Время новостей
     N°41, 15 марта 2010 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.03.2010
Невиновных нет
Lehman Brothers погубило репо
Прокуратура США нашла виновных в банкротстве инвестбанка Lehman Brothers, которое спровоцировало острую фазу мирового финансового кризиса. Среди них оказались его руководители, аудиторские компании и даже другие американские банки. Первые скрывали информацию о реальном финансовом положении, последние «топили» Lehman чрезмерными залоговыми требованиями. Обвинения избежали пока лишь регуляторы.

В отчете сотрудника прокуратуры Антона Валукаса, который расследует это дело, говорится, что топ-менеджеры инвестбанка, в том числе главный исполнительный директор Ричард Фалд, финансовый директор Эрин Каллан, а также бывший управляющий директор Кристофер О'Мира представляли акционерам, регуляторам и общественности неточную информацию о финансовом положении компании.

По результатам расследования прокуратура установила, что руководители банка намеренно скрывали, в частности, уровень кредитного плеча. Операции, обозначенные в забалансовых счетах Lehman как Repo 105, позволяли продавать часть активов на сумму 60 млрд долл. и не фиксировать эти сделки в отчетности. Как говорится в докладе прокуратуры, при помощи этих операций банк «временно, обычно на семь-десять дней (когда составлялась финансовая отчетность. -- Ред.), удалял ряд ценных бумаг из бухгалтерского баланса, создавая картину, существенно вводившую в заблуждение по поводу финансового состояния фирмы в конце 2007--2008 годов».

В интервью газете Financial Times адвокат главы банка заявил, что его клиент здесь ни при чем: «Господин Фалд не знал о проведении операций по сокрытию информации. Он ничего не создавал и в переговорах не участвовал, был не в курсе того, как пишется отчетность». Г-н Фалд не отрицает введение системы Repo 105, однако не признает незаконность данных операций. «Существуют доказательства, что операции в рамках Repo 105 осуществлялись в соответствии с международными правилами отчетности и юридическими стандартами», -- сказал юрист.

Согласно отчету г-на Валукаса, занимавший в ту пору пост министра финансов США Генри Полсон за несколько месяцев до краха Lehman предупреждал Ричарда Фалда об опасности, которая грозит банку. Г-н Полсон советовал найти покупателя или обнародовать план спасения. Однако г-н Фалд не внял его советам, проявив «по меньшей мере беспечность», и продолжил одобрять квартальные отчеты, в которых не отражались проблемы банка.

Журналист The New York Times Эндрю Росс Соркин, написавший о крахе Уолл-стрит масштабное исследование «Слишком большие, чтобы рухнуть», вспоминает об одном из совещаний в минфине в апреле 2008 года. Тогда Международный валютный фонд выпустил глобальный прогноз с первыми оценками последствий кризиса, в котором говорилось, что списания в мировой банковской системе могут составить почти 1 трлн долл. Г-н Соркин пишет, что Полсон выразил банкирам «предельную озабоченность» в связи с этой оценкой, а также уровнем левериджа в инвестиционных банках. В совещании принимала участие вся «верхушка» Уолл-стрит -- и Ричард Фалд, и Джон Тэйн из Merrill Lynch, и Джон Мэк из Morgan Stanley, и Джейми Даймон из JP Morgan Chase. У первых двух банков, отмечает Соркин, отношение долга к собственному капиталу составляло 30,7 и 26,9 соответственно.

Бывший финансовый директор Lehman Brothers Брэд Хинц, который сейчас работает финансовым аналитиком Sanford C. Bernstein & Company, сказал агентству Bloomberg, что действия Lehman были недопустимыми. «Я бы назвал это махинациями, -- отметил г-н Хинц. -- Они усугубили дело». По его словам, методика подсчетов, которую использовал банк, скрывала финансовые проблемы Lehman, а не решала их: «В других компаниях такое не применялось. Это был чисто технический метод по снижению сумм долгов на балансах. Однако вы не можете снизить реальные цифры, если вы делаете все тайно». По словам г-на Хинца, его в работа в Lehman состояла в основном в борьбе за сокращение огромного долга. Основную опасность представляла именно «примитивная система подсчетов». Хинц работал в компании с конца 90-х годов и покинул ее до введения Repo 105. «Моя борьба с операциями с заемными средствами велась с 1990-х в течение десяти лет», -- говорит он.

По словам адвоката г-на Фалда, систему Repo 105 одобрил аудитор Lehman Brothers -- компания Ernst & Young. Аудитор подтвердил его слова. «Наша оценка показала, что финансовые отчетности Lehman Brothers за рассматриваемый год были составлены в соответствии с правилами GAAP (стандарты бухгалтерского учета, применяемые в США и других развитых странах). В настоящее время мы также придерживаемся этого мнения», -- отмечается в сообщении Ernst & Young.

Однако саму аудиторскую компанию прокуратура обвинила в «злоупотреблении профессиональным положением». Как отметил г-н Валукас, Ernst & Young сознательно не прояснила причину неадекватных действий руководителей инвестбанка. Аудиторы отвергли эти обвинения: «Ответственность за размер кредитной задолженности несет менеджмент банка, а не аудитор». В последний раз компания проверяла состояние Lehman за финансовый год, закончившийся в ноябре 2007-го. «Тогда отчеты были представлены нам в соответствии со всеми финансовыми стандартами», -- заявил аудитор, отметив, что банкротство банка произошло из-за «беспрецедентных негативных событий на финансовых рынках».

Наконец, прокуратура возложила часть вины и на конкурентов Lehman Brothers -- JP Morgan Chase и Citigroup. В отчете Антона Валукаса говорится, что банки требовали большой залог по обязательствам Lehman и изменяли условия предоставления гарантий. Это крайне отрицательно повлияло на ликвидность Lehman Brothers, что в итоге и привело к его банкротству.

Примечательно, что другая скандальная история из сферы конкурентной борьбы, получившая огласку летом 2008 года, не отражена в докладе Валукаса и вообще, похоже, закончилась ничем. Тогда Wall Street Journal со ссылкой на собственные источники рассказала о стычке место между г-ном Фалдом и главой Goldman Sachs Ллойдом Бланкфейном. Фалд обвинил Бланкфейна в том, что трейдеры Goldman Sachs распространяли негативные слухи о состоянии дел в Lehman Brothers, манипулируя котировками его акций. В обширном списке банкиров и чиновников, с которыми провел беседы Антон Валукас, нет ни одного представителя Goldman Sachs, как нет имен руководителей банка и в прилагающемся к докладу списке «ключевых персон» в деле Lehman Brothers.

«Это болезненный для компаний отчет, и, разумеется, он повлечет за собой тщательные проверки со стороны федеральных служб», -- сказал AP бывший сотрудник управления юстиции США Роберт Минц.

«На мой взгляд, действия Lehman были отчаянными и вводили в заблуждение, они противоречили правилам финансовой отчетности и бухгалтерии, -- заявил бывший главный бухгалтер Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) Линн Тернер. -- Я не думаю, что было много других компаний, если они вообще были, которые делали то же самое. Ведь правила, которые нарушил Lehman, было несложно выполнять».

«Управление юстиции и SEC добьются успехов, если совместно проведут обстоятельное и полное расследование, -- считает сотрудник юридической фирмы Kaye Scholer Питер Хэвлес. -- Оно существенно облегчит попытки обеих служб оценить нарушения и, если необходимо, предъявить обвинения».

У краха Lehman есть и вторая, не исследованная прокуратурой, сторона. Речь идет о том, что власти в итоге позволили банку обанкротиться, и даже настояли на таком сценарии. Как известно, американские власти готовы были финансировать спасение крупнейших банковских структур, предоставляя средства на операции по слиянию. Но Lehman Brothers оказался исключением. Все попытки банка найти партнера оказались тщетными. Главный расчет Ричарда Фалда был на сделку с Bank of America, но тот (не без нажима властей) предпочел купить испытывавший проблемы Merrill Lynch. Затем возник потенциальный инвестор из Азии, потом -- британский Barclays. Всех отпугивал масштаб проблем в банке Фалда.

«Нет другой компании, с которой я провел бы больше времени и работал бы так много, чтобы ее спасти», -- сказал прошлой осенью американскому Newsweek Генри Полсон. Но успеху этой работы, очевидно, помешало и отсутствие доверия между участниками событий. Newsweek напоминает: Фалд, выпускник государственной школы, прошедший через торговый зал биржи, имевший прозвище «Горилла», по отношению к другим финансовым гигантам, сплошь «населенным» выпускниками Гарварда, действовал по принципу «мы против них». Вместе с тем, рассказывали собеседники журнала, Полсон оценивал Фалда как игрока, который потерял связь с реальностью.

Поэтому, когда Полсон и глава ФРС Бен Бернанке говорили Ричарду Фалду, что в отсутствие покупателя на Lehman они не будут спасать его на деньги налогоплательщиков, «Горилла» думал, что они блефуют. Полсон не блефовал -- последней надеждой, как он пишет в недавно вышедшей книге «На краю: гонка по предотвращению коллапса глобальной финансовой системы», была сделка с Barclays. 14 сентября британский финансовый регулятор не одобрил слияние банка с Lehman Brothers, и для министра финансов США это явно было драматической развязкой. «Британцы кинули нас», -- сказал Полсон коллегам в минфине. Он даже заподозрил британского министра Алистера Дарлинга в том, что такое решение вынесено не без его участия. Однако в книге г-н Полсон признается, что не знает, как он сам действовал бы на месте британских властей в тот момент. В своих же решениях, принятых на посту министра во время кризиса, он по-прежнему уверен. Впрочем, донести до Ричарда Фалда, что Lehman пора объявить себя банкротом, пришлось не ему, а главе SEC Кристоферу Коксу: ему требовалось остановить падение рынков, и ужасный конец Lehman Brothers был тогда наименьшим злом.

Российские банки, похоже, сделали выводы из зарубежного опыта и сами рассказывают инвесторам о схемах «ретуширования» отчетности, отмечают авторы выходящего под эгидой Высшей школы экономики и Центра развития бюллетеня «Новый курс». Эксперты обращают внимание, что с публикацией расследования краха Lehman Brothers почти совпало появление меморандума Альфа-банка, подготовленного к выпуску еврооблигаций. В нем, пишут авторы «Нового курса», банк подробно описал одну из типовых схем приукрашивания банками своих балансов. Альфа-банк сообщил, что в 2009 году начал передачу проблемных кредитов на баланс специально созданной «сестринской» компании Alfa Distressed Assets (ADA). «С точки зрения формального оформления, эта операция распадалась на две: выдачу банком кредита «сестре» и следующим за этим выкупом «сестрой» банковских активов за счет полученных от него же денег. Общая сумма «плохих» долгов, «перевешенных» таким нехитрым образом с баланса на баланс двух компаний одной группы, на момент составления меморандума достигла величины порядка 300 млн долл. Но, судя по всему, это была не единственная хитрость «Альфы», говорится в комментарии «Нового курса». Достигнув пика в августе 2009 года, с сентября отраженная в отчетности банка просроченная задолженность по кредитам юрлицам стала снижаться. «Но при этом произошло и стремительное уменьшение объема средств, обозначенных банком как «требования к связанным лицам», хотя, следуя экономической логике, в расчет этого показателя должны были дополнительно войти и средства, выданные ADA. Представляется, что экономическая логика в очередной раз оказалась бита бухгалтерской, и ADA каким-то чудесным образом стала «несвязанным лицом». Ведь обратное привело бы к тому, что снизилось значение ключевого обязательного норматива Н1 (достаточность капитала)», -- отмечают эксперты. Тем не менее, судя по успешному размещению еврооблигаций, инвесторы остались довольны откровенностью Альфа-банка, заключают авторы «Нового курса». "ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ"


Николай КОЧЕЛЯГИН, Андрей ДЕНИСОВ
//  читайте тему  //  Мировой финансовый кризис