N°147
16 октября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  16.10.2000
Металлургический профицит
У машиностроительных гигантов появились новые инвесторы

версия для печати
Слухи о том, что «Северсталь» скупает акции УАЗа, ходили давно. Однако ни металлурги, ни автомобилестроители не спешили их опровергать, хотя прямо и не признавались в факте купли-продажи. И только в минувшую пятницу пресс-служба «Северстали» распространила сообщение о том, что компания стала крупнейшим акционером завода.

Незадолго до этого «Северсталь» приобрела более 40% акций холдинга «Коломенский завод» -- монопольного производителя российских тепловозов. В начале августа «Сибирский алюминий» объявил о покупке контрольного пакета акций завода «Павловский автобус». Еще раньше -- весной прошлого года -- «Сибал» приобрел самарский завод «Авиакор». А последнее время на фондовых рынках циркулируют упорные слухи о скупке «Сибалом» акций Горьковского автозавода (стоимость акций ГАЗа за короткий период выросла в несколько раз).

Инвестиции металлургов в поддержку автогигантов и авиастроителей не ограничиваются скупкой активов предприятий. По итогам восьми месяцев «Северсталь» увеличила поставки проката на АвтоВАЗ как минимум на 10%, обеспечив тем самым более 50% потребности завода. Нарастил поставки АвтоВАЗу и НЛМК -- на 50% за шесть месяцев. «Северсталь» удвоила -- до 106 тыс. т -- за год объем продаж металла УАЗу. Таким образом, диверсификация металлургического бизнеса в последние полгода стала повальным увлечением.

Августовский кризис 98-го стал катализатором резкого роста экспорта "металлопродукции низкого передела" -- попросту говоря, алюминиевых чушек и стального листа. Эта тенденция продолжается до сих пор. Однако данные международных исследовательских центров говорят о том, что экспортный рай для российских металлургов скоро закончится. По информации аналитической группы MEPS (Великобритания), в период до 2003 года предполагается постепенное увеличение мирового производства стали. Причем почти половина прироста придется на азиатские страны, а 10% -- на Северную Америку. Между тем эксперты International Iron & Steel Institute уже сейчас говорят о перепроизводстве стали -- при росте мирового ВВП на 3--4% в год ожидаемое увеличение ее потребления в ближайшие годы составит всего 1--1,5%. Косвенно подтверждают растущие проблемы российских металлургов на внешних рынках и антидемпинговые разбирательства с Украиной и США.

В этой ситуации (и, кстати, в соответствии с общемировыми тенденциями) металлургические холдинги России стремятся создать для себя плацдарм для углубленной диверсификации. И прибирают к рукам основных потребителей своей продукции. Причем подход у металлургов весьма специфический: станем сначала собственниками (или совладельцами) машиностроительного предприятия, а потом подумаем, как это предприятие поднимать.

И хотя аналитики сходятся во мнении, что кризис отечественного автопрома и самолетостроения -- это всерьез и надолго, металлургические холдинги иногда с большей охотой тратятся на покупку акций машзаводов, чем на переоборудование собственных производств.

«Северсталь» не устает говорить о расширении работы с внутренними потребителями -- в основном предприятиями автопрома. Это и понятно: без отечественных автомобилей (плохих или хороших) представить Россию сложно. Но возродить тот же УАЗ немыслимо без ощутимых финансовых инъекций. Пока менеджмент «Северстали» только «разрабатывает проект инвестиций» в перевооружение ульяновского автогиганта.

Не лучшим образом обстоят дела и на самарском «Авиакоре». В свое время «Сибирский алюминий» и «Авиакор» подписали документы об инвестициях в размере 40 млн долл. в течение двух лет. Предполагалось запустить в серийное производство три модели авиалайнеров -- Ан-70, Ан-140 и Ту-334. До истечения оговоренного срока осталось менее полугода, но завод по-прежнему зарабатывает «на зарплату» ремонтом старых Ту-154. А директор департамента корпоративных отношений «Сибала» просит заинтересованных в реанимации «Авиакора» партнеров кооперироваться -- одному холдингу это оказалось не под силу. Или просто не нужно.

Перспективы альянса металлургических холдингов с внутренними потребителями весьма туманны. Мировые автомобильные империи, например, всегда жестко отстаивали свою независимость, стараясь диктовать цены поставщикам. К тому же возможности расширения внутреннего рынка металла, по оценкам экспертов, невелики -- несмотря на то, что российский автопром забирает до 35% объема продукции черной металлургии. Для того чтобы компенсировать незначительный дефицит металла на внутреннем рынке и удовлетворить платежеспособный спрос, по разным оценкам, необходимо всего несколько десятков тысяч тонн.

Вместе с тем один из основных показателей развития экономики -- потребление металла на душу населения -- в России примерно в пять раз ниже, чем в экономически развитых странах. Оптимисты скажут, что рано или поздно он должен начать расти. Может быть, металлургами движет именно этот долгосрочный оптимизм.
Александр КРИВЦОВ

  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  16.10.2000
У машиностроительных гигантов появились новые инвесторы
Слухи о том, что «Северсталь» скупает акции УАЗа, ходили давно. Однако ни металлурги, ни автомобилестроители не спешили их опровергать, хотя прямо и не признавались в факте купли-продажи. И только в минувшую пятницу пресс-служба «Северстали» распространила сообщение о том, что компания стала крупнейшим акционером завода. >>
  • //  16.10.2000
В рейтинге состоявшегося тендера на право долгосрочного управления АО «Азербайджанский алюминий» мингосимущества Азербайджана отвело компании «Русский алюминий» четвертую строку из четырех возможных. Победителем тендера признана малоизвестная голландская компания Fondel Metal Participations B.V., предложившая за дышащий на ладан алюминиевый комплекс бывшей советской республики фантастическую сумму - 1 млрд долларов. >>
  • //  16.10.2000
Мэрия Ростова-на-Дону прекратила выдачу документов на строительство новых автозаправочных станций. В горадминистрации полагают, что в Ростове в последнее время построено слишком много АЗС. >>
  • //  16.10.2000
Ее капитал может прирасти за счет доли Шалвы Чигиринского в бензозаправках British Petroleum
Московская нефтяная компания (МНК) постепенно приобретает очертания полноценной вертикально интегрированной нефтяной компании. У нее даже появился свой офис, в котором теперь может разместиться вновь избранное правление. В минувшую пятницу наблюдательный совет компании под руководством столичного градоначальника Юрия Лужкова утвердил состав правления МНК и поставил точку в вопросе формирования уставного капитала компании. >>
  • //  16.10.2000
Кремль и ЦБ будут искать компромисс по вопросу о статусе главного банка страны
В пятницу президент Владимир Путин встретился с председателем Банка России Виктором Геращенко. Рассказывая об итогах встречи с президентом, Виктор Геращенко много говорил о ценах на нефть и падении мировых фондовых индексов, но было очевидно: больше всего его интересовала позиция главы государства относительно статуса ЦБ. Обмен мнениями между президентом и Виктором Геращенко должен серьезно отразиться на судьбе нашумевших поправок к закону о ЦБ. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика