В ходе визита Владимира Путина в Китай председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и президент CNPC Цзянь Цземинь подписали рамочное соглашение об основных условиях поставки природного газа. Предполагаемые объемы соответствуют оговоренным в меморандуме трехлетней давности (около 70 млрд кубометров), сроки начала экспорта сдвинуты на 2014--2015 годы (с 2011-го), а цена и даже принципы ценообразования по-прежнему не согласованы. Игорь Сечин, который на правах вице-премьера по ТЭК и главного переговорщика с китайскими партнерами в этой сфере по правительственной линии готовил визит г-на Путина, пообещал появление «определенностей» по условиям поставок газа в следующем году.
В одном из подписанных вчера документов -- «Дорожной карте» к меморандуму о взаимопонимании по сотрудничеству в сфере природного газа (сам меморандум был подписан летом в Москве во время визита Ху Цзиньтао) фактически обозначен алгоритм реализации сотрудничества в газовой сфере. По словам г-на Сечина, в документе обозначено, когда будут проведены переговоры по ценам, а когда стороны выйдут на подписание контрактов. Переговоры должны состояться в начале следующего года. «А контракт может быть подписан в июне 2010 года», -- подытожил он.
Еще весной 2006 года по время визита Владимира Путина в Пекин «Газпром» и CNPC подписали меморандум о поставках до 60--80 млрд кубометров голубого топлива. Тогда же было объявлено, что поставки стартуют через новый газопровод «Алтай» с западносибирских месторождений, которые являются ресурсной базой для выполнения экспортных обязательств перед российскими потребителями, странами СНГ, Турцией и европейскими клиентами. Газ с Сахалина, из Якутии и Иркутской области предполагалось пустить в Поднебесную позднее, по дальневосточному коридору. Реакция Брюсселя тогда была достаточно нервной, а основные европейские концерны поспешили продлить с «Газпромом» долгосрочные контракты на 25--30 лет вперед (еще до конца 2006 года новые договоры были последовательно подписаны с E.ON Ruhrgas, OMV, Eni и Gaz de France). Тем временем развитие сотрудничества с Китаем уперлось в переговоры о цене и маршрутах поставки.
Теперь история повторяется. Отношения с Еврокомиссией плохие, Россия вышла из Договора к Энергетической хартии; клиенты «Газпрома» снизили отбор газа и ищут лазейки для того, чтобы не выполнять обязательства «бери или плати»; а перспективы заключения новых долгосрочных контрактов туманны как по экономическим, так и по политическим соображениям. Кроме того, руководство России приняло волевое решение развивать инфраструктуру на Дальнем Востоке. «Газпрому» поручено построить газопровод с Сахалина во Владивосток. При скромных потребностях региона в газе и больших расстояниях спасти экономику проекта может только организация значительных экспортных поставок в Японию и Корею в виде СПГ (что довольно странно делать в Приморье, поскольку газ сжижать логичнее на самом Сахалине) или по трубе в Китай.
Еще до процедуры подписания нового рамочного соглашения г-н Сечин заявил журналистам, что «Миллер просто так не катается». А на вопрос об объеме поставок заметил: «Газ есть, его у нас навалом, дадим, сколько будет нужно китайской стороне». Оценки спроса на газ в Китае впечатляют. Даже в кризисные времена прирост будет исчисляться 10--20% ежегодно. В прошлом году страна использовала чуть больше 80 млрд кубометров, из которых только 4,4 млрд было импортировано в виде сжиженного природного газа. Ожидается, что импорт будет расти еще более высокими темпами.
Впрочем, не отстает и активность китайских компаний в сфере закупок топлива. Строится газопровод Средняя Азия--Китай с пропускной способностью до 40 млрд кубометров в год (должен быть запущен в декабре с начальной мощностью около 10 млрд кубометров). Госкомпании CNOOC и PetroChina уже подписали контракты на закупку значительных объемов СПГ в Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке. В 2012 году импорт сжиженного газа должен вырасти до 14 млн т. Около 3 млн т уже сейчас поставляется из Австралии с проекта North West Shelf, в этом году стартуют поставки газа из Катара (до 5 млн т после выхода «на полку»), Индонезии (до 2,6 млн т) и Малайзии (до 3 млн т). Кроме того, подписаны предварительные контракты с Exxon и Shell по приобретению 4 млн т с проекта Gorgon в Австралии начиная с 2014 года, а также в эти сроки с Exxon на 2 млн т с завода в Папуа и Новой Гвинее. Итого, около 30 млн тонн СПГ в год, что эквивалентно половине нынешнего потребления Китая. С учетом наращивания собственной добычи и поставок из Средней Азии, которые, несмотря на трудности и отсутствие ценовых договоренностей, будут так или иначе развиваться, в среднесрочной перспективе у Пекина уже есть гарантии поставок под удвоенное потребление. При том что глобальный спрос на газ и СПГ, в частности, пока не проявляет признаков роста, у Китая будет возможность увеличить портфель.
Как в эту картину будет вписываться «дорогой» российский газ, не понятно. «Физически поставки начнутся, как только будут востребованы рынком и построена соответствующая инфраструктура», -- говорил вчера г-н Сечин. По его словам, ориентиры -- 2014--2015 годы, хотя «возможна корректировка». Во всяком случае особых резонов идти на ценовые уступки у Пекина пока нет. И спешка может возникнуть только в случае демарша контрагентов, прежде всего Туркменистана, где
разгорается скандал с завышением оценок запасов топлива.
«Газпром» же проповедует принцип равной доходности продаж газа на разных рынках и намерен получать от китайцев такую же норму прибыли, как в Европе. С учетом того, что нужно окупить затраты на строительство нового газопровода «Алтай» («западное» направление) мощностью 30 млрд кубометров и протяженностью свыше 2 тыс. км (оценивались в 13 млрд долл.), CNPC придется покупать газ даже дороже, чем европейцам. При этом китайцы до сих пор ни разу не проявляли готовность платить больше 100 долл. за тысячу кубометров. К тому же вероятно, что ценовые переговоры между «Газпромом» и китайской компанией будут идти на фоне начала поставок в Поднебесную трубопроводного газа из Туркменистана.
С «восточным» направлением поставок в Китай ситуация тоже непростая. Российская сторона уже сейчас заявляет, что там требуются значительные инвестиции не только в освоение месторождений и строительство трубопроводов почти с нуля, но и в сложную газопереработку из-за состава сырья. Это означает, что газ будет стоить еще дороже. И что российская сторона ждет от китайских партнеров предложений по инвестициям в этой сфере.
Известно, что аналогичные переговоры ранее прошли с японскими компаниями (во время визита г-на Путина в Токио) и скорее всего готовятся с южнокорейскими газовиками, заинтересованными в организации поставок из России.