N°121
08 сентября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  08.09.2000
Тени незабытых предков
Галерея "Дом Нащокина" открыла сезон выставкой портретов XVIII столетия

версия для печати
Повседневное существование большинства московских галерей темно и запутанно. Непосвященному зрителю затруднительно осознать истинные причины появления той или иной экспозиции. К примеру, тайна великая есть, что заставило видную московскую галерею "Дом Нащокина", в начале своих славных дел специализировавшуюся на художниках вроде Михаила Шемякина, Эрнста Неизвестного и других до поры непризнанных шестидесятников, внезапно изменить курс и сосредоточиться на полумузейном искусстве прошедших веков. Вряд ли все дело только в "обязывающих" тисненых золотом обоях, недавно украсивших стены особняка, что принадлежал Павлу Нащокину. Любимый друг Пушкина, он был членом московского Английского клуба. Сегодня эта возрожденная организация -- в числе устроителей новой выставки.

И все же, по официальной версии (она была изложена на вернисаже куратором галереи Натальей Рюриковой), с инициативой экспозиции "Русский придворный портрет XVIII века" выступили сотрудники музея-усадьбы "Кусково". Отдаленный столичный музей, хранящий многочисленные портреты графов Шереметевых и их сановных современников, предложил показать свои сокровища, что называется, "в пределах Садового кольца". Посетителей встречает внушительный портрет Петра Шереметева "с орденом святой Анны на груди, орденом святого Александра Невского на красной ленте и с ключом камергера на поясе" -- он написан неизвестным художником во второй половине XVIII столетия. Неясное авторство большинства тесно повешенных портретов -- отличительная черта выставки. В некоторых случаях из сопровождающих экспонаты музейных пояснений можно узнать, что представлены даже не анонимные копии портретов известных персон, но копии с копий. Кстати, не обязательно живописных: нередко прообразами экспонатов были гравюры, исполненные вслед живописным изображениям именитых персон -- от Петра Великого до Павла Первого.

Словом, перед нами выставка не столько художественная, сколько историко-познавательная. Мундиры, ордена, парики. Можно узнать, как выглядели (вернее, хотели выглядеть) Екатерины Первая и Вторая, светлейший князь Потемкин-Таврический или канцлер Бестужев-Рюмин. Авторство холстов действительно неважно: канонические изображения в XVIII веке воспроизводились живописцами разной одаренности -- так много позднее издательство "Плакат" тиражировало анонимные портреты членов и кандидатов в члены политбюро. Собственно художественными, а не отстраненно-историческими свидетельствами минувших дней можно счесть лишь редкие экспонаты -- например, "Портрет царицы Натальи Кирилловны" (и тут автор неизвестен).

Вроде бы неподсудная экспозиция -- музейные фонды, давние века, громкие имена запечатленных персон и скромно представленные изделия Императорского фарфорового завода -- все же оставляет чувство легкого недоумения. Похоже, что вернисажной публике показали декорацию какого-то необъявленного спектакля; видимо, для избранных он состоится позднее.

Выставка в "Доме Нащокина" (Воротниковский переулок, 12) работает до конца октября
Сергей САФОНОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  08.09.2000
В Москве прошла торжественная премьера фильма «Русский бунт»
«Русский бунт» -- проект масштабный и многострадальный. Задуманный к двухсотлетию Пушкина, фильм к юбилею опоздал из-за сложностей с финансированием. Сейчас наконец долгожданная премьера в Москве в кинотеатре «Ударник». Вот только сомнительно, что публика отнесется к картине ответственно, вняв благородству режиссерских помыслов. Фильм длинный и, к сожалению, довольно скучный. >>
  • //  08.09.2000
В Берлине и Штутгарте идут музыкальные фестивали
В Берлине, как обычно с началом осени, открылся большой музыкально-театральный фестиваль «Берлинер фествохен». Главный сюрприз в этом году - известие о смене руководителя. На место Ульриха Экхарда, управлявшего фестивалем 28 лет, назначен генеральный секретарь Гете-института писатель Йоахим Сарториус. >>
  • //  08.09.2000
Завтра в Венеции подведут итоги
Венеция готовится к подведению итогов. Вчера были показаны последние конкурсные картины (всего их было 20), подходит к концу вереница внеконкурсных премьер. >>
  • //  08.09.2000
Галерея "Дом Нащокина" открыла сезон выставкой портретов XVIII столетия
Повседневное существование большинства московских галерей темно и запутанно. К примеру, тайна великая есть, что заставило видную московскую галерею "Дом Нащокина", в начале своих славных дел специализировавшуюся на художниках вроде Михаила Шемякина, Эрнста Неизвестного и других до поры непризнанных шестидесятников, внезапно изменить курс и сосредоточиться на полумузейном искусстве прошедших веков. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика