|
|
N°232, 16 декабря 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пролетели с ужасом
Убытки мировой авиации в 2010 году составят 5,6 миллиардов долларов
«Похоже, что худшее у нас уже осталось позади», -- заявил вчера гендиректор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни на ежегодной итоговой пресс-конференции в Женеве. IATA объединяет крупнейшие авиакомпании мира, поэтому картина, которую она рисует на основе отчетности своих членов, отражает ситуацию в гражданской авиации всех пяти континентов в целом.
Перспективы мировой авиации, по словам г-на Бизиньяни, также не выглядят радужными. Чистый убыток в 2010 году составит 5,6 млрд долл., спрогнозировал гендиректор. Данные отличаются от предыдущего прогноза в худшую сторону: до сих пор IATA рассчитывала на 3,8 млрд долл. убытка в следующем году. Впрочем, ужасным для мировой авиации станет уходящий год: убытки отрасли, по расчетам IATA, достигнут рекордных 11 млрд долл. «2009 год завершит ужасное десятилетие», -- сказал вчера г-н Бизиньяни. По его словам, убытки отрасли за 2000--2009 годы достигли 49,1 млрд долларов.
По некоторым ключевым параметрам авиация в 2010 году окажется там же, где была тремя годами раньше, то есть уже после начала кризиса отрасли, вызванного терактами в США 11 сентября 2001 года, но до его новой волны, спровоцированной скачком нефтяных цен, отметил г-н Бизиньяни. В будущем году компании мира, статистику которых учитывает IATA, перевезут 2,3 млрд пассажиров. А цена нефти ожидается 75 долл. за баррель в среднем за год. В 2007-м были перевезены те же самые 2,3 млрд пассажиров при средней цене нефти 73 долл. за баррель. Но выручка отрасли при этом будет в 2010-м на 30 млрд долл. меньше, чем в 2007-м, сказал г-н Бизиньяни. Он также отметил, что не ожидает в ближайшее время банкротств крупных игроков мирового рынка авиаперевозок. Однако небольшие авиакомпании остаются «уязвимыми», как он выразился, перед лицом финансовых трудностей.
По прогнозам ассоциации, большие убытки понесут компании Европы (потеряют около 2,5 млрд долл.) и Северной Америки (2 млрд долл.). И только в Латинской Америке, по предварительным расчетам, авиаперевозки в 2010 году обещают принести прибыль около 100 млн долларов.
Перспективы восстановления рынка авиаперевозок в регионах мира прямо связаны с общей экономической динамикой в странах, сказал вчера главный экономист IATA Брайн Пирс. Многообещающими в этом смысле он назвал рынки развивающихся стран, включая Индию и Китай. Китайская экономика, по данным Международного валютного фонда, на которые ориентируется IATA, выросла в 2009 году на 9%, а в 2010-м предполагается рост почти в 10%. Индия демонстрировала ту же тенденцию с несколько худшими результатами -- 6 и 7% соответственно. В этих странах, по мнению г-на Пирса, восстановление авиаперевозок может приобрести устойчивый характер. Однако в экономически развитых частях мира, которые одновременно являются крупнейшими рынками авиаперевозок, -- в Европе и Северной Америке, по мнению г-на Пирса, стоит ожидать W-образного восстановления отрасли. То есть рост показателей по авиаперевозкам в этих странах периодически может прерываться локальным спадом.
Хотя Россия в докладе IATA отдельно не упомянута, общие экономические обстоятельства делают для нее более реальным второй сценарий. По данным МВФ, в 2009 году российская экономика потеряла 8%, а в 2010-м нарастит чуть больше 1%. Для сравнения: США, по тем же данным, потеряли около 3% (2009) и могут вырасти на 1,5% (2010). Европейский союз в 2009 году потерял около 5% ВВП, а в 2010-м сможет отвоевать назад примерно 0,5% своей экономики.
Михаил КУКУШКИН, Женева