оставшихся по итогам 1999 года на 750 крон выше средней зарплаты по стране.

А глаза такие добрые-добрые...

Железнодорожники постсоветского пространства отнюдь не проявляют щенячьего восторга по поводу эстонского опыта. Вот как в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» прокомментировал его председатель железнодорожного совета Анатолий Сиденко: «На железнодорожном транспорте нельзя снять картинку с одного государства и применить в другом. Тем более что оценить реформы можно не сразу: в некоторых европейских странах после реструктуризации железные дороги оказались на грани банкротства. Но независимо от эстонских реформ грузоперевозки здесь растут -- я уверен, за счет процесса интеграции в рамках совета, который позволит после принятых в Таллине решений унифицировать расчеты за пользование вагонами и контейнерами, ввести автоматизированный учет на границах». Андрис Зоргевис из Латвии предупредил о том, что, будучи допущенными к инфраструктуре, частные операторы могут просто не справиться с обязанностями.

На что гендиректор EVR Парбо Юхневич осторожно заметил корреспонденту газеты «Время новостей»: «Не забывайте, что мои коллеги -- это мои конкуренты».

Но 25 млн тонн транзитных грузов через эстонскую железную дорогу (при наличии одного порта) по сравнению с десятком с небольшим миллионов тонн через три латвийских порта -- это, пожалуй, наименее эмоциональное свидетельство того, что восьмилетняя реструктуризация эстонских железных дорог оказалась эффективной.
Елена ЗАГОРОДНЯЯ

  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  02.11.2000
Березовского и Гусинского ждут в Генпрокуратуре
Нарисованную Владимиром Путиным в беседе с французским журналистом "дубину", которой государство "только погрозило" олигархам, чтобы защититься от политического шантажа с их стороны, охотно подхватили представители Генеральной прокуратуры. 13 ноября они намерены вызвать на допрос Бориса Березовского и Владимира Гусинского. Причем существует большая доля вероятности, что из стен этого ведомства олигархи (если они туда войдут) на свободу уже не выйдут. >>
  • //  02.11.2000
МПС резко отреагировало на заявления самарского губернатора
Министерство путей сообщений предписало Куйбышевской железной дороге (КЖД) прекратить финансирование строительства железнодорожного вокзала в Самаре. По информации газеты «Время новостей», такова реакция руководства МПС на недавнее выступление самарского губернатора Константина Титова, потребовавшего передать области долю собственности в строящемся вокзальном комплексе. >>
  • //  02.11.2000
Заключенные воспитательной колонии в деревне Морозовка под Омском открыли свой сайт в Интернете. Название сайта говорит само за себя: «Не ошибись, как я». >>
  • //  02.11.2000
Российские независимые средства массовой информации были вчера самым натуральным образом зажаты. В отдельно взятом помещении - актовом зале следственного изолятора «Матросская тишина», куда журналисты были приглашены освещать посещение тюремного госпиталя главой Всемирной организации здравоохранения Гру Харлем Брундтланд. За пределы актового зала пустили только корреспондентов РТР, ОРТ и агентства ИТАР-ТАСС. >>
  • //  02.11.2000
Свыше 500 ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС вышли вчера на несанкционированный митинг у резиденции представителя президента в Южном округе Виктора Казанцева. Они передали г-ну Казанцеву письмо на имя Владимира Путина, в котором требуют, чтобы правительство пересмотрело свои поправки к закону о социальной защите "чернобыльцев". >>
  • //  02.11.2000
Федеральные войска обстреляли главу Чечни
Глава Чечни Ахмад Кадыров, чудом спасшийся во вторник от бомбы камикадзе, вечером того же дня попал под обстрел. По дороге из аэропорта Северный в село Центорой, где живет Ахмад Кадыров, сопровождавшая его автоколонна попала под массированный обстрел из автоматов и гранатометов. Самое пикантное - то, что колонну обстреляли федеральные войска. >>
  • //  02.11.2000
Американцы недовольны российским контролем и учетом
Большая часть американской гуманитарной помощи, поставляемой из США в Россию, ушла не по адресу. Так по крайней мере полагает счетная палата конгресса США, обвинившая американское министерство сельского хозяйства в недостаточном контроле над распределением в России продовольственной помощи. >>
  • //  02.11.2000
Три ученика школы №415 Юго-Восточного округа Москвы госпитализированы вчера утром с диагнозом «отравление». >>
  • //  02.11.2000
Главный редактор подмосковной газеты «Современник» из города Жуковского г-н Савин во вторник облил себя горючей смесью и поджег. >>
  • //  02.11.2000
Запугивание гриппом выгодно фармацевтическим компаниям
Начинается очередной сезон гриппа, болезни, безусловно, серьезной, чреватой осложнениями и даже смертями. Но кроме физических, нам предстоят еще и эмоциональные встряски. Волна гриппа вызывает другую - более мощную - волну слухов, домыслов и порой даже истерики. Приготовьтесь: скоро нас начнут пугать. Уже пугают. >>
  • //  02.11.2000
Эстония уже реформировала свои железные дороги
Неделя с небольшим осталась до решающей кабинетной битвы за железные дороги - 9 ноября на заседании правительства будут обсуждаться реформы МПС. Вряд ли после этого заседания судьба железных дорог станет окончательно ясной. Но одно министры меж собой решат наверняка: кто из них больший государственник. Потому что новую формулировку хода реформ МПС - «под строжайшим и детальным контролем государства» - несколько дней назад предложил президент Владимир Путин. >>
  • //  02.11.2000
Центризбирком уличил вчера в правонарушении своих коллег из Ненецкого окружного избиркома, который неправильно назначил дату губернаторских выборов в Ненецком автономном округе. При этом был нарушен федеральный закон о гарантиях избирательных прав граждан. >>
  • //  02.11.2000
СПС и «Яблоко» заявили о намерении поддержать единого кандидата на пост главы администрации Рязанской области. Это Михаил Малахов, руководитель рязанского отделения СПС. >>
  • //  02.11.2000
Очередное убийство произошло в понедельник в Санкт-Петербурге. Около шести часов вечера в подъезде дома №1 на Площади Чернышевского был застрелен 67-летний Алексей Пономаренко. >>
  • //  02.11.2000
Сотрудникам столичного РУБОП удалось обезвредить вымогателя, убившего свою жертву. >>
  • //  02.11.2000
Правительство на ходу обновляет Налоговый кодекс
Всего 29 глав Налогового кодекса, быть может, отделяют Россию от дороги, ведущей к процветанию и благополучию. Как заявил вчера первый замминистра финансов Сергей Шаталов, «осела пыль летних налоговых потрясений», и можно давать первые оценки. Правительство летними законотворческими работами почти довольно: приняты четыре главы второй части кодекса - НДС, акцизы, единый социальный и подоходный налоги. >>
  • //  02.11.2000
Крупную партию оружия, предназначавшуюся чеченским боевикам, перехватили сотрудники УФСБ по Республике Дагестан. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика