|
|
N°182, 05 октября 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В духе Питсбурга
Акционеры МВФ и Всемирного банка встречаются в Стамбуле
Ежегодное собрание советов управляющих Международного валютного фонда и Всемирного банка, проходящее на этот раз в Стамбуле, имеет на себе четкий отпечаток недавних решений саммита «Большой двадцатки» в Питсбурге. Собственно, после того успеха, который был достигнут лидерами G20, стамбульское мероприятие объективно лишилось возможности сформулировать какие-то новые решения. Так, главное достижение Питсбурга -- компромисс о пересмотре акционерных квот в МВФ в размере 5% -- было скопировано слово в слово в коммюнике стамбульской встречи.
Выпущенное вчера в Стамбуле коммюнике главного управляющего органа МВФ - министерского Международного валютно-финансового комитета - начинается с констатации того, что общие усилия привели к первым признакам восстановления мировой экономики. Но антикризисные меры должны быть продолжены до тех пор, пока не будет обеспечено длительное восстановление. Характерную иллюстрацию этого процесса приводят в сегодняшнем выпуске бюллетеня «Кризис. Государство. Бизнес» эксперты Центра развития и Высшей школы экономики. Они указывают, что завершение действовавшей в США с 24 июня по 24 августа программы «деньги за драндулеты» фактически обрушило рынок новых автомобилей. «Программа стимулирования спроса, дав экономике США краткосрочную передышку, не смогла запустить «маховик» самоподдерживающегося роста. Впрочем, если бы программа размером в 3 млрд. долларов перезапустила 14-триллионную экономику, это можно было бы расценить как настоящее чудо», -- считают эксперты. И добавляют, что набор сохраняющихся проблем вынуждает «задаться вопросом: не были ли первые признаки оживления американской экономики своеобразным «фальстартом»?».
Однако в центре внимания МВФ в ближайший год будет не только состояние мировой экономики, но и реформа самой организации. «Двадцатка» сделала первый шаг к серьезному перераспределению акционерных квот между членами фонда, утвердив общий масштаб «сдвига» -- 5%. Как уже писала газета «Время новостей» (см. номер от 28 сентября), принятая в Питсбурге формулировка, тем не менее, довольно расплывчата, поскольку содержит одновременно два толкования того, от кого к кому должны перейти голоса. Со одной стороны, говорится о перераспределении квот «в пользу динамичных формирующихся рынков и развивающихся стран», а с другой - «от перепредставленных стран недопредставленным». К тому же, предлагается за «стартовую основу» взять действующую формулу расчета квот, которая при ее непосредственном применении дает объем перераспределения не на уровне 5%, а в 0,02%.
Толкование этих моментов, модернизация формулы и, в конечном итоге, определение тех стран, чьи квоты увеличатся или сократятся, обещает в предстоящие месяцы жаркие бои. Примечательно, что директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан уже сделал первый «выстрел». Как сообщил ТАСС со ссылкой на Анатолийское агентство, во время пребывания в Стамбуле Стросс-Кан фактически пообещал Турции удвоение ее квоты. По его словам, сам он и члены совета директоров фонда «считают, что Турция заслужила право на повышение ее квоты» и даже назвал цифру - до уровня более 1%. При этом, сейчас квота Турции в капитале фонда составляет 0,55%, и она считается недопредставленной. Но даже несмотря на это, подобные авансы со стороны главы МВФ другими участниками процесса наверняка будут восприняты как некорректные.
Вопрос сегодняшнего дня - правила управления ресурсами, собранными для антикризисных программ МВФ в последние месяцы. Общий объем обещанных ресурсов уже превысил 500 млрд долл, из которых 80 млрд долл - взнос стран группы БРИК. По настоянию США все эти средства учитываются в так называемом фонде «new NAB» («новые» Новые соглашения о заимствованиях), и управляться этот фонд должен специальным образом -- его участниками.
Как стало известно «Времени новостей», сегодня в Стамбуле состоится учредительная встреча «new NAB» с участием представителей БРИК и других стран (крупнейшие взносы делают Япония, США и Европейский союз). Но правила управления этим фондом до сих пор не согласованы. Как пояснял на днях источник агентства Прайм-ТАСС, необходимо обсудить вопрос о блокирующем пакете при принятии решения о распределении ресурсов. Страны БРИК хотят иметь блокирующий пакет в 15%, но по мере увеличения ресурсов фонда «new NAB» их доля размывается. Если бы объем ресурсов не превышал 500 млрд долл, то страны БРИК «имели бы твердые 15%», но если эта сумма будет 600 млрд долл, то доля БРИК составляет уже чуть более 10%, поясняет источник агентства. Он подчеркивает при этом, что любой блокирующий пакет -- это крайнее средство, и его наличие не означает, что страны БРИК готовы использовать право заблокировать какое-либо из решений: «Блокирующий пакет скорее придает моральный вес». На вопрос о том, возможно ли решить эту проблему компромиссным способом сегодня или в ближайшие дни, источник «Времени новостей» затруднился ответить определенно. Как известно, продвинуться в вопросе о перераспределении квот после длившихся годами дискуссий удалось только главам государств «Двадцатки», и то лишь на их третьей встрече.
Андрей ДЕНИСОВ