Время новостей
     N°128, 19 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.09.2000
Коринфские ночи
На выставке «Архитектура и ботаника» успешно воскрешают классику
Санкт-Петербург. Ботанический сад. Поздний вечер. Освещенная прожекторами лужайка. На ней художник перед мольбертом, рисующий золотую капитель. На лужайке расставлены прозрачные пластиковые стулья, на которых сидят зрители и в подзорные трубы наблюдают за работой художника. Затем зрители направляются в оранжерею, где среди пальм расставлены еще пять капителей, также освещенные прожекторами. Все вместе называется «Архитектура и ботаника. Коринфская капитель» -- выставка, устроенная Международной архитектурной студией в Санкт-Петербургской Академии художеств.

Выставка, конечно, немедленно ассоциирующаяся с фильмом Питера Гринуэя «Контракт рисовальщика», является почти идеальным экзерсисом на тему визуальности, наблюдения и даже подсматривания. Художник рисует, глядя на натуру (в данном случае -- на капитель). Зрители-вуайеристы, чувствуя определенную неловкость, подглядывают за работой художника. Кураторы (Семен Михайловский и Антон Горланов), хихикая, смотрят на зрителей. И над всем этим -- глава петербургского неоакадемизма Тимур Петрович Новиков, выступающий в роли легендарного старца Тиресия, который, несмотря на свою слепоту, обладал внутренним зрением и, соответственно, знанием.

Собственно, выставка-акция в Ботаническом саду действительно о знании -- знании архитектурной культуры и образовании молодого архитектора. Показанная зрителям «живая картина» анимирует (или реанимирует) древнюю легенду о происхождении архитектурных ордеров. Легенда рассказана античным теоретиком архитектуры Витрувием. Знаменитый художник Каллимах проходил мимо украшенной корзиной, обросшей листьями аканфа могилы юной коринфской девушки. Восхитившись красотой формы, он тут же зарисовал корзину и по ее образцу изготовил благородные капители. Витрувий назвал этот коринфский ордер «девичьим», в пандан к «мужскому» дорическому и «женскому» ионическому. Ученые спорят о смыслах этой легенды. В каталоге выставки, например, опубликованы статьи крупных американских историков архитектуры, в одной из которых коринфский ордер описывается как «девственный», поскольку похороненная в могиле девушка умерла до брака, а в другой, напротив, доказывается, что девушка была на самом деле проституткой, поскольку выражение «коринфская девушка» применялось в отношении куртизанок, а слово «коринфизировать» означало «иметь секс с проституткой». Архитекторы же, не обращая внимания на научные дебаты, на протяжении многих веков просто использовали этот ставший классическим ордер. Вплоть до сталинской архитектуры -- коринфскую капитель можно увидеть и на фасаде Театра Красной Армии (где среди листьев аканфа уместились серп и молот), и на Дворце культуры Электролампового завода (где разместился даже целый советский герб).

Выставка, устроенная Международной архитектурной студией, посвящена классике и возрождению утраченной на протяжении модернистского XX века классической традиции. Классика -- это история (отсюда Витрувий), рисование (отсюда Каллимах), природа (отсюда Ботанический сад) и наблюдение (отсюда подзорные трубы). А еще это красота и изящество, что так любят в Петербурге. Такая выставка очень пригодится и в Москве (где если архитектура -- то столбы, стекло и металл, а о капителях уже почти никто не помнит), куда она вскоре и приедет.

Софья КРЫНСКАЯ, Санкт-Петербург