N°128
19 сентября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 ОЛИМПИАДА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  19.09.2000
Коринфские ночи
На выставке «Архитектура и ботаника» успешно воскрешают классику

версия для печати
Санкт-Петербург. Ботанический сад. Поздний вечер. Освещенная прожекторами лужайка. На ней художник перед мольбертом, рисующий золотую капитель. На лужайке расставлены прозрачные пластиковые стулья, на которых сидят зрители и в подзорные трубы наблюдают за работой художника. Затем зрители направляются в оранжерею, где среди пальм расставлены еще пять капителей, также освещенные прожекторами. Все вместе называется «Архитектура и ботаника. Коринфская капитель» -- выставка, устроенная Международной архитектурной студией в Санкт-Петербургской Академии художеств.

Выставка, конечно, немедленно ассоциирующаяся с фильмом Питера Гринуэя «Контракт рисовальщика», является почти идеальным экзерсисом на тему визуальности, наблюдения и даже подсматривания. Художник рисует, глядя на натуру (в данном случае -- на капитель). Зрители-вуайеристы, чувствуя определенную неловкость, подглядывают за работой художника. Кураторы (Семен Михайловский и Антон Горланов), хихикая, смотрят на зрителей. И над всем этим -- глава петербургского неоакадемизма Тимур Петрович Новиков, выступающий в роли легендарного старца Тиресия, который, несмотря на свою слепоту, обладал внутренним зрением и, соответственно, знанием.

Собственно, выставка-акция в Ботаническом саду действительно о знании -- знании архитектурной культуры и образовании молодого архитектора. Показанная зрителям «живая картина» анимирует (или реанимирует) древнюю легенду о происхождении архитектурных ордеров. Легенда рассказана античным теоретиком архитектуры Витрувием. Знаменитый художник Каллимах проходил мимо украшенной корзиной, обросшей листьями аканфа могилы юной коринфской девушки. Восхитившись красотой формы, он тут же зарисовал корзину и по ее образцу изготовил благородные капители. Витрувий назвал этот коринфский ордер «девичьим», в пандан к «мужскому» дорическому и «женскому» ионическому. Ученые спорят о смыслах этой легенды. В каталоге выставки, например, опубликованы статьи крупных американских историков архитектуры, в одной из которых коринфский ордер описывается как «девственный», поскольку похороненная в могиле девушка умерла до брака, а в другой, напротив, доказывается, что девушка была на самом деле проституткой, поскольку выражение «коринфская девушка» применялось в отношении куртизанок, а слово «коринфизировать» означало «иметь секс с проституткой». Архитекторы же, не обращая внимания на научные дебаты, на протяжении многих веков просто использовали этот ставший классическим ордер. Вплоть до сталинской архитектуры -- коринфскую капитель можно увидеть и на фасаде Театра Красной Армии (где среди листьев аканфа уместились серп и молот), и на Дворце культуры Электролампового завода (где разместился даже целый советский герб).

Выставка, устроенная Международной архитектурной студией, посвящена классике и возрождению утраченной на протяжении модернистского XX века классической традиции. Классика -- это история (отсюда Витрувий), рисование (отсюда Каллимах), природа (отсюда Ботанический сад) и наблюдение (отсюда подзорные трубы). А еще это красота и изящество, что так любят в Петербурге. Такая выставка очень пригодится и в Москве (где если архитектура -- то столбы, стекло и металл, а о капителях уже почти никто не помнит), куда она вскоре и приедет.
Софья КРЫНСКАЯ, Санкт-Петербург

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  19.09.2000
На выставке «Архитектура и ботаника» успешно воскрешают классику
Санкт-Петербург. Ботанический сад. Поздний вечер. Освещенная прожекторами лужайка. На ней художник перед мольбертом, рисующий золотую капитель. В оранжерее среди пальм расставлены еще пять капителей, также освещенные прожекторами. Все вместе называется «Архитектура и ботаника. Коринфская капитель» - выставка, устроенная Международной архитектурной студией в Санкт-Петербургской Академии художеств. >>
  • //  19.09.2000
В Анапе закончился «Киношок»
Санаторий «Россиянка», расположенный на Пионерском проспекте города Анапы, опустел. Скоро в него заедут специалисты по очкам (начнется выставка оптики) а фестивальная публика разъехалась по странам бывшего Советского Союза, увозя с собой кубанское вино, виноград и призы «Киношока». >>
  • //  19.09.2000
Закончилось российское турне Вадима Репина
Десятидневное турне, в течение которого Вадим Репин дал концерты в Нижнем Новгороде, Казани, Омске и родном Новосибирске, закончилось двумя аншлаговыми выступлениями в Малом и Большом залах Московской консерватории. Совместный проект продюсерского агентства «Жар-птица» и компании «Филип Моррис» был обречен на успех. >>
  • //  19.09.2000
Валерий Гергиев, Пласидо Доминго и Альберто Вилар заключили трехсторонний договор
Руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, руководитель Лос-Анджелесской оперы Пласидо Доминго и мультимиллионер Альберто Вилар заключили беспрецедентное по размаху соглашение о сотрудничестве. Вилар, американец кубинского происхождения, сделавший себе состояние на продвижении глобальных проектов в Интернете, пожертвовал в общий благотворительный фонд театров 20 миллионов долларов. >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама