Время новостей
     N°181, 02 октября 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.10.2009
Гость в чистой комнате
Советский Союз первым признал новый Китай
Ровно 60 лет тому назад, 2 октября 1949 года, заместитель министра иностранных дел СССР Андрей Громыко направил телеграмму китайскому премьеру и главе МИДа Чжоу Эньлаю. В ней сообщалось о решении советского правительства установить дипломатические отношения с провозглашенной 1 октября Китайской Народной Республикой и обменяться с ней послами. СССР стал первой страной мира, признавшей новый Китай.

В этом году две страны отмечают юбилей установления дипотношений на самом высоком уровне, желая подчеркнуть верность традициям дружбы. В июне в Большом театре в Москве в честь этого события состоялся торжественный вечер с участием российского президента Дмитрия Медведева и китайского председателя Ху Цзиньтао. А в середине октября на церемонии в Пекине ждут российского премьера Владимира Путина.

Некоторые китайские эксперты считают выбор даты не вполне обоснованным, ведь первое российское посольство в столице Китайской империи появилось еще в 1861 году. Однако нынешняя Россия как правопреемница СССР стала наследницей дипломатического признания шестидесятилетней давности. Российский китаевед Юрий Галенович заметил «Времени новостей», что для нашей страны история отношений с КНР делится на два отрезка: 42 года принадлежат СССР, 18 лет -- Российской Федерации. Впрочем, он отмечает: «Хотя одно государство сменило другое, национальные интересы двух стран и народов совпадают. Это было и остается главным, определяющим в наших отношениях. Самое важное -- это взаимное доверие народов, его необходимо укреплять и углублять».

В 1949 году Москва незамедлительно отозвалась на обращенное к правительствам всех стран мира предложение Пекина установить дипотношения на основе равенства, взаимной выгоды и уважения суверенитета. Советскому примеру последовали социалистические страны. Уже на следующий день, 3 октября, Китай признали Северная Корея и Болгария. До конца октября 1949 года новую республику признали Румыния, Венгрия, Чехословакия, Польша, Монголия и Восточная Германия.

Современные китайские авторы отмечают, что лидер Компартии Китая Мао Цзэдун считал необходимым «заново разжечь очаг» внешней политики. Победившие в гражданской войне коммунисты решили отказаться от дипломатического наследия гоминьдановской Китайской республики, чтобы на новой основе установить отношения со всеми странами мира. Мао хотел «хорошо почистить комнату и потом позвать гостей», то есть полностью покончить с привилегиями империалистических держав в Китае и лишь после этого пригласить иностранцев договариваться о принципах сотрудничества.

Однако в условиях внешней изоляции и давления со стороны Запада, вставшего на сторону бежавшей на Тайвань гоминьдановской администрации, Мао прагматично призвал соратников «опираться на одну сторону», то есть на СССР. Когда победа китайских коммунистов в гражданской войне стала несомненной, летом 1949 года делегация КПК во главе с секретарем ЦК Лю Шаоци отправилась с тайным визитом в Москву. Они пять раз встречались с Иосифом Сталиным, чтобы рассказать советскому лидеру о ситуации в Китае и о своих политических планах.

Лю Шаоци сообщил, что церемония официального создания нового правительства Китая намечена на 1 января 1950 года, за оставшееся время Мао Цзэдун хочет провести тщательную подготовительную работу. На это Сталин заметил, что безвластие не может продолжаться слишком долго, ведь подобная ситуация может спровоцировать империалистическое вмешательство, а это осложнит положение Китая. Лю Шаоци спросил, может ли его страна рассчитывать на дипломатическую поддержку Советского Союза. Сталин ответил, что СССР признает новое правительство Китая сразу же после его провозглашения.

Похоже, что руководители КПК прислушались к рекомендации советского лидера -- новая республика была создана на три месяца раньше намеченного срока. СССР также выполнил свое обещание немедленно признать новое государство. Советский посол Николай Рощин выехал из Москвы 4 октября и прибыл в Пекин 10 октября 1949 года. Первую часть пути он проделал на самолете, по Китаю он передвигался на поезде с остановками в Харбине и Шэньяне, где его ждали встречи с местным руководством.

Китайские авторы часто напоминают, что советский посол торопился в Пекин, чтобы его не опередили англичане. В Харбине Рощин якобы сказал китайцам: «Из британского посольства в Москве стало известно, что Великобритания может вскоре признать вашу страну. Поскольку в Китае осталось посольство Великобритании, советскому послу надо было как можно быстрее отправляться в путь, чтобы стать первым иностранным дипломатом, вручившим верительную грамоту». Эти слова вошли в отчет о приезде советского посла, составленный заместителем директора китайского отдела по делам иностранцев в Харбине. Действительно, Великобритания первой из крупных стран Запада признала КНР в январе 1950 года. Однако установление полноценных дипотношений между Лондоном и Пекином затянулось на десятилетия -- обмен послами состоялся лишь весной 1973 года.

Николай Рощин в 1943--1945 годах был советским военным атташе в Чунцине, где в годы войны с Японией находилась временная столица Китая. Послом СССР в гоминьдановском Китае он стал в 1948 году, в разгар гражданской войны. Советские власти направили в новый Китай прежнего посла, и это разочаровало китайских коммунистов. Они надеялись, что из Москвы к ним приедет высокопоставленный дипломат или чиновник, не имевший контактов с гоминьдановскими властями. Тем не менее китайские власти без промедления согласились с предложенной кандидатурой. В Пекине посла СССР встретили со всеми возможными почестями.

Руководители КНР придавали большое значение церемонии вручения верительных грамот советским послом, ведь для них это был первый символический шаг к международному признанию. Вчерашние революционеры еще не владели тонкостями протокола и позвали в качестве консультантов советских дипломатов. 16 октября 1949 года в одном из залов комплекса правительственных резиденций «Чжуннаньхай» в центре китайской столицы первый посол СССР в КНР Николай Рощин вручил верительные грамоты Мао Цзэдуну.

Через несколько дней, 20 октября, из Пекина в Москву отбыл заместитель министра иностранных дел Ван Цзясян -- первый аккредитованный за границей посол КНР. Из-за спешки делегацию из 13 человек не успели снабдить загранпаспортами. Им выдали справку за подписью начальника канцелярии МИД КНР с просьбой принимать посла и его сопровождающих как обладателей дипломатических паспортов. Никаких недоразумений не возникло -- 31 октября на Ярославский вокзал в Москве для торжественной встречи посла прибыл замминистра иностранных дел Андрей Громыко. 3 ноября 1949 года Ван Цзясян вручил в Кремле председателю президиума Верховного совета СССР Николаю Швернику подписанную Мао Цзэдуном и Чжоу Эньлаем первую в истории дипломатии КНР верительную грамоту.

«Спасение -- в социализме»

В центре Пекина состоялся вчера грандиозный парад в честь 60-летия провозглашения Китайской Народной Республики. Основное действо развернулось у ворот Тяньаньмэнь, с которых 1 октября 1949 года лидер китайских коммунистов Мао Цзэдун объявил о создании новой республики. Нынешний партийный, государственный и военный руководитель Ху Цзиньтао призвал соотечественников не сворачивать с пути социализма: «60 лет развития и прогресса нового Китая полностью подтвердили, что лишь социализм может спасти Китай, лишь политика реформ и открытости может обеспечить развитие Китая, социализма и марксизма». Целью общих усилий партии, армии и всего народа он провозгласил создание «богатого, сильного, демократического, цивилизованного и гармоничного модернизированного социалистического государства».

Ху Цзиньтао объехал выстроившиеся для парада войска на старомодном китайском лимузине «Хунци» («Красное знамя»). Потом мимо площади Тяньаньмэнь прошли 8 тыс. солдат и свыше 500 единиц боевой техники полусотни типов. Организаторы парада продемонстрировали современные образцы вооружений китайского производства -- бронетехнику, средства противовоздушной обороны, мобильные радиолокационные станции и беспилотные летательные аппараты. Парад замыкали баллистические ракеты «Дунфэн-31», способные нести ядерные заряды на расстояние свыше 10 тыс. километров.

За военными следовали около 100 тыс. демонстрантов. Зарубежные эксперты отметили, что помимо портретов Мао Цзэдуна, «архитектора реформ» Дэн Сяопина и ныне здравствующего Цзян Цзэминя, правившего страной в 1990-е годы, трудящиеся пронесли огромный портрет Ху Цзиньтао.

Александр ЛОМАНОВ
//  читайте тему  //  Россия и Китай