N°144 11 октября 2000 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Своим путем Пушкинский музей показал то, что русский странник брал с собой в дорогу
Исторический анекдот: когда в начале XVIII века русские люди попадали в дом иностранца (в Немецкой слободе или за границей), они -- по привычке -- немедленно крестились на первую попавшуюся на глаза картину, принимая ее за икону. А уже потом начинали эту картину разглядывать, в ужасе обнаруживая, что никакая это не икона вовсе, а пейзаж, натюрморт или, прости Господи, голая баба Венера. Сказка, как полагается, ложь, но визуальную природу русского характера, потребность в иконе, в образе, в любом изображении передает точно. А потребность была столь велика, что, отправляясь в путешествие (в том числе в последний путь), русский человек брал с собой небольшую украшенную эмалью медную икону, крест, складень или даже портативный иконостас. Назывались такие иконы «путными» (от слова «путь», конечно).
Подобные иконы количеством в 200 штук показаны на открывшейся в ГМИИ имени Пушкина выставке «Россия в пути. Путная икона XII--XIX веков». Любопытны не только сами иконы, но и способ их презентации. Они нанизаны на тонкие подставки и напоминают вплотную друг к другу расставленные пики. Немного смешно, но смотреть удобно: иконы оказываются как раз на уровне глаз зрителя. То, что выставка проходит именно в ГМИИ, не случайно. Этот музей, пусть и состоящий в основном из коллекций западной живописи и скульптуры, в последнее время пристрастился к подобным культурологическим экспозициям, посвященным именно русским темам. На выставке «Мы в обложке» история страны в XX столетии была показана через обложки журналов -- от модерна до постмодернизма. Зрелище вполне впечатляющее. Теперь вот «Россия в пути». В экспликациях на выставке этому пути даны культурологические (искусствоведческие, семиотические, но, по счастью, не историософские) комментарии. Путь -- это и мифологема человеческой жизни, и путь исторического развития, и особо важная для бескрайней и необозримой России тема. То есть выставка получилась о национальной идентичности. Путная икона перестала быть непременным атрибутом русского путника лишь в XX веке. Во-первых, потому что все научились читать, и Россия из визуальной превратилась в самую читающую страну. Во-вторых, естественно, иконы в советское время были вообще не очень уместны, советский путник брал в дорогу путевку и курицу в фольге. Наконец, в-третьих, и до России дошли достижения мировой цивилизации: сегодня русский человек путешествует с книгой карманного формата, с мобильным телефоном и портативным компьютером. И больше никакой национальной идентичности. |
В "Современнике" отметили юбилей Олега Табакова Юбилейные торжества редко хочется описывать и уж тем более рецензировать. Но юбилей Олега Табакова - случай особый, ибо, отказавшись от традиционного капустника и неизбежного, как снег зимой, чтения поздравительных адресов, юбиляр и его бывшие партнеры по "Современнику" тряхнули стариной и сыграли легендарную "Обыкновенную историю". >>
Сам балетмейстер о своих планах предпочитает не распространяться Вчера Юрий Григорович провел пресс-конференцию, посвященную IX Международному конкурсу артистов балета. Впервые состоявшийся в 1969 году, этот конкурс всегда проходил на сцене Большого театра, но последние два раза из-за конфликта с Григоровичем ему подыскивали другое место. В этом году он снова в Большом театре. >>
В Таллине состоялась мировая премьера новой мистерии Владимира Мартынова В Таллине состоялась мировая премьера новой мистерии Владимира Мартынова. Новый опус московского композитора для пяти хоров и инструментального ансамбля «Игра человеков и ангелов» подоспел как раз к ежегодному общегуманитарному фестивалю "Триалог", приуроченному к празднуемому в конце сентября Дню Архангелов. >>
Вышел сборник регги-музыки В клубе «Китайский летчик Джао Да» прошла презентация сборника «Roots in Russia. Русский регги-2». Альбом издан в мягком дешевом переплете на студии LKK горсткой энтузиастов. Они не мечтают разбогатеть на пластинке, потому что они реалисты. Сказали, что не будут в обиде на пиратов, если те подделают «Roots in Russia». >>
Пушкинский музей показал то, что русский странник брал с собой в дорогу На открывшейся в ГМИИ имени Пушкина выставке «Россия в пути. Путная икона XII-XIX веков» представлено около 200 «путных» икон - икон, которые русские странники брали с собой в дорогу. Любопытны не только сами иконы, но и способ их презентации. Они нанизаны на тонкие подставки и напоминают вплотную друг к другу расставленные пики. Немного смешно, но смотреть удобно: иконы оказываются как раз на уровне глаз зрителя. >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|