|
|
N°39, 11 марта 2010 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Династия юаньского периода
Двигателем экономик стран СНГ стал Китай
Глубина российского кризиса во многом связана с тем, что наша страна воспринимается на мировом финансовом рынке в роли новичка, пока не заслужившего широкого доверия, полагает директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России Ксения Юдаева. В этих условиях роль экономического лидера на постсоветском пространстве постепенно переходит к более сильному игроку. Спрос Китая на традиционные экспортные товары стран СНГ уже сейчас оказывает определяющее воздействие на состояние их экономик, и это влияние будет усиливаться по мере выхода из кризиса.
Страны СНГ по степени воздействия мирового экономического кризиса, по мнению Ксении Юдаевой, могут быть разбиты на несколько групп. В первую входят государства, чьи экономики кризиса практически не заметили. Если он и оказал на них некоторое воздействие, то только за счет небольшого сокращения положительных темпов роста ВВП. Это Азербайджан, Узбекистан и Туркмения. Две последние страны эксперт отнесла к закрытым -- их экономическую статистику трудно проверить на достоверность. Но в любом случае это страны с сильным нефтяным сектором. Поэтому «быстрый разворот ситуации на сырьевых рынках и был тем фактором, который способствовал стабилизации экономик этих стран и достаточно быстрому возврату к почти докризисным темпам экономического роста».
Ко второй группе эксперт Сбербанка отнесла государства также с сильным сырьевым сектором (топливным или металлургическим) -- это остальные страны Центральной Азии, а также примкнувшая к ним Белоруссия. По итогам года их экономики показали небольшой прирост, но он оказался значительно ниже, чем в предкризисный период. Сказалось снижение экспорта, быстрый отток капитала, сокращение предложения доступных денег на внешних финансовых рынках.
К пострадавшим от кризиса сильнее всего г-жа Юдаева отнесла остальные страны постсоветского пространства, в том числе и Россию. На них сказалось падение спроса на основные продукты экспорта и ухудшение ситуации на международных финансовых рынках, сокращение притока прямых иностранных инвестиций. А для Молдавии и Армении существенным оказалось сокращение поступлений валюты от работающих за рубежом мигрантов.
Тот факт, что по данным Всемирного банка в десятку стран с наибольшими темпами сокращения ВВП по итогам 2009 года вошли шесть стран бывшего СССР (Латвия, Литва, Армения, Украина, Эстония и Россия), Ксения Юдаева объяснила недавним открытием их экономик мировому финансовому рынку. Это всегда сопровождается первоначальным бурным развитием, которое неминуемо сменяется более или менее крупным кризисом из-за резкого сокращения притока капитала в моменты неуверенности мировых финансовых игроков. Она назвала это эффектом приспособления стран к открытой экономике. По аналогичной схеме развивался азиатский кризис 1997 года, который тоже в значительной степени был связан с выходом «азиатских тигров» на глобальные финансовые рынки. После обвала в условиях высокого внешнего спроса на их продукцию экономика новых промышленных стран Азиатско-Тихоокеанского региона быстро восстановилась. Были проведены серьезные реформы по укреплению финансового сектора. То есть «кризис может пойти и на пользу», полагает г-жа Юдаева.
Большинство стран СНГ, кроме Азербайджана, были вынуждены девальвировать свои национальные валюты в острой фазе кризиса. После этого по мере восстановления экономик стало происходить обратное укрепление национальных валют. В частности, курс российского рубля уже практически восстановился на докризисном уровне.
Исключением является только Казахстан, где национальная валюта тенге еще продолжает укрепляться под давлением массированного притока в страну иностранных инвестиций. Как минимум в двух странах -- Белоруссии и Украине -- велика вероятность дальнейшей девальвации национальных валют. При имеющихся дефицитах платежных операций существует давление в сторону удешевления белорусского рубля и гривны, которые сейчас удерживаются только административными или квазиадминистративными методами.
Во всех странах наблюдалось ухудшение бюджетной ситуации. Но в России дефицит госбюджета оказался самым большим -- в 2009 году он составил 5,9% ВВП. Прогноз Сбербанка на 2010 год -- 6,2%. Большинство стран для стабилизации своих бюджетных систем были вынуждены обратиться к помощи МВФ, Всемирного банка, ЕБРР, России, Китая. Исключение составили те государства, у которых, как у России, в предкризисные годы были созданы «подушки безопасности» в виде нефтяных или резервных фондов, которые были использованы для стабилизации ситуации и с бюджетом, и с платежным балансом.
В банковском секторе произошло резкое сокращение кредитного предложения, начался масштабный рост «плохих» долгов. В Казахстане доля «плохих» кредитов приближается к 36%, на Украине они составляют 20--30%, в Молдавии -- 17%. Исключением стала Белоруссия, сохранившая высокие темпы прироста кредитования, что достигнуто, по мнению эксперта Сбербанка, исключительно административными методами. В результате там удалось удержать докризисный уровень промышленного производства. Но большую часть года белорусские предприятия работали на склад, товарные запасы существенно выросли. Возникшие диспропорции неизбежно затормозят развитие страны в 2010 году, уверена г-жа Юдаева.
По мнению Ксении Юдаевой, значительное влияние на темпы восстановления экономик окажет внешний спрос. «Ситуация в Китае сейчас является одним из определяющих факторов для трендов развития в большинстве стран СНГ -- и в России, и в Средней Азии, -- уверена экономист. -- Даже на Украине совершенно четко прослеживается влияние повышенного спроса Китая на экспортную продукцию. Именно он привел и к стабилизации украинской экономики, и к возврату к положительным темпам роста в конце 2009 -- начале 2010 года: в январе был рост более 7% год к году». В России, по прогнозу ЦМЭИ Сбербанка, ВВП вырастет на 3,8%, а может быть, и выше.
Интересно, что недавно специалисты инвестиционной компании «Тройка Диалог» заявили о благотворном влиянии Китая на экономику России. Они полагают, что российский Дальний Восток практически не заметил экономического кризиса во многом из-за роста деловой активности в регионе в связи с продолжающейся переориентацией экономики страны на китайский рынок.
Кредитование, полагает г-жа Юдаева, восстановится с некоторым опозданием после начала роста промышленного производства. Есть сигналы, что в России это может произойти в третьем-четвертом квартале 2010 года. При этом изменятся формы финансирования корпоративного сектора. Во всем мире на смену традиционному банковскому кредитованию приходит беззалоговое облигационное. Это связано с предпочтениями и заемщиков, и финансового сектора. Для первых в привлечении денег с помощью облигаций нет необходимости формировать имущественные залоги, а для вторых это более ликвидные активы. По этой причине, считает г-жа Юдаева, быстрее всего выходят из кризиса крупные компании.
Уменьшение розничного кредитования, как полагает представитель Сбербанка, связано исключительно с низким спросом со стороны населения: «Оно не хочет брать средства в кредит, так как не уверено в том, что будет с чего отдавать. Эта неуверенность связана с плохими ожиданиями». Во времена кредитного бума граждане брали кредит под ожидание роста доходов на 20--30% в год. Тем не менее г-жа Юдаева ожидает примерно 8-процентного роста кредитования в этом году как по физическим лицам, так и по корпоративному сектору.
Она прогнозирует, что в ближайшее время будет в некоторой степени продолжаться удорожание российского рубля, но он уже приблизился к равновесным значениям. Как обычно, многое будет зависеть от динамики мировых цен на нефть. Цены, полагает эксперт, в 2010 году будут расти, но не сильно, так как у нефтедобывающих стран, прежде всего у Саудовской Аравии, есть возможности быстро нарастить предложение на рынке, не допустив ухода цен выше уровня 100 долл. за баррель.
Андрей СУСАРОВ