N°56
02 апреля 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.04.2004
Роман Мухаметжанов
"Мы помним о тех, кто хочет покричать, и о тех, кто хочет поспать"
версия для печати
Принятый Госдумой в среду проект закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» немедленно вызвал ожесточенную критику и был охарактеризован как отказ от ряда демократических норм. Однако, как рассказал в интервью корреспонденту газеты «Время новостей» Юрию КОЛЕСОВУ представлявший этот документ в Думе замминистра юстиции Евгений СИДОРЕНКО, в этот законопроект вскоре будут внесены многочисленные поправки. В том числе, возможно, будет скорректирован перечень учреждений, перед которыми запрещено митинговать.

-- Евгений Николаевич, чем обусловлен содержащийся в проекте закона запрет на проведение акций протеста возле зданий органов власти? Дума, московская мэрия -- это здания, перед которыми традиционно проводятся митинги. Смысл этих мероприятий и состоит в том, чтобы донести до власти позицию, критику людей.

-- Вы назвали два учреждения. Но Дума находится на Охотном ряду, а мэрия -- на Тверской улице. В обоих местах напряженное автомобильное и пешеходное движение, которое невозможно во время митингов. Представьте, какой коллапс будет в центре Москвы, если мы предоставим абсолютную свободу митинговать где угодно и когда угодно. То есть упорядочить эту систему необходимо.

Разработчики закона посчитали, что такие массовые мероприятия в этих местах могут либо привести к нарушению работы государственных учреждений, либо повлиять на нормальную обстановку вокруг этих зданий, которые, как правило, расположены в центре населенных пунктов и рядом с транспортными магистралями.

Другое дело, что в среду на заседании Думы к статье проекта о местах проведения публичных мероприятий были претензии, и думаю, что ко второму чтению этот вопрос будет среди основных. Ведь каждая буква этой статьи должна быть, безусловно, аргументирована и обоснована, и, наверное, придется вернуться к пересмотру ряда норм. Какие-то позиции, связанные с опасными или режимными объектами, например пограничной зоной, бесспорны. Распространение же запрета на все органы власти, наверное, излишне.

Но, повторяю, в первом чтении закон принимается только концептуально. А концепция состоит в том, что, с одной стороны, нужно предоставить гражданам возможность реализовать право на свободное проведение митингов, шествий, манифестаций, с другой -- закон направлен на обеспечение прав и интересов лиц, не участвующих в этих мероприятиях.

-- То есть, список запрещенных для митингов мест может быть скорректирован?

-- Я даже уверен, что он будет скорректирован. По ходу обсуждения проекта на заседании Госдумы было видно, что будет много предложений и поправок к нормам об ограничении мест проведения митингов. Не готов сказать, каким будет результат, но, безусловно, детализация и конкретизация некоторых позиций необходима.

-- По проекту, «территории, непосредственно прилегающие к зданиям», возле которых запрещены митинги, определяют местные власти. Не получается ли, что по своему усмотрению они смогут закрыть чуть ли не весь центр любого города?

-- Здесь есть проблема. На федеральном уровне не определишь, в каком поселке где именно можно устраивать митинги, а где нельзя. Но какие-то принципы нужно заложить.

-- А зачем вообще понадобились эти ограничения? Время массовых демонстраций явно прошло.

-- Вы все время говорите о Москве. Но ведь это федеральный закон, касающийся всей страны. А до сих пор эти вопросы регулируются союзным актом, который -- и никто из наших оппонентов не говорил об этом -- предусматривает разрешительный порядок. Во многих же регионах напринимали свои законы, зависевшие от окраски руководителя. Мы же впервые вводим уведомительный порядок, по которому разрешения власти для проведения митинга не нужно.

-- Это правда. Но если сравнивать союзный акт с законопроектом, который в среду приняла Дума, становится очевидным, что они во многом похожи. По новому закону местные власти могут и не принять уведомление о проведении акции. То есть просто ее запретить.

-- Я говорил в Думе, что в проекте неудачно сформулирован пункт о неприятии уведомления. Мне лично он не нравится. Но при том, что он изложен неудачно и может быть истолкован как возможность отказа, вы должны согласиться, что есть акции, которые ни в коем случае допустить нельзя. Но все запретительные меры должны быть сформулированы очень корректно и очень жестко, чтобы не допустить расширительного толкования. Необходимо соблюсти принцип императивного разрешения: можно все, что не запрещено, что не связано с нарушением закона.

-- И все же в проекте есть много возможностей запретить митинг. Чиновники могут за пять дней до мероприятия сделать организаторам митинга предложение изменить место и время, отказаться от которого фактически невозможно. И эта норма перекочевала в проект из того же указа Верховного Совета СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР». В чем же отличия?

-- Повторяю, все эти позиции требуют детального анализа: можно или нет истолковать их превратно, исказить смысл, вложенный законодателем. У нас есть, к сожалению, поговорка, что закон очень легко обойти. Поэтому мы должны сформулировать все нормы так, чтобы обойти их было невозможно.

Позиция, о которой вы говорите, не бесспорная, но нужно учитывать, что могут возникнуть всякие непредвиденные обстоятельства. Банальный пример. Москва проваливается. Как в местах, где может обрушиться дом, разрешать митинг? И власть должна иметь возможность оперативно реагировать на возникающие опасности.

В то же время в законе должно быть предельно четко написано, какие меры и при каких обстоятельствах может предпринимать власть, чтобы у нее не было возможности решать эту проблему по своему усмотрению. Я вносил предложение и, возможно, внесу его еще раз при доработке проекта -- предусмотреть большую дифференциацию порядка подготовки и проведения различных мероприятий. Пока мы в законе за скобку вывели собрания, которые в силу локального и организованного характера могут проводиться свободно, без уведомления властей. Но вряд ли стоит на одну доску ставить десятитысячную демонстрацию, которая проходит через весь город и парализует движение на несколько часов, и пикет нескольких человек, которые мирно стоят у стен учреждения, как это часто происходит, например, около Минюста. Поэтому нужно ввести более строгий порядок для массовых мероприятий и более либеральный -- для небольших акций. Шествия и демонстрации, мне кажется, вообще особый вид массовых мероприятий, которые, безусловно, требуют заблаговременного предупреждения власти, чтобы она хотя бы просто известила горожан, что улица будет перекрыта.

-- А кто вообще готовил этот законопроект?

-- Это результат коллективного творчества, а проект готовился несколько лет.

-- Вы сами говорите, что законопроект нуждается в доработке и какие-то нормы вам не нравятся. Он вызвал ожесточенные протесты и в России, и за рубежом. Зачем же создавать очередной повод для критики российской власти, для предъявления ей претензий в использовании недемократичных методов?

-- Я приведу пример из другой области. Вспомните, как в нашей стране и за рубежом критиковался закон «О свободе совести». А мы гордимся этим законом, за годы действия которого не было замечено никаких серьезных нарушений. Примерно такое же отношение и к проекту закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Сложность его в том, что он сочетает несовместимое: одни хотят покричать, а другие -- поспать. Должна быть соблюдена золотая середина.

Время ведь тоже меняет отношение к проблеме. Когда мы разрабатывали этот законопроект в конце 90-х, у нас была одна позиция. К 2002 году, когда его внесли в Думу, взгляды изменились. Потом, я уже говорил, это продукт коллективного творчества, который согласовывался и с московскими властями, и с администрацией президента, работали представители разных ведомств. Теперь этому документу предстоит экзамен в Госдуме.

-- А нельзя было учесть все эти моменты еще перед первым чтением, чтобы не создавать повода для критики власти?

-- Нет, невозможно. Жизнь меняется. Будь проект идеальным, все равно нашлись бы недовольные.
Беседовал Юрий КОЛЕСОВ


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  02.04.2004
Денис Гришкин
В Белом доме завелась топ-сотня
Чем дальше правительство продвигается по пути реформы исполнительной власти, тем больше это напоминает старый анекдот. «Как найти Площадь Пушкина?» -- «Умножить длину Пушкина на ширину Пушкина». Вчера кабинет министров обсуждал ход административной реформы по двум направлениям - как выстроить структуру министерств, служб и агентств и как мотивировать чиновников в такой структуре работать... >>
  • //  02.04.2004
Генпрокуратура огласила свои претензии к Платону Лебедеву
Сразу два ведомства вчера сообщили общественности о своих претензиях к ЮКОСу и его акционерам. Неожиданно выяснилось, что широко разрекламированные проверки Министерства природных ресурсов не дали ожидаемых результатов... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  02.04.2004
Reuters
В Москву с блицвизитами едут лидеры Германии и Франции
В Москву завтра прилетает президент Франции Жак Ширак. Он проведет переговоры с Владимиром Путиным, отужинает с ним и улетит обратно. Такая спешка объяснима, после оглушительного поражения правящей партии на региональных выборах, прошедших в прошлое воскресенье, Шираку не до глобальных международных проблем... >>
  • //  02.04.2004
Роман Мухаметжанов
Принятый Госдумой в среду проект закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» немедленно вызвал ожесточенную критику и был охарактеризован как отказ от ряда демократических норм... >>
  • //  02.04.2004
Москва не верит, что ее выкинут из «восьмерки»
Москва язвительно отреагировала на инициативу группы американских конгрессменов, призвавших исключить Россию из «большой восьмерки» за «пренебрежение демократическими принципами». Как сказал вчера глава российского МИДа Сергей Лавров, «это не очень серьезно, во многом связано с внутренними играми в США в предвыборный период»... >>
  • //  02.04.2004
ИТАР-ТАСС
Налоговые законопроекты на пути в Белый дом
Сегодня Минфин внесет в правительство согласованный пакет законопроектов по налоговой реформе. Курс на снижение налогового бремени будет продолжен: с 2005 года, как ожидается, будет снижен ЕСН, а с 2006-го -- НДС... >>
  • //  02.04.2004
Профильные комитеты Думы отвергли инициативы бывших депутатов-«народников»
Думские профильные комитеты вчера вынесли отрицательные заключения по двум законопроектам, доставшимся палате в наследство от известной в прошлом созыве своим буйным полетом фантазии группы «Народный депутат»... >>
  • //  02.04.2004
Бизнес не знает, какие корпоративные правила поведения ему уготованы
На вопрос о том, как общество относится к предпринимателям, ответ практически однозначен. Плохо относится. Понять, почему так происходит, пытались члены «Никитского клуба» на заседании семинара под названием «Старые проблемы на новый лад: российское предпринимательство и общественные стереотипы». Некоторые участники полагают, что общественный негатив в основном... >>
  • //  02.04.2004
Алтайский край и Корякский АО выбирают губернаторов
В воскресенье в Алтайском крае и Корякском автономном округе (КАО) пройдет второй тур губернаторских выборов. В обоих случаях среди кандидатов -- действующие главы регионов. При этом ни губернатор Алтая Александр Суриков, ни руководитель КАО Владимир Логинов не могут накануне голосования чувствовать себя спокойно... >>
  • //  02.04.2004
Мигрантам из Чечни в Ингушетии немногим лучше, чем дома
В Ингушетии остался всего один палаточный лагерь, в котором, по официальным подсчетам, проживает около 1900 вынужденных переселенцев из Чечни. Вчера миграционные власти торжественно объявили о закрытии соседнего лагеря Спутник... >>
  • //  02.04.2004
Президент провел встречу с министром юстиции Юрием Чайкой. "Первый этап реформирования пенитенциарной системы практически завершен, мы подошли к международным стандартам содержания заключенных", -- доложил министр... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика