N°110 24 августа 2000 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
В мгновенье дорисует остальное... Подробности русского модерна глазами фотографа Игоря Пальмина
22 августа в Музее архитектуры им. А.В. Щусева открылась выставка фотографий Игоря Пальмина «Русский модерн: Подробности». Она продолжает проект «24» -- серию выставок современной архитектурной фотографии, которые с июня этого года проходят в здании музея. Начало было положено экспозицией «Разное» автора идеи и куратора проекта Юрия Аввакумова. А с июля здесь же демонстрировалась «Меланхолия» -- фотографическая серия Ильи Уткина, часть одноименной инсталляции, за которую он получил специальную премию жюри VII Всемирной выставки архитектуры в Венеции.
Третий участник проекта, Игорь Пальмин, признанный классик отечественного фотоискусства. Особенно известны его тематические серии «Художники Другого искусства» (портреты русских художников-нонконформистов), «Дом Мельникова», «Памятники Чечено-Ингушетии». Русским модерном Пальмин занимается с 80-го года и именно с ним связывает свое становление как профессионального архитектурного фотографа. Однако, как рассказывает автор, сама тема русского модерна была открыта для него еще в июне 1942 года, когда он вместе с родителями эвакуировался из Сталинграда. Пароход с беженцами двигался вверх по Волге, и на носу его, облепив поручни, постоянно толпилась детвора. Когда же за бортом показался Куйбышев, над палубой раздались восторженные -- взахлеб -- крики: «Слоны, смотрите, слоны!» Действительно, недалеко от берега, перед фасадом старого особняка красовались стилизованные каменные скульптуры -- ослепительно белые в солнечном свете. В 1987-м, когда по заказу парижского издательства Regard Edition Пальмин начал работу над иллюстрациями к альбому «Русский модерн», он первым делом отправился в Самару и с помощью приятеля, местного художника, наконец разыскал «своих слонов». Что же касается работ, составляющих выставку, то перед нами действительно «подробности» -- увиденное и отображенное фотографом загадочное единство фрагментов и образуемого ими стиля. Взгляд Пальмина тяготеет к деталям, казалось бы, незначительным и произвольно выхваченным из общего контекста: будь то изъеденный трещинами завиток лепнины, зарешеченное окно или головка мертвенно-бледной, словно бы нарочито инфернальной кариатиды. Первое впечатление, которое они вызывают, -- ощущение одиночества и заброшенности. Единственным свидетелем их существования оказывается солнечный свет, его переливы и замысловатые оттенки. Он слоится, выделяя или, напротив, скрадывая фактуру, властно диктует свои условия, поглощая или подчеркивая поверхности. Именно он главная связующая нить повествования, объединяющего серию. Повествования абсолютно цельного. Поскольку в результате именно эти случайные крупицы, фрагменты, осколки исподволь создают и формируют контекст -- они аккумулируют, втягивают внимание зрителя, оставляя его наедине не столько с конкретным произведением, сколько с мотивом, тональностью, аурой архитектуры вообще. «Иногда я готов просто ходить по городу и, останавливаясь перед увиденным, в восторге щелкать языком, -- говорит Пальмин. -- Если бы не необходимость подтверждать свой статус профессионального фотографа и выполнять заказы, я, пожалуй, этим бы и ограничивался». Эта позиция, внятно и очевидно выраженная в серии, объединяет фотографии Пальмина с творчеством древних китайских или японских художников. Тех самых, для которых достаточно было нарисовать поблескивающую росинку, чтобы зритель увидели и луг, и туман, и пробивающееся сквозь туман рассветное солнце. Или же ограничиться простым наблюдением за открывшейся им гармонией. Другими словами -- позиция безусловного мастера. Выставка продлится до 24 сентября в Музее архитектуры им. А.В. Щусева, расположенном по адресу: Воздвиженка, д.5
Десять лет назад в Нью-Йорке умер Сергей Довлатов Нельзя сказать, что через десять лет после кончины Сергей Донатович Довлатов оказался забытым у себя на родине. Другое дело, что Довлатов вышел из несколько истерической окололитературной моды, но это свидетельствует скорее о том, что писатель прочитан и понят по-настоящему. >>
Хорошие новости для поклонников «Семи» и «Бойцовского клуба» После выхода на экраны «Бойцовского клуба» режиссер Дэвид Финчер решил, что заслужил отдых. Вот уже почти год о его новых проектах не было никакой информации. И вот, наконец, известный оператор Дариус Хонджи заявил, что в ближайшее время он приступит к съемкам картины «Комната страха», режиссером которой будет Дэвид Финчер. >>
Подробности русского модерна глазами фотографа Игоря Пальмина 22 августа в Музее архитектуры им. А.В. Щусева открылась выставка фотографий Игоря Пальмина «Русский модерн: Подробности». Она продолжает проект «24» - серию выставок современной архитектурной фотографии, которые с июня этого года проходят в здании музея. >>
Для самой ожидаемой англоязычной экранизации нашли главного исполнителя В понедельник кинокомпания Warner Bros. положила конец ожиданиям поклонников юного волшебника Гарри Поттера - героя суперпопулярного цикла книг английской писательницы Джоанн Роулинг. На главную роль в предстоящей экранизации сказочной истории был выбран 11-летний британский школьник Дэниел Рэдклифф. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|