|
|
N°190, 15 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дружба и споры
Владимир Путин завершил визит в Китай
Вчерашний, заключительный день визита премьер-министра Владимира Путина в Китай большей частью был посвящен контактам в рамках Шанхайской организации сотрудничества: встреча глав правительств стран ШОС в узком составе, заседание Совета глав кабинетов министров государств-членов, подписание совместных документов, обязательное протокольное фотографирование, встреча с казахстанским коллегой Каримом Масимовым. Еще два премьерских мероприятия хотя географически и попадали в границы ШОС, содержательно в них не вписывались -- общение с председателем постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго и встреча с председателем КНР Ху Цзиньтао. После этой встречи российский премьер признался, что споры шли по каждому обсуждавшемуся в ходе визита вопросу.
На саммите этого года стало понятно, что ШОС все больше приобретает значение не просто как организация поддержания безопасности в регионе (именно с такой целью она создавалась). Мировой финансово-экономический кризис открыл новые возможности для сотрудничества и завоевания позиций на мировой арене.
День российского премьера начался по обычным для Владимира Путина меркам очень рано и строго по расписанию -- в половине десятого он уже приветствовал коллег по Совету глав правительств государств -- членов ШОС. Премьер-министры просовещались гораздо дольше запланированного. Причем для журналистов это выглядело несколько странно. Вернее, как раз с трансляцией изображения в пресс-центр все было в порядке, но полностью отсутствовал звук. Некоторые особо старательные представители СМИ все равно внимательно наблюдали за выступлениями своих глав правительств, видимо, пытаясь по губам угадать суть сообщения.
Впрочем, российская пресс-служба сработала на отлично, и журналисты получили доступ к полному тексту заявления Владимира Путина (как впрочем, и все интересующиеся -- речь, как обычно, была вывешена на сайте правительства). Из речи можно было узнать, что российский премьер отвел центральное место в повестке тематике глобального экономического кризиса, в котором нашел и положительные моменты -- по крайней мере для пока незаслуженно игнорируемых быстро развивающихся экономик, в том числе стран ШОС. «Его (кризиса. -- Ред.) тяжелые последствия ощутили на себе практически все государства. Наряду с этим кризис стал катализатором обсуждения вопросов реформирования мировой финансовой архитектуры», -- заявил г-н Путин. По его мнению, одними из ключевых элементов этой архитектуры должны стать страны ШОС: «Мы должны в полной мере использовать все выгоды и возможности сотрудничества в период посткризисного развития. Хорошую основу для этого создает Совместная инициатива по преодолению последствий глобального финансового кризиса, которую нам предстоит сегодня принять».
Для координации работы по продвижению партнеров в центральные фигуры нового мирового порядка г-н Путин предложил как минимум быть честными и открытыми друг с другом и возложить на секретариат организации обязанности по регулярной подготовке статистической информации и аналитических докладов о состоянии дел в экономике государств-членов. Это особенно актуально в случае с Китаем, который давно подозревают в предоставлении недостоверных сведений о реальном положении дел в экономике. Тем самым Китай создает сложности в прогнозировании параметров как двусторонних отношений, так и мировой экономики в целом.
Владимир Путин напомнил о необходимости активизации процесса формирования специального счета ШОС, необходимого для финансирования проектной деятельности организации. Например, в сфере строительства общей транспортной инфраструктуры. «В глобальной повестке традиционно одно из ключевых мест занимает энергетика, -- вернулся г-н Путин к теме, которая днем ранее принесла российской стороне много приятных новостей (см. "Время новостей" от 14 октября). -- В этой связи хотел бы напомнить о российском предложении -- создать постоянную площадку для диалога по этой проблематике -- Энергоклуб или форум ШОС».
Напоследок российский премьер припомнил, что ШОС изначально создавалась как организация по безопасности: «Приоритетное значение сохраняет борьба государств -- членов ШОС с терроризмом, наркотрафиком и трансграничной преступностью. В том числе -- за счет углубления сотрудничества с другими странами и международными организациями. Развитие ситуации в нашем регионе, прежде всего в Афганистане (имеет статус наблюдателя в ШОС. -- Ред.) и вокруг него, требует наращивания согласованных действий по линии внешнеполитических ведомств и силовых структур. Мы знаем об усилиях наших афганских друзей на этом направлении и должны их всячески поддержать».
По итогам встречи глав правительств ШОС были подписаны совместные документы. Основными стали общее коммюнике, инициатива по активизации многостороннего экономического сотрудничества по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечению дальнейшего развития экономик государств -- членов ШОС и заявление о борьбе с инфекционными болезнями на пространстве ШОС.
Совместный подход к прессе глав правительств заключался в благодарственном слове китайского премьера Вэнь Цзябао, который поблагодарил СМИ за работу и выразил уверенность в светлом будущем организации. Затем участников ждал официальный прием, он же обед, и короткая встреча с председателем КНР Ху Цзиньтао.
После этого российский премьер встретился с председателем Всекитайского постоянного собрания народных представителей У Банго, который искренне одобрил расширение российско-китайского сотрудничества и вовлечение в него парламентских структур, кажется, даже слегка смущая своей непосредственной радостью Владимира Путина.
После мероприятий во Дворце народных собраний глава российского правительства отправился в государственную резиденцию с романтическо-практическим названием «Дяоюйтай», что означает «мостки для ловли рыбы». В этой резиденции часто размещаются приезжие высокие гости, которые уже в качестве хозяев принимают собственных гостей. Вчера гость не уступал рангом хозяину. Пообщаться с Владимиром Путиным пришел Карим Масимов, премьер-министр Казахстана. Главы правительств подтвердили, что Таможенный союз двух стран и Белоруссии должен начать действовать уже 1 января будущего года, правда, новых подробностей о способе присоединения к ВТО не сообщили. (В свою очередь главный российский переговорщик, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков вчера сообщил, что решение о возобновлении переговоров по вступлению России в ВТО может быть объявлено в Женеве уже сегодня.)
Последней по списку, но не по значению стала встреча российского премьера с председателем КНР Ху Цзиньтао. Премьер и председатель немного попозировали прессе, дружелюбно улыбаясь друг другу и заверяя в дружбе и стратегическом партнерстве. Как рассказал позднее на заключительной встрече с журналистами Владимир Путин, хорошие личные отношения с председателем КНР не предопределяют исхода переговоров. "Я не знаю вопроса, по которому не было бы споров», -- отметил г-н Путин.
После коротких приветственных слов перед телекамерами российский премьер и председатель КНР отправились на ужин. Уже после ужина Владимир Путин успел встретиться с пакистанским коллегой Сайедом Юсуфом Разой Гиллани. На встрече в присутствии прессы было заявлено, что проблемы пакистанского и мирового терроризма и экстремизма главы правительств обсудят за закрытыми дверями.
Напоследок, прямо перед отъездом в аэропорт, Владимир Путин уже по традиции завершил важную загранкомандировку общением с журналистами. Премьер не ограничился простым подведением итогов двухдневной работы: договоренности по нефти, атомной энергетике, газу. Он добавил, что буквально вчера же была достигнута договоренность по цене поставок газа в Китай, точнее, принципам ценообразования -- условлено, что цены будут привязаны к стоимости азиатской нефтяной корзины. Российский премьер постарался успокоить старых и новых партнеров: газа хватит на всех, все договоренности -- как заключенные ранее, так и достигнутые на днях -- будут выполнены: «Если бы даже была возможность начать поставки в Китай прямо сейчас, все наши обязанности по отношению к другим партнерам не пострадали бы».
Премьер несколько удивился вопросу журналистов, что случилось с запланированной и анонсированной встречей с премьер-министром Ирана: «Впервые слышу, что была запланирована такая встреча», -- заявил г-н Путин. Но все же уточнил, что наша позиция по иранской ядерной программе неизменна: не надо заранее говорить о санкциях, пока нет результатов переговоров с Ираном, чтобы не нагнетать обстановку. Но право окончательно определять политическое мнение России премьер оставил за президентом.
Юлия МИРОНОВА, Пекин