|
|
N°110, 24 августа 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В мгновенье дорисует остальное...
Подробности русского модерна глазами фотографа Игоря Пальмина
22 августа в Музее архитектуры им. А.В. Щусева открылась выставка фотографий Игоря Пальмина «Русский модерн: Подробности». Она продолжает проект «24» -- серию выставок современной архитектурной фотографии, которые с июня этого года проходят в здании музея. Начало было положено экспозицией «Разное» автора идеи и куратора проекта Юрия Аввакумова. А с июля здесь же демонстрировалась «Меланхолия» -- фотографическая серия Ильи Уткина, часть одноименной инсталляции, за которую он получил специальную премию жюри VII Всемирной выставки архитектуры в Венеции.
Третий участник проекта, Игорь Пальмин, признанный классик отечественного фотоискусства. Особенно известны его тематические серии «Художники Другого искусства» (портреты русских художников-нонконформистов), «Дом Мельникова», «Памятники Чечено-Ингушетии». Русским модерном Пальмин занимается с 80-го года и именно с ним связывает свое становление как профессионального архитектурного фотографа.
Однако, как рассказывает автор, сама тема русского модерна была открыта для него еще в июне 1942 года, когда он вместе с родителями эвакуировался из Сталинграда. Пароход с беженцами двигался вверх по Волге, и на носу его, облепив поручни, постоянно толпилась детвора. Когда же за бортом показался Куйбышев, над палубой раздались восторженные -- взахлеб -- крики: «Слоны, смотрите, слоны!» Действительно, недалеко от берега, перед фасадом старого особняка красовались стилизованные каменные скульптуры -- ослепительно белые в солнечном свете.
В 1987-м, когда по заказу парижского издательства Regard Edition Пальмин начал работу над иллюстрациями к альбому «Русский модерн», он первым делом отправился в Самару и с помощью приятеля, местного художника, наконец разыскал «своих слонов».
Что же касается работ, составляющих выставку, то перед нами действительно «подробности» -- увиденное и отображенное фотографом загадочное единство фрагментов и образуемого ими стиля. Взгляд Пальмина тяготеет к деталям, казалось бы, незначительным и произвольно выхваченным из общего контекста: будь то изъеденный трещинами завиток лепнины, зарешеченное окно или головка мертвенно-бледной, словно бы нарочито инфернальной кариатиды. Первое впечатление, которое они вызывают, -- ощущение одиночества и заброшенности. Единственным свидетелем их существования оказывается солнечный свет, его переливы и замысловатые оттенки. Он слоится, выделяя или, напротив, скрадывая фактуру, властно диктует свои условия, поглощая или подчеркивая поверхности. Именно он главная связующая нить повествования, объединяющего серию. Повествования абсолютно цельного. Поскольку в результате именно эти случайные крупицы, фрагменты, осколки исподволь создают и формируют контекст -- они аккумулируют, втягивают внимание зрителя, оставляя его наедине не столько с конкретным произведением, сколько с мотивом, тональностью, аурой архитектуры вообще.
«Иногда я готов просто ходить по городу и, останавливаясь перед увиденным, в восторге щелкать языком, -- говорит Пальмин. -- Если бы не необходимость подтверждать свой статус профессионального фотографа и выполнять заказы, я, пожалуй, этим бы и ограничивался». Эта позиция, внятно и очевидно выраженная в серии, объединяет фотографии Пальмина с творчеством древних китайских или японских художников. Тех самых, для которых достаточно было нарисовать поблескивающую росинку, чтобы зритель увидели и луг, и туман, и пробивающееся сквозь туман рассветное солнце. Или же ограничиться простым наблюдением за открывшейся им гармонией. Другими словами -- позиция безусловного мастера.
Выставка продлится до 24 сентября в Музее архитектуры им. А.В. Щусева, расположенном по адресу: Воздвиженка, д.5
Денис БЫЧИХИН