Депутаты Госдумы от «Единой России», похоже, в конце минувшей недели все же изучили внимательно одобренный ими в первом чтении проекта закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". И признав, что несколько погорячились с перечнем "закрытых для протеста территорий", пообещали ко второму чтению внести в документ поправки, которые снимут претензии к закону, уже названному председателем комиссии по правам человека при президенте Эллой Памфиловой "чиновничьим шедевром по защите бюрократов от народа". Как сообщили корреспонденту газеты «Время новостей» источники в Госдуме, уже сегодня комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций может одобрить первые поправки, внесенные представляющим либеральное крыло единороссов Павлом Крашенинниковым.
В частности, возглавляющий думский комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Крашенинников предложил переписать вызвавший столько споров пункт, который запрещает проводить митинги возле "резиденций президента РФ, зданий, занимаемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, представительствами иностранных государств и международных организаций". Г-н Крашенинников заявил, что согласовал свою инициативу с фракцией "Единая Россия" и предлагает отменить запрет на проведение пикетов и шествий около зданий федеральных и региональных властей. "Я считаю, что подобные запреты представляются нелогичными и противоречащими законодательству", -- подчеркнул депутат в интервью журналистам.
Желание "Единой России" перехватить инициативу по редактуре закона у оппонентов (а против закона в Госдуме выступили все остальные фракции, включая ЛДПР) подтвердил и спикер нижней палаты Борис Грызлов. Он тоже признал необходимость внесения поправок, предупредив, впрочем, что неприкасаемым для проявления уличного народного гнева останется Владимир Путин. "Публичные мероприятия можно будет проводить у зданий органов исполнительной власти, кроме резиденций президента России", -- заявил председатель Госдумы.
Впрочем, и сами разработчики законопроекта еще в день его одобрения депутатами признавали, что это сырой документ, и соглашались провести работу над ошибками. Презентовавший проект депутатам замминистра юстиции
Евгений Сидоренко пообещал корреспонденту газеты "Время новостей", что и список «закрытых» территорий, и многие другие положения закона будут скорректированы. Дело в том, что сам порядок митингов получился отнюдь не уведомительным, как того требует Конституция. Проект предусматривает, что органы власти могут просто не принять уведомление о проведении акции и тем самым ее запретить. К тому же есть в законопроекте и совсем абсурдные основания для вежливого отказа, например, если "цели мероприятия и формы его проведения противоречат... общепринятым нормам общественной морали и нравственности".
Надо сказать, что перед разработчиками стояла действительно сложная задача -- не ограничив интересы проводящих митинг, защитить от возможного нарушения права других граждан. Для этого ко второму чтению проект необходимо будет предельно конкретизировать и прописать основания для отказа в проведении митинга, чтобы лишить чиновников права принимать решения по собственному усмотрению.
Между тем действия «Единой России», сначала продавившей драконовский законопроект, а затем пообещавшей его кардинально видоизменить, вызывают множество вопросов. Политологи спорят, была ли это со стороны властей проверка реакции общества на попытки слегка «завинтить гайки», или имел место обычный эксцесс исполнителя. "Я не вижу здравой логики в принятом Госдумой в первом чтении законе", -- заявил вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин, предположивший, что подобные ограничения лишь спровоцируют оппозиционные силы "полезть митинговать именно туда, где это запрещено".