|
|
N°121, 08 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тени незабытых предков
Галерея "Дом Нащокина" открыла сезон выставкой портретов XVIII столетия
Повседневное существование большинства московских галерей темно и запутанно. Непосвященному зрителю затруднительно осознать истинные причины появления той или иной экспозиции. К примеру, тайна великая есть, что заставило видную московскую галерею "Дом Нащокина", в начале своих славных дел специализировавшуюся на художниках вроде Михаила Шемякина, Эрнста Неизвестного и других до поры непризнанных шестидесятников, внезапно изменить курс и сосредоточиться на полумузейном искусстве прошедших веков. Вряд ли все дело только в "обязывающих" тисненых золотом обоях, недавно украсивших стены особняка, что принадлежал Павлу Нащокину. Любимый друг Пушкина, он был членом московского Английского клуба. Сегодня эта возрожденная организация -- в числе устроителей новой выставки.
И все же, по официальной версии (она была изложена на вернисаже куратором галереи Натальей Рюриковой), с инициативой экспозиции "Русский придворный портрет XVIII века" выступили сотрудники музея-усадьбы "Кусково". Отдаленный столичный музей, хранящий многочисленные портреты графов Шереметевых и их сановных современников, предложил показать свои сокровища, что называется, "в пределах Садового кольца". Посетителей встречает внушительный портрет Петра Шереметева "с орденом святой Анны на груди, орденом святого Александра Невского на красной ленте и с ключом камергера на поясе" -- он написан неизвестным художником во второй половине XVIII столетия. Неясное авторство большинства тесно повешенных портретов -- отличительная черта выставки. В некоторых случаях из сопровождающих экспонаты музейных пояснений можно узнать, что представлены даже не анонимные копии портретов известных персон, но копии с копий. Кстати, не обязательно живописных: нередко прообразами экспонатов были гравюры, исполненные вслед живописным изображениям именитых персон -- от Петра Великого до Павла Первого.
Словом, перед нами выставка не столько художественная, сколько историко-познавательная. Мундиры, ордена, парики. Можно узнать, как выглядели (вернее, хотели выглядеть) Екатерины Первая и Вторая, светлейший князь Потемкин-Таврический или канцлер Бестужев-Рюмин. Авторство холстов действительно неважно: канонические изображения в XVIII веке воспроизводились живописцами разной одаренности -- так много позднее издательство "Плакат" тиражировало анонимные портреты членов и кандидатов в члены политбюро. Собственно художественными, а не отстраненно-историческими свидетельствами минувших дней можно счесть лишь редкие экспонаты -- например, "Портрет царицы Натальи Кирилловны" (и тут автор неизвестен).
Вроде бы неподсудная экспозиция -- музейные фонды, давние века, громкие имена запечатленных персон и скромно представленные изделия Императорского фарфорового завода -- все же оставляет чувство легкого недоумения. Похоже, что вернисажной публике показали декорацию какого-то необъявленного спектакля; видимо, для избранных он состоится позднее.
Выставка в "Доме Нащокина" (Воротниковский переулок, 12) работает до конца октября
Сергей САФОНОВ